18+
воскресенье, 11 декабря
Общество

Ирина Абанкина: «Вузы не готовят к креативной занятости!»

Директор Института развития образования о проблемах и перспективах высшей школы

  
35

Наступила весна, а вместе с ней — головная боль для миллионов родителей: куда отдать подросшего ребёнка для продолжения образования, чтобы четыре или шесть лет высшего образования не оказались потеряны, а диплом бакалавра или магистра не повис на шее выпускника бесполезным грузом? Об этом, а также и о других проблемах современной российской высшей школы мы беседуем с директором Института развития образования Высшей школы экономики Ириной Всеволодовной Абанкиной:

— Вопрос о востребованности высшего образования невозможно рассматривать без того, чтобы не рассмотреть вначале вопрос о рынке труда, то есть о том, насколько, собственно, вообще нужны сегодня образованные кадры российской экономике. А с занятостью ситуация очень серьёзная. Структурные реформы идут крайне медленно, новых рабочих мест создаётся тоже очень-очень мало. Индустриальные рабочие места во всех отраслях так или иначе сокращаются…

«СП»: — Под индустриальными рабочими местами вы имеете в виду инженерные кадры в промышленности?

— Не только. Помимо инженерно-технических и квалифицированных рабочих позиций в число индустриальных мест входят и позиции в строительстве, торговле, транспорте и других областях, достаточно ёмких в смысле требований квалифицированной, обученной рабочей силы. В экономике советского типа значительная часть трудовых ресурсов была занята именно в индустриальном секторе, что во многом было обусловлено автаркическим характером советской экономики; всё приходилось производить самим. С включением России в мировую экономическую систему необходимость в таком количестве индустриальных рабочих мест отпала. Сегодня значительная часть производств во всех регионах закрыта, часть поддерживается на уровне искусственной, неполной занятости. Там же, где производства реально осовремениваются — а это есть во всех регионах — обновление происходит главным образом за счёт внедрения импортного оборудования, требующего для своего обслуживания принципиально меньшего количества рабочих мест.

Безусловно, переход в этом смысле к новому типу занятости, к креативной занятости — он очень сложен…

«СП»: — Поясните, пожалуйста, суть термина «креативная занятость».

— Существующая система высшего образования нацелена на подготовку, грубо говоря, наёмного работника. От выпускника не требуется собственная инициатива, направленная к созданию собственного бизнеса — он нацелен на встраивание в уже готовый бизнес. Большинство выпускников, выходящих сегодня из вузов, считают, что их ждут в каких-то крупных фирмах, в которых сами они не будут отвечать за успех бизнеса. Эта концепция уже не соответствует сложившейся обстановке на рынке труда и чем дальше, тем она будет отставать сильнее. Идея создания рабочих мест должна быть вложена в креативный потенциал самих выпускников. Сегодня это наш главный дефицит — недостаток кадров, готовых самостоятельно создавать рабочие места для себя и для других, инициируя бизнесы и продумывая их стратегию. Отсюда и главная проблема сегодняшнего высшего образования: не столько недостаток или плохое качество знаний, сколько отсутствие практики подготовки выпускников к креативной занятости, умению проектировать своё будущее, продумывать свою занятость.

«СП»: — Но крупные финансовые или банковские структуры, насколько известно, нуждаются в кадрах именно наёмных работников…

— Обновление кадрового состава финансовых, банковских и иных структур уже близится к завершению и к моменту, когда сегодняшние выпускники получат дипломы и выйдут на рынок труда, эта ниша будет уже заполнена. Основной костяк кадрового состава сегодня — молодые люди от 30 до 45 лет; работников старшего возраста в финансовой сфере значительно меньше. Надеяться, что через пять-шесть лет они начнут массово освобождать рабочие места, не стоит: до следующего массового выбытия кадров и, как следствие, всплеска спроса на рынке труда в этом секторе остаётся не менее десятилетия.

«СП»: — Вернёмся, однако, к тому, что предлагает сегодня высшее образование. Представим себе мать или отца, у которых ребёнок — часто единственный и всегда любимый — заканчивает одиннадцатый класс. Куда направить дитятю, чтобы обеспечить ему в будущем карьеру, состоятельность и вообще жизненный успех?

— В том и состоит одна из главных проблем сегодняшнего высшего образования, что получают его сегодня в основном ещё в несознательном, практически подростковом возрасте и руководствуются при этом не столько собственными соображениями, сколько влиянием родителей. Наш институт провёл интересное исследование — по анкете студентов Московского университета 1904 года мы опросили студентов МГУ 2004 года. И вот что выяснилось: во-первых, студенты сто лет назад были принципиально старше. Это были уже сформировавшиеся люди, осознанно сделавшие свой выбор. Во-вторых — и это, пожалуй, главное — у родителей студентов 1904 года в большинстве случаев не было высшего образования. Университет рассматривался, как социальный лифт, возможность выйти на новую, более высокую страту, и решение о поступлении люди принимали самостоятельно, уже набрав жизненного опыта.

Сейчас ситуация принципиально иная. По всем исследованиям, сегодня специальность, на которую поступает ребёнок, как правило, совпадает со специальностью одного или обоих родителей. В университете сегодня учатся в основном москвичи и дети москвичей; роль «вуза для всей страны» МГУ в значительной степени утратил. Эта консервация социальной структуры ведущих вузов в сочетании с утратой студентами самостоятельности в выборе будущей специальности, безусловно, внушает тревогу.

«СП»: — В чём же, по-вашему, выход из сложившейся ситуации?

— Всё-таки, в принятой системе четырёх- пяти- и шестилетнего обучения по формуле «бакалавриат-специалитет-магистратура». На степень бакалавра или специалиста дети — а они ещё всё-таки именно дети — идут, как правило, следуя пожеланиям родителей. Однако к концу четырёх- или пятилетнего срока студенты в большинстве своём уже способны осознать собственные интересы, задуматься о дальнейшей карьере и в соответствии с этим, самостоятельно принимать решение: продолжать образование до степени магистра или, напротив, выходить на рынок труда. Многие студенты уже к концу бакалавриата начинают учиться, подрабатывая или работать, подучиваясь. Это хорошая тенденция: навыкам креативной занятости, о которой мы говорили в начале, молодые люди готовы учиться сами, без помощи действующей системы.

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня