18+
пятница, 9 декабря
Общество

И с Невы можно снять сливки

В Петербурге организаторов водных прогулок по рекам и каналам чиновники обирают, как липки

  
21

Красавец-Петербург, изобилующий реками и каналами, и, как следствие, многочисленными причалами для катеров и теплоходов, готовится к навигации-2011. Уже в мае стартуют многочисленные прогулочные маршруты.

Для тех, кто их организует, сезон обещает быть жарким — в финансово-хозяйственном смысле. Чиновники городской администрации делают для этого все возможное.

Головная боль № 1 у перевозчиков — получение права аренды водопользования. Чтобы его заиметь (в дополнение к традиционному договору на аренду причалов), нужно выиграть соответствующий аукцион.

Проводятся те с прошлого года. Для подачи заявки на участие требуется собрать пакет документов. В него входят всевозможные согласования и техпаспорта на водный транспорт, аренду причалов, маршруты. Вплоть до… медицинской справки о состоянии здоровья главы фирмы. Все они естественно, должны быть «свежими», то есть, с датой, максимально приближенной ко дню аукциона.

— Одни многочисленные согласования отнимают столько времени, сил и средств, что иной раз руки опускаются, — рассказал корреспонденту «СП» Валерий Сотсков, мастер спорта по гребле, ныне — один из акционеров компании-перевозчика. — Из-за того, что наша деятельность затрагивает различные сферы городской жизни, согласований требуется очень много. В принципе к подобному мы были готовы. Понятно, что теплоходы должны быть безопасными, причалы удобными и при этом «вписываться» в архитектуру города. Но сколько же тут и лишнего, надуманного! Например, компания, которая отвечает за экологический надзор, потребовала от нас заключить договор с ГУП «Ленводхоз» на уборку мусора у причалов. Причалов в городе не один десяток. И «Ленводхоз» просто не в состоянии ежедневно вывозить со всех мусор. Мы делаем это сами. В наших же интересах, чтобы вокруг было чисто. Но заключить договор с нас потребовали. Чиновникам, видимо, кажется, что мы тут в миллионах купаемся, и предъявляют все новые и новые требования, создают дополнительные структуры.

— А сколько стоят согласования, Валерий Владимирович?

— Официально они практически бесплатные. Но обходятся очень дорого… (При этих словах Сотсков сделал такую выразительную гримасу, добавив к ней известный жест пальцами- авт.). Все хотят нас регулировать и контролировать.

Из этой серии и аренда водопользования. Хотя в Смольном утверждают, что руководствуются исключительно Водным кодексом, принятым в РФ в 2006 году.

Согласно ему, все внутренние воды страны находятся в собственности государства, и компания, которая планирует поставить на воде причал, должна заключить с государством соответствующий договор.

— Когда данный Кодекс разрабатывали, то имели в виду, видимо, такие крупные российские реки, как Ангара, Енисей, Волга, где действительно давно нужно навести порядок с причалами и парковкой судов, — говорит Владимир Филиппов, совладелец крупной компании, давно работающей на данном рынке услуг. — Но в Петербурге-то совсем небольшие реки да каналы. А причалы и суда вдоль них занимают, в сущности, крохотную площадь, исчисляемую отнюдь не километрами, а всего лишь квадратными метрами. Наши самые большие теплоходы, к примеру, достигают в длину 22 метра. Вот на эти два десятка метров, которые ещё нужно выиграть на торгах, от нас и требуют теперь договор.

В прошлом году такие аукционы прошли впервые. Поначалу проблем они не вызвали. Питерские перевозчики друг друга знают, каждый давным-давно, ещё с 1990-х, «застолбил» за собой причал, соответственно, и участок воды близ него. Приходили, сдавали документы, выигрывали право на аренду. Но очень быстро врубились в ситуацию и конкуренты. Что интересно, из компаний, весьма далеких от водных прогулок. Владимир Филиппов вспоминает о некой фирме по продаже недвижимости, которая с прошлого года активно участвует во всех торгах по водопользованию.

Присылает своего представителя и тот старается — набивает цену, — говорит В. Филиппов. — Спросил как-то у него: зачем вам это надо? Ну, как же, ответил, мы этот участок воды сдадим затем в субаренду, заработаем… Из-за таких вот «засланных казачков» аукционы могут длиться до бесконечности долго, от начала навигации до её завершения. А не успел оформить договор — плати штраф. В прошлом году мы выиграли торги только потому, что оперативно удалось собрать документы, благодаря чему оказались первыми и единственными на аукционе. Как будет на этот раз, не берусь даже загадывать. Думаю, может, заплатить сторонней организации еще до аукциона, чтобы они не принимали в нем участие?

К слову, сама аренда водного участка обходится в копейки. В прямом смысле слова: стартовая цена не превышает, как правило, 20 копеек за квадратный метр. Да плюс шаг аукциона — 3 копейки. Основные траты, как признаются перевозчики, это откаты чиновникам. Они могут достигать 10 000 рублей «в руки».

Головная боль № 2 - некое Управление водного транспорта, созданное в Петербурге в 2009 году. Нынче ему, правда, несколько урезали самостоятельность. Теперь оно входит в состав Центра транспортного планирования комитета по транспортно-транзитной политики. Но суть его притязаний на долю организаторов водных прогулок осталась.

Чем конкретно занимается все эти без малого два года данное Управление, мало кто толком может объяснить. Сами же чиновники поведать об этом корреспонденту «СП» отказались. Так что придется довольствоваться точкой зрения самих перевозчиков.

Они же считают Управление водного транспорта абсолютно лишней структурой, созданной лишь для того, чтобы получать с перевозчиков дополнительные доходы в казну. Договор с ним обязательный — в обмен на некие услуги. А услуги эти на взгляд питерских речников им совсем не нужны.

— Скажем, диспетчерское обеспечение, — говорит Игорь Калинин, юрист Ассоциации владельцев пассажирских судов. —  Нам говорят: благодаря новому современному оборудованию, закупленному Смольным у иностранной компании, всегда будете знать, где находится ваше судно в данный конкретный момент. А мы и так это знаем! Или предлагают ночную стоянку «по приемлемым ценам». А у нас такие стоянки давно имеются, теплоходы и катера ночуют на воде у своих причалов, находящейся в федеральной собственности. Тогда нам дали понять, что теперь именно чиновники из Управления водного транспорта будут решать, где каким компаниям работать. А ведь у некоторых перевозчиков причалы уже по 10−15 лет, в их оснащение, рекламу, создание инфраструктуры вложены немалые средства. Они развивали свой поток туристов, в том числе иностранных. И лишить их всего этого? Понятно, что установление каких-либо ограничений даёт чиновнику право заработать на этом. Но всему же есть предел!

«Бюрократический аппарат разрастается, появляются все новые требования, дополнительные нормы, часто абсурдные», - сетуют перевозчики. Из-за всего этого договоры на прошлый сезон многие из них получили на руки только в июле. Хотя реально начали работать и платить арендную плату с мая.

А если бы такой договор проверяющие потребовали в начале июня? Опять плати, чтобы не сняли «с линии»?

Выходит, так.

Санкт-Петербург

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня