18+
среда, 26 июля
Общество

Пираты отпустили «Фаину» и спасли мэра Одессы

Выкуп сомалийским корсарам заплачен — иначе украинские моряки и их семьи за себя не ручались

  
19

Украинское судно «Фаина» в ближайшее время будет выпущено из плена сомалийских пиратов. За сухогруз с 33 танками на борту корсары получили выкуп в размере 3,2 млн. долларов. Как сообщает Reuters, источник, участвующий в переговорах, подтвердил, что освобождение — вопрос нескольких часов. По данным агентства, пираты, получившие деньги наличными, находятся на борту судна и делят полученный выкуп.

Напомним, «Фаина» была захвачена 25 сентября 2008 года. На борту корабля находились трое россиян (все — жители Санкт-Петербурга), 17 украинцев и один латыш.

Позднее один из россиян — капитан корабля — умер от гипертонического криза. Судно следовало под флагом Белиза в Кению и перевозило военную технику, в том числе — 33 танка Т-72 и запчасти к бронетехнике. С первых дней пираты требовали за освобождение корабля 20 млн. долларов. А наличие на борту контрабандной бронетехники вызвало мировой скандал, с которым правительство Украины не разобралось до сих пор.

И это не единственный скандал, связанный с «Фаиной».

Накануне стало известно, что родные и близкие моряков, оставшиеся на Украине, готовят массовые акции протеста, чтобы привлечь внимание к судьбе корабля и экипажа, о которых в стране за последние месяцы практически забыли. С самого сентября члены семей пленников пытались заставить правительство Украины хоть как-то посодействовать освобождению заложников. Но поддержки не получали.

Ещё 17 октября инициативная группа заявила, что деньги на выкуп собраны. При этом сумма выкупа не разглашалась. Правительство Украины же отмалчивалось, ссылаясь на продолжение переговоров с пиратами и трудностями, при передачи суммы. Тем временем в интервью корреспонденту «Newsweek» глава пиратов заявил, что процедура передачи денег давно «обкатана» и их, пиратов, в полнее устраивает.

В феврале инициативная группа из родных, близких и просто сочувствующих захваченным в плен морякам подготовила обращение к мэру Одессы Эдуарду Гурвицу. В Одессе более 70% жителей связаны с морем и воспринимают эту ситуацию очень остро. Мэру Одессы было предъявлено требование: взять под контроль переговорный процесс. По мнению инициативной группы, градоначальник — достаточно сильная, как политическая, так и административная фигура. Иначе, как указывалось в петиции, выборы мэра Одессы, намеченные на этот год, могут оказаться под угрозой срыва. Люди не соглашались больше ждать и готовились действовать очень решительно.

Лишнего масла в огонь подлило сообщение, полученное с «Фаины» от исполняющего обязанности капитана суда Никольского: «Сейчас члены экипажа находятся в небольшом помещении, практически недвижимо, не выполняя никаких физических упражнений — половина экипажа больна, другая скоро сойдет с ума».

Кто оплатил выкуп — пока не известно. Однако саму новость в Одессе восприняли с большой радостью и облегчением.


Из досье «СП»

Судно «Фаина» перевозило оружие. Кенийское правительство купило у Украины 33 танка Т-72, зенитные установки и большой арсенал противотанкового ручного вооружения. Пираты напали не зная о грузе.

Капитан судна — россиянин Владимир Колобков до последнего пытался уйти. Но после первых выстрелов из гранатомёта, дал команду остановиться. Узнав о содержимом трюма, морские разбойники предположили, что груз шёл в Южный Судан, и принялись избивать команду. По их мнению, судно должно было в обход международного моратория доставить вооружение повстанцам Южного Судана, где идет гражданская война.

Эта информация была подхвачена средствами массовой информации. BBC даже представило копии документов на груз, из которых следует, что контракты на поставку оружия были заключены правительством Кении от имени властей Южного Судана. Украина и Кения отвергают обвинения в нарушении норм международного права, а Судан настаивает, что не имеет отношения к военному грузу.

Капитану удалось доказать, что груз предназначен для других целей. Пираты поняли, что сильно промахнулись с захватом «Фаины». Выгрузить танки невозможно без соответствующего портового оборудования. А значит — они оказались привязанными к судну. Так началась затяжное сожительство пленных и надзирателей.

Доходило дело до того, что пираты пригрозили взорвать себя вместе с судном, если с выкупом будут тянуть. Однако владелец — Панамская компания Waterlux AG события не торопила. «Владельцы судна постоянно меняют свою позицию, — говорил представитель пиратов Сугуле Али. — Возможно, они слушаются советов тех, кто надеется решить проблему военным путем».

29 сентября, спустя четверо суток с момента захвата, стало известно, что капитан судна россиянин Владимир Колобков скончался от сердечного приступа. Обязанности капитана с этого дня выполняет Владимир Никольский.


СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня