18+
пятница, 2 декабря
Общество

«Единая Россия» против столичных водителей

Штрафы для жителей Москвы и Питера возрастут, зато дворы будут асфальтировать под парковки

  
1

Сразу два ключевых нововведения, касающиеся миллионов столичных автолюбителей, предложили чиновники — в ближайшие месяцы они имеют все шансы воплотиться в жизнь. Плохая новость: штрафы за нарушения ПДД, прежде всего, правил парковки, в Москве и Санкт-Петербурге разрешено повысить в несколько раз. Хорошая новость: во дворах Москвы «изыщут» дополнительно около 600 тысяч машиномест, по 30 штук на каждый двор.

Решение о том, что жители обеих российских столиц должны платить за нарушения правил дорожного движения больше, чем все остальные россияне, принадлежит федеральным парламентариям из правящей «Единой России». Партия подготовила ко второму чтению корректировки поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые сделают штрафы за неправильную парковку в Москве дороже, чем в других регионах, пишет «Коммерсантъ».

Содержание поправок к принятому в первом чтении 8 февраля проекте уже утвердил комитет Госдумы по конституционному законодательству. Отметим, что впервые в России планируют ввести дифференцированную систему санкций, где наказание зависит от места совершения нарушения. Предполагается, что в КоАПе появится статья 12.16.4, согласно которой за стоянку или остановку там, где это запрещено знаком или разметкой, водитель заплатит 1,5 тысячи рублей, но если нарушение произошло на территории Москвы или Санкт-Петербурга, штраф увеличивается более чем в три раза — до 5 тысяч рублей.

Такой же штраф в Москве и Петербурге предусмотрен за остановку и стоянку далее первого ряда, на трамвайных путях, на остановках маршрутного транспорта и ближе 15 метров к ним, а также на тротуаре. В других регионах санкции за эти нарушения ограничены 1−2 тысячами рублей.

За стоянку на мосту, путепроводе и под ними большинство водителей отделаются штрафом в 300 рублей (действующая санкция — 100 рублей), а водители Москвы и Санкт-Петербурга заплатят за это 2,5 тысячи рублей. Штрафа можно избежать только при вынужденной стоянке: для этого нужно будет включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

Авторы законопроекта — глава Комитета по госстроительству Владимир Плигин, его заместитель Александр Москалец, а также депутат Мартин Шаккум. Однако истинным инициатором кампании по «закручиванию гаек» в области штрафов автомобилистами стал лично президент Дмитрий Медведев — еще в октябре минувшего года он потребовал решить проблему пробок в мегаполисах практически любой ценой.

О том, как выглядит законопроект с точки зрения юриста, «СП» рассказал Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России:

«СП»: — Почему именно сейчас возник такой проект — дифференцировать штрафы для автомобилистов Москвы и Питера?

— С того момента, как в 2003 году Плигин дорвался до места председателя Комитета по госстроительству, а первым его замом стал Александр Москалец, они, используя должностные полномочия, проталкивают только репрессивные нормы. Поэтому репрессии стали делом их жизни.

Но хочу сказать, что они самоубийцы. Потому что избирательная кампания в Госдуму нового созыва уже началась. И они просто отбирают голоса у «Единой России», выходцами из которой сами являются, поскольку в РФ имеется 40 миллионов автомобилистов, не считая членов их семей.

«СП»: — Возможно, речь идет о том, чтобы привлечь симпатии жителей регионов, дискриминировав ненавидимых ими москвичей?

— Мы ведь говорим о большом законопроекте, который во многие статьи вносит репрессивные изменения, увеличивая штраф. И только один раздел этого проекта говорит о праве двух субъектов федерации — Москвы и Санкт-Петербурга — устанавливать повышенные размеры штрафов. В этом есть свой плюс и свой минус.

Плюс — процедурный, и это плюс не Плигина, а Собянина. Президент Дмитрий Медведев, представляя Собянина на должность мэра Москвы, сказал: самая главная задача мэра — привести законодательство Москвы в соответствие с федеральным. С того момента прекратилось лужковское подписывание документов в тиши мэрского кабинета. А всё, что нарушает права граждан, посягает на них — всё это стало проводиться через российский парламент, чего и требует 55-я статья Конституции. Тот факт, что правительство Москвы обратилось с этим предложением в Думу — это плюс. Процедура соблюдена.

«СП»: — А минус?

—  Теоретики права могут предъявить претензии к этим нормам. Нормы же таковы, что все граждане, по Конституции и многочисленным решениям Конституционного суда, равны перед законом и судом независимо от места жительства. Вот, в Москву могут приехать на автомобиле люди из, например, Рязани. И они будут подвергаться совершенно различным мерам наказания — у себя дома и в Москве. Что, конечно, будет оспариваться юристами.


Одновременно московским водителям готовят и приятный подарок. Мэр города Сергей Собянин во время оперативного совещания в мэрии поручил создать в московских дворах дополнительные парковочные места. «При благоустройстве дворов нам необходимо создавать дополнительное парковочное пространство. Состояние дворов у нас ужасающее, весь двор зачастую сплошь заставлен машинами, надо максимально упорядочить эту ситуацию», — сказал Собянин.

По расчетам столичных коммунальщиков, которые и привел на совещании глава комплекса городского хозяйства Петр Бирюков, власти предусмотрели создание в каждом столичном дворе дополнительно 30 машиномест. «Нетрудно посчитать, сколько всего их будет. У нас 20 тысяч дворов», — добавил Бирюков.

Однако эта новость также вызывает многочисленные вопросы. Главных — два: не станут ли после «упорядочивания» дворовые стоянки платными и как расширение парковочных мест отразится на экологии. «Это что же — последние деревья срубят или детские площадки под парковки пустят? — удивляется москвичка Наталья А. — Вероятно, и то, и другое. Иначе не могу даже представить, куда в нашем дворе влезут тридцать парковочных мест».

Что касается экологического вопроса, то здесь, вероятно, московские власти попробуют применить технологию парковочных газонов, испытанных в последние годы в ряде районов Москвы. Речь идет о специальных решетках, на которые ставится авто, а сквозь них прорастает газонная трава. Единственное ограничение, которое необходимо соблюдать — ежедневная перестановка машин: если площадка каждый день закрыта автомобилем, трава не вырастет.

Но, поскольку экопарковки — так называется в городе эта технология — стоят немалых денег, возможно, автолюбителей заставят оплачивать постой своих машин на этих местах. Либо, как это сделано в европейских городах, припишут каждому из автовладельцев, живущих в доме, свое место — а для посторонних проблема парковки станет трудноразрешимой.

«Брать плату за парковку во дворах — это любимая идея еще Юрия Лужкова, он пытался продвигать ее еще 7−8 лет назад, — напоминает Виктор Травин, президент Правовой коллегии защиты автовладельцев. — Однако как только об этом начинали говорить, поднималась жуткая волна протеста. Думаю, и на этот раз чиновники отступят. А бороться с неправильной парковкой намного проще — наконец, начать строить многоэтажные паркинги!»

Возмущение пешеходов Сергей Собянин планирует погасить одновременным окультуриванием дворов. Москва может, наконец, отказаться от асфальтового покрытия тротуаров в пользу более эстетичной плитки. «У нас около 90% тротуаров покрыто асфальтом, летом он плавится, осенью имеет непрезентабельный вид. Дайте свои предложения по улучшению покрытий тротуаров!», — призвал Собянин на совещании в мэрии. Отметим, что внедрение тротуарной плитки для нового мэра работа знакомая и приятная: еще в бытность свою губернатором Тюменской области он с блеском провел подобную кампанию в областном центре.

Фото: «© Юрий Мартьянов/Коммерсантъ»

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня