Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
10 февраля 2009 19:34

Упавший на Пермь «Боинг» списали на человеческий фактор

Вывод Межгосударственного авиационного комитета: летчики были некомпетентны и не сориентировались в пространстве

59

В том, что назовут некомпетентность экипажа — главной причиной катастрофы, можно было не сомневаться. Эти выводы были предсказуемы. Еще во вторник утром, предваряя подобное заключение комиссии, министр транспорта РФ Игорь Левитин в эфире радиостанции «Эхо Москвы», намекнул на виновность летчиков, заявив, что подготовка российских пилотов остается сегодня очень слабым звеном. По словам министра, «человеческий фактор — это главный тезис последних авиакатастроф», впрочем, оговорился он, «человеческий фактор — это не только пилот, а вся система людей, занимающихся подготовкой к полету».

Напомним, по официальной версии, самолет при заходе на посадку внезапно рухнул на железнодорожное полотно в сотне метров от жилых домов.

В катастрофе погибли 68 россиян и 20 иностранцев. Этим рейсом летел бывший командующий Северо-кавказским военным округом, Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Доклад председателя технической комиссии Алексея Морозова, который во вторник вечером зачитал итоги расследования, занял от силы 5 минут. Главный его тезис — виноват экипаж, который потерял пространственную ориентировку. Почему же экипаж ее потерял? На этот вопрос г-н Морозов не смог ответить. Но Олег Ермолов, зампредседателя МОК помог:

— В нашу компетенцию не входит поиск виноватых, мы лишь называем причину.

Итак, ориентация летчиками была потеряна, а почему — неизвестно. Довольно странный вывод, согласитесь, если не считать серьезным объяснением названную Морозовы причину: экипаж запутался в показаниях приборов, которые на «Боинге» отличаются от российских.

Кстати эту версию отверг еще в ноябре глава «Аэрофлота» Валерий Окулов, заявивший, что даже его шестилетний сын, которого он сажал за летный тренажер, не перепутал бы эти приборы.

Как ранее сообщала «СП», буквально через месяц после катастрофы, когда еще не были расшифрованы «черные ящики», руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Геннадий Курзенков заявил, что к гибели «Боинг» привели, во-первых, отсутствие взаимодействия между членами экипажа и, во-вторых, недостатки всей российской системы подготовки к полетам. Было не совсем непонятно, почему г-н Курзенков назвал именно эти версии в качестве истинных? А вернее, было совсем непонятно. Например, в это же самое время источник «Свободной прессы» в компании «Аэрофлот» говорил о другом и рассказал в общем-то сенсационные вещи:

—  Опять все «черные шары» достаются экипажу… До каких пор?! У нас в «Аэрофлоте» очень многие летчики уверены, что на «Боинге», упавшем в Перми, отказала все же техника. Дело в том, что на самолете не сработали гидравлические клапана, переключающие усилия пилота на рули высоты и направления. Что в реальности происходило: когда командир «Боинга» по команде диспетчера потянул штурвал от себя, чтобы снизится до нужного эшелона, эти клапана то ли по причине замерзания, то ли еще по каким, не переключили усилия, в результате самолет не послушался руля. Аналогично, когда летчик повернул штурвал направо, самолет не полетел в нужном направлении. Или полетел, но с большой задержкой. Диспетчеру на земле, естественно, показалось, что летчик ведет себя неадекватно, а он просто растерялся, ведь, согласитесь, трудно приспособиться к непроизвольным манипуляциям машины, не выполняющей твои команды. Вот вам пример. Допустим, вы управляете машиной на дороге и вам нужно повернуть направо, вы крутите руль, а машина продолжает ехать прямо или того хуже — поворачивает налево? Как вы себя поведете? В этой ситуации очень легко растеряться. А в воздухе? Что-то подобное, думаю, произошло и на «Боинге». Хотя, будь у пилота больший запас высоты и времени, он бы сориентировался, но, увы, земля была близка. Думаю, во время переподготовки, которую летчики проходили в США, их не учили, как поступать в подобных ситуациях. Кстати, данные «выкрутасы» клапанов характерны исключительно для 500-той модели «Боинга-737».

В конце беседы авиатор посоветовал корреспонденту «СП» избегать, по возможности, полетов на подобных типах «Боингов».

Периодически некие анонимные участники расследования давали «утечки» в прессу, называя в ряду причин падения самолета и технические неисправности, и особенности конструкции самолета, и даже неправильные действия диспетчера. Последняя из версий была самой экзотической: экипаж был пьян. По крайне мере, в тканях командира корабля эксперты нашли алкоголь.

Информация вколыхнула весь авиационный мир, назвавший эту версию просто бредом.

После этого пошли опровержения, дескать, алкоголь в мышечных тканях погибшего командира экипажа Родиона Медведева не свидетельствовал о том, что летчик был пьян — это могло быть остаточным явлением после давних приемов спиртного или следствием употребления спиртосодержащих лекарств. К тому же все члены экипажа проходили предполетный медицинский контроль, их давление и пульс были в норме и от летчиков не пахло спиртным. Об этом, в частности, заявил замглавы Росавиации Владимир Черток.

Впрочем, в эту же топку подлил горючего «Коммерсант», который написал, что в качестве вещественного доказательства комиссия МАК получила любительскую фотографию, сделанную в кабине еще летящего «Боинга». На фото, якобы, видно, что рычаги управления двигателями (РУД) раздвинуты в разные стороны, хотя должны быть на одной линии. Так их, якобы, «установил» автопилот для компенсации бокового ветра. Обычно летчик двигает РУДы одной рукой, — пишет газета, — полагая, что тяга турбин одинаковая и ее увеличение или уменьшение тоже будет происходить пропорционально. Но когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин переместил рычаги вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево. Пилоты не смогли определить, в какой именно крен они попали и по ошибке добавили левый крен, после чего самолет сорвался в неуправляемый штопор.

Впрочем, ни одна из версий не дает ответа на вопрос, почему пилот команды диспетчера с земли выполнял с точность до наоборот.

…Ранее компания «Аэрофлот-Норд» сообщала, что командир разбившегося самолета учился летать на «Боинге-737−500» в Центре подготовки пилотов в США в 2006 году и налетал на данном типе самолета 452 часа в качестве командира экипажа. До этого он летал на АН-24-м. У второго пилота, Рустема Аллабердина, тоже переучившегося на «Боинг» с «аннушки», налет был меньше — 220 часов.

…В ноябре минувшего года из-за океана пришла информация, что ряд юридических фирм, по просьбе родственников погибших под Пермью пассажиров подали иск в американский суд.

Истцы добивались информации о лицах и компаниях виновных, по их мнению, в сентябрьской авиакатастрофе. В списке — компания «Боинг», банк «Wells Fargo» — владелец самолета, компания «Flight Training International», готовящая пилотов, и некоторые структуры Администрации США, отвечающей за авиацию. Иск к последней инстанции выставлен «за ненадлежащее управление американскими институтами, осуществлявшими подготовку экипажа разбившегося самолета», — говорится в сообщении официального представителя американских юридических компаний, участвующих в деле. Подчеркивается, в частности, что по факту гибели каждого человека будет возбуждено отдельное дело в соответствии с потерями и ущербом, нанесенным каждой семье.

Право судиться с американцами дает межгосударственное соглашение десятилетней давности, заключенное между правительством США и правительством РФ. Оно называется так: «О повышении уровня безопасности авиаперевозок». В этом документе правительство США согласилось с тем, что Федеральное авиационное агентство Соединенных Штатов, обязано контролировать американские учреждения, проводящие подготовку российских пилотов.

В нашей стране уголовное дело было сразу же возбуждено по ст. 263 ч.2 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на воздушном транспорте, повлекшие смерть двух и более лиц). Известный адвокат И. Трунова сообщил также, что родственница одного из пассажиров самолета, подала в Савеловский суд Москвы иск к компании «Аэрофлот — Российские авиалинии», страховой компании «Москва» и компании «Аэрофлот — Норд» с требованием возмещения порядка восьми миллионов рублей ущерба.

Но, как видим, виновников назвали и без суда.

В конце пресс-конференции комиссия продемонстрировала компьютерную реконструкцию последних минут «Боинга», согласно которой самолет почти вертикально врезается в землю. Однако сохранилась реальная видеозапись — на ней самолет летел параллельно земле и горел.

фото Xenomorph22

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня