Общество

Ядерная бомба с трехминутной доставкой

Россия до сих пор уверена, что ей есть чем торговаться с Америкой

  
5

9 февраля в Министерстве обороны состоялось выездное заседание комитетов Госдумы по обороне, безопасности, а также по бюджету и налогам, посвященное ходу формирования нового облика Вооруженных Сил. Как проинформировал журналистов после его завершения начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров, военная реформа предусматривает перевод военной структуры с четырехзвенной системы управления (военный округ-армия-дивизия-полк) на трехзвенную (округ-оперативное командование-бригада), реорганизацию органов центрального военного управления, включая Минобороны и Генштаб, сокращение офицерского состава, ликвидацию института прапорщиков и мичманов. Все это должно осуществиться до 2012 года. При этом Макаров признал, что угроз для безопасности России меньше не стало. А посему «в случае агрессии, которую будет невозможно остановить обычными средствами вооружения, Россия может применить ядерное оружие».

О том, в каком состоянии ядерный потенциал России и насколько коснутся его реформы, ранее рассказал журналистам командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов:

— Существующий состав РВСН достаточен для гарантированного решения совместно с другими компонентами Вооруженных сил России задачи сдерживания.

Вместе с тем, в ответ на дальнейшее наращивание Соединенными Штатами Америки боевых возможностей своих стратегических наступательных сил и развертывание глобальной системы противоракетной обороны, мы качественно совершенствуем структуру и состав РВСН. В частности, предусматривается ввод в боевой состав РВСН ракетных комплексов нового поколения, в том числе с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24, оснащенных более совершенными средствами преодоления и противодействия ПРО США.

Оптимизируемая структура РВСН, претерпевающая изменения в рамках выполнения Россией Договора СНП — о сокращении стратегических наступательных потенциалов, к 2016 году будет включать четыре ракетных соединения со стационарными ракетными комплексами и пять — с мобильными.

США рассматривают космическое пространство в качестве потенциальной сферы ведения вооруженной борьбы и в связи с этим не отказываются от планов выведения ударных средств в космос. Поэтому нами были предприняты соответствующие ответные шаги. Меры повышения живучести ракет в условиях возможного воздействия ударных средств космического эшелона перспективной системы ПРО США внедряются в РВСН уже с начала 1990-х годов.

Так, в ракете «Тополь-М» внедрены такие эффективные способы преодоления космического эшелона ПРО, как существенное снижение продолжительности и высоты активного участка траектории полета ракеты, многократное повышение стойкости к воздействию лазерного оружия за счет применения специальных защитных покрытий и ряд других.

При разработке научно-технического задела для перспективных межконтинентальных баллистических ракет, которые планируется создать до конца 2020 года, предусматривается внедрить нанотехнологии, обеспечивающие дальнейшее повышение живучести ракет в условиях поражающего воздействия космического оружия.

Эти меры являются адаптивными и будут реализованы на ракетах в случае реального развертывания ударных средств космического эшелона системы ПРО.

Существующая, а тем более перспективная российская система предупреждения о ракетном нападении способна своевременно обнаружить массированный ракетно-ядерный удар по территории России и выдать соответствующую информацию на пункты государственного и военного управления. После получения санкции Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации потребное для нас, стратегических ракетчиков, время для выполнения задачи по пуску ракет не превысит 2−3 минут. Это означает, что ударная группировка РВСН всегда готова к ответно-встречному удару.

Но мы готовы и к наихудшему варианту развития ситуации в ядерном конфликте. Благодаря наличию мобильной составляющей ударной группировки, обладающей повышенной живучестью, ракетные войска обладают потенциалом для решения поставленных задач и в так называемом глубоком ответном ударе, когда пуски ракет проводятся после состоявшегося ядерного воздействия агрессора. Это не голословное мое утверждение, оно базируется на результатах научно-практического моделирования самых различных ситуаций развязывания и протекания ракетно-ядерных конфликтов.

Справка «СП»:

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) подписан 30—31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г. — через несколько лет после распада СССР[1]. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.

Согласно договору СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц. Правда в реальности согласно «правилам зачёта» боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысяч боеголовок, а США — 8,5 тысяч. Статьёй 5 п. 15 запрещалось производство, испытание и развёртывание баллистических ракет воздушного запуска (БРВЗ — в СССР разрабатывалось несколько проектов, гражданский вариант — Воздушный старт), подводных пусковых установок баллистических и крылатых ракет (в том числе размещаемых и во внутренних водах), а также орбитальных ракет (Р-36орб). Согласно статьи 6 мобильные грунтовые комплексы должны базироваться только в ограниченных районах, названия районов и их географические координаты должны быть указаны.

Реализация договоренностей была затруднена из-за непредсказуемо развивавшихся событий в СССР. В мае 1992 года в Лиссабоне был подписан дополнительный протокол, в соответствии с которым к договору присоединились: Украина, Казахстан и Беларусь, ядерные средства которых были больше чем арсеналы Франции, Великобритании и Китая, вместе взятые.

СНВ-II, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован парламентами обоих государств, он так и не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 США из договора по ПРО от 1972 Россия вышла из СНВ II. Он был заменён более мягким договором СНП, подписанным в мае 2002.

3 января 1993 года, ещё до вступления в должность новоизбранного президента, Буш-старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, Start II). При подписании стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 от 1991 года и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 года числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.

Договор был ратифицирован Конгрессом США в январе 1996 года. В России ситуация была сложнее. 12 — 13 января 1993 г. Верховный Совет России провел слушанья по СНВ-2. 12 февраля 1993 г. Комитет по безопасности ВС России издал постановление, в котором проблема ратификации СНВ-2 была увязана с рядом дополнительных условий. 21 июня 1995 он был внесён на ратификацию в Федеральное Собрание России. 18 июля 1995 г. прошли слушания комитета по обороне Государственной Думы. С докладом выступил первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковника В.М. Журбенко, отметивший, что на развитие СЯС России в рамках Договора СНВ-2 ежегодно требуется 5−6 трлн руб в ценах 1995 г, не считая средств на утилизацию устаревшего вооружения и строительства ядерных систем нового поколения. Это стало ключевым аргументом против ратификации СНВ-2. г. В августе 1995 г. в Государственной Думе прошли слушания по вопросу о ратификации СНВ-2. В их ходе был выявлен ряд невыгодных для России условий договора. В марте 1996 г. Государственная Дума второго созыва отказалась рассматривать вопрос о ратификации СНВ-2.

Справка сделана по материалам Википедии

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня