18+
среда, 29 марта
Общество

Алжир вернет России МиГи с дисконтом

Российские летчики рады пополнению авиационных частей пусть и такой сравнительно современной техникой

  
31

Министерство обороны РФ приняло беспрецедентное решение: оно закупит у Алжира крупную партию собственных истребителей МиГ-29 СМТ на сумму в 25 млрд. рублей. Об этом сообщил вице-премьер РФ Сергей Иванов в ходе заседания президиума правительства 9 февраля.

Фабула уникального торгового пируэта такова. В 2006 году между Алжиром и «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на поставку 34 истребителей МиГ-29СМТ. Его стоимость, по некоторым данным, составила около 1,3 млрд. долларов. Контракт был подписан в марте 2006 года во время визита в Алжир тогдашнего президента РФ Владимира Путина, в рамках пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму около 8 млрд. долларов.

В 2006—2007 годах Алжир получил 15 самолетов, а в 2008 году прекратил их приемку. Официально объявленная причина — выявленные неисправности в полученных образцах. Однако представители российской стороны демарш Алжира объяснили сугубо политическими мотивами. Главный из них состоит якобы в том, что внутри руководства в Алжире идет борьба кланов, ориентирующихся на различные международные силы. Поставки сухопутного вооружения курирует лояльный президенту Абдельазизу Бутефлике начальник генштаба Салах Ахмед Гаид. В то время как поставки для ВВС и ВМС контролирует соперничающий клан, в который входят влиятельные силовики, имеющие французскую ориентацию. Так это или иначе, но, действительно, Алжир не ставил столь жестко вопрос в отношении танков Т-90С, к которым тоже были технические претензии. В минувшем году практически приостановлены переговоры о возможной поставке Алжиру двух российских фрегатов стоимостью около 800 млн. долларов. Зато, по сообщению западных СМИ, во время визита президента Франции Николя Саркози в Алжир начались переговоры о продаже алжирской стороне до четырех фрегатов FREMM постройки французской DCNS: стоимость контракта может составить около 1,6 млрд евро.

Другой причиной охлаждения алжирской стороны к МиГ-29 некоторые эксперты называют тот ажиотаж, который возбудила российская пресса вокруг двух аварий этого самолета, произошедших в 2007—2008 годах. Самая громкая из них произошла 17 октября прошлого года (кстати, уже позже принятия Алжиром решения по Миг-29) под Читой. Тогда эксплуатация этой машины была запрещена в России до выяснения причин. Оказалось, разбился старый экземпляр машины, которая к тому же некачественно ремонтировалась. Тем не менее, минобороны решило тщательно проверить весь парк этих МиГов. В прессе поднялся шум о том, что это потерянная для ВВС машина. Сейчас закончилась проверка 100 единиц, все они благополучно вернулись в боевую линию. Но круги, как говорится, пошли, и они, конечно, отрицательно влияют на экспортный имидж МиГ-29.

Между тем, специалисты очень высоко оценивают этот самолет. Летчик-испытатель Олег Спичка в беседе с корреспондентом «СП» назвал МиГ-29 — одним из лучших реактивных истребителей четвертого поколения.

— Еще лучше МиГ-29СМТ, который Россия поставляла Алжиру, — подчеркнул он.- Эта машина представляет собой качественно новую версию. Она имеет в своем арсенале различное авиационное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Самолет способен с высокой эффективностью выполнять задачи по уничтожению как воздушных, так и наземных и морских целей. В результате модернизации боевая эффективность МиГ-29СМТ, по сравнению с базовым МиГ-29, возросла в среднем в 3 раза, а стоимость эксплуатации снизилась примерно на 40 процентов. МиГ 29 по многим параметрам превосходит свои зарубежные аналоги (F 16, F/A 18, «Мираж"2000). Благодаря отличной аэродинамике он способен на ускоренный разгон, обладает высокой скороподъемностью, малым радиусом виражей, отличается большими угловыми скоростями разворота и способен совершать длительные маневры с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов, в том числе низколетящих целей на фоне земли. Уникальная особенность МиГ 29 — возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге.

В российских авиационных частях, где слухи о решении нашего правительства выкупить у Алжира партию МиГ-29 начали распространяться еще в январе, с большим энтузиазмом восприняли эту новость. Летчики радостно шутят, мол, почаще бы отказывались зарубежные партнеры от таких контрактов: глядишь — наши ВВС быстрее будут переоснащены новейшей техникой.

Между тем, объем экспорта российской продукции военного назначения в 2008 году в денежном выражении вырос на 8% и достиг 8 млрд. долларов, против 7,4 млрд. долларов, зафиксированных по итогам 2007 года. Эти данные огласил вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. По его словам, совокупный портфель военных заказов по итогам 2008 года достиг 33 млрд. долларов.

Из досье

Массовое производство МиГ-29 началось в 1982 году, а первые истребители Военно-воздушные силы страны получили в августе 1983 года. В последующие годы конструкция МиГ 29 претерпела изменения, направленные на улучшение летно технических характеристик самолета. В настоящее время РСК «МиГ» продолжает серийный выпуск усовершенствованных модификаций МиГ-29, в том числе, многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ модернизированных.

В 1988 году для оснащения авианесущих крейсеров был спроектирован и построен самолет МиГ 29К со складывающимися для более компактного размещения самолета на корабле крылом, посадочным гаком и усиленным шасси. 1 ноября 1989 года впервые в отечественной авиации и ВМФ был выполнен взлет истребителя МиГ 29К с палубы авианесущего крейсера, оборудованного взлетным трамплином.

Благодаря своей надежности, МиГ-29 пользуется большим спросом и за рубежом. Всего на вооружении ВВС России и еще 43 государств мира состоит свыше 1600 легких истребителей МиГ-29 разных модификаций.

Летно технические характеристики:

Размеры: длина — 17,32 м; высота — 4,73 м; размах крыла — 11.36 м; площадь крыла — 38 кв. м

Экипаж: 1 или 2 чел.

Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч

Максимальная скорость на высоте: 2450 км/ч

Боевой радиус: 700 км

Дальность полета: 2230 км

Практический потолок: 18000 м

Скороподъемность: 19800 м/мин

Вооружение истребителя включает в себя одноствольную пушку ГШ 301 (30 мм, боекомплект 150 патронов). Крыло имеет шесть (восемь на МиГ 29К) точек подвески грузов. Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльных узлах МиГ 29 могут быть установленны: шесть управляемых ракет (УР) ближнего боя Р 60 М или малой дальности Р 73 с инфра красной системой наведения (ИК ГСН); четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р 27РЭ с радиолокационной или Р 27ТЭ с ИК системой наведения. Для действия по наземным целям самолет может нести бомбы, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм, 240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ 2. Возможно использование УР класса «воздух поверхность» Х 25 М с пассивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х 29 (МиГ 29К) с ТВ или лазерным наведением сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х 31А (МиГ 29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х 35.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня