Общество

Тариф за проезд по трассе Москва-Питер в 2 раза дороже, чем во Франции

2600 рублей против 1300 за 700 км платной дороги

  
857

Автомобильная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, начало которой все-таки пройдет через многострадальный Химкинский лес, станет платной — это предполагалось с самого начала проектных работ. Теперь, когда определились сроки завершения работ (2018 год, по данным ГК «Автодор»), стало известно и во сколько обойдется проезд по этой трассе.

Как сообщил первый зампред правления «Автодора» Сергей Кельбах, километр проезда по трассе будет стоить водителям 3 рубля 62 копейки. Звучит издевательски — поскольку точную себестоимость километра сейчас, когда дорога еще не построена, назвать нереально, цифра однозначно отсылает к вошедшей в фольклор советской цене бутылки водки. Плату начнут взимать на участке в 4 километрах от МКАД. Всего проезд участка в 43 км в районе Химок и далее обойдется автомобилистам в 150 руб.

Трасса будет построена до 2018 года и станет дублером наиболее загруженного участка федеральной трассы М10 «Россия». Затем магистраль планируется продлить до Санкт-Петербурга. Предполагается, что скорость движения по магистрали составит 150 км/ч. Число полос для движения транспорта будет варьироваться от 10 до 8 и 6.

Учитывая, что расстояние между двумя столицами составляет, в зависимости от выбранной траектории, от 650 до 700 с лишним километров, стоимость проезда по платной автомагистрали из одного города в другой — если бы дорога была построена уже сейчас и цена проезда соответствовала бы заявленной — равнялась бы 2300−2600 рублей. Это приблизительно равно стоимости билета в купейный вагон поезда Москва — Санкт-Петербург. Прибавив к этой сумме стоимость горючего (а она, для мощных машин, может составить сравнимую сумму), получаем, что ездить по платной трассе в Петербург в одиночку становится невыгодным, по сравнению с железной дорогой, мероприятием.

Не забудем и о том, что по платной дороге пойдет изрядная доля грузового трафика, в том числе и междугородные автобусы. При этом тарифы на грузоперевозки и цены на автобусные билеты понятным образом вырастут. «У перевозчиков просто не будет другого выбора, и они будут пользоваться платными магистралями, — пояснил «СП» Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза.

— Хотя по закону и предусматривается бесплатный дублер, воспользоваться им автобусные компании не смогут. Это, в большинстве случаев, будет дорога в 3 раза длиннее и во столько же раз хуже, чем платная автострада. Нельзя на современном полутораэтажном комфортабельном автобусе — а такие у нас и ходят по междугородным маршрутам — ездить по проселку, которыми фактически будут являться эти бесплатные дублеры. Так что выбора перевозчикам не оставят, и цена проезда по магистрали просто будет «зашита» в цену билета".

Учитывая то, что плата за проезд грузовиков и автобусов по новой автостраде будет заметно превышать «заветные» 3,62 рубля за километр, можно ориентировочно предположить, что издержки платной трассы в расчете на одно пассажироместо современного автобуса могут составить около 100 рублей — на эту цифру подорожает и билет.

Помимо трассы на Санкт-Петербург, в разряд платных переходит и большинство других российских автострад. Так, все тот же «Автодор» модернизирует трассу М4 «Дон», ведущую из Москвы в будущий олимпийский Сочи. Уже сейчас несколько объездных участков этой автострады стали платными — 10 лет работают дорожные кассы в Воронежской области (объезд Хлевного), а в 2011 году начнут брать деньги на объездной Ефремова, Богородицка и некоторых других участков. Затем войдет в строй новая дорога на самом сложном куске трассы — в горах Кавказа перед побережьем. Проезд по всем платным участкам обойдется в 1 рубль за 1 км пробега для легковых автомобилей — отметим, что это дешевле заявленного тарифа на новой питерской трассе.


Платные автострады за последние десятилетия стали привычными для большинства регионов мира. В Европе и Северной Америке они стали обыденностью: из европейских государств платных автобанов нет только в Бельгии, Люксембурге, Финляндии и Германии. Последняя страна, наиболее развитая автомобильная держава Старого света, свою сеть автобанов начала строить в разгар Великой депрессии, тогда эти трассы, как национальный проект, воплощенный за бюджетные деньги, были сделаны бесплатными. Отметим, впрочем, что для грузовиков и автобусов проезд по немецким автобанам все-таки платный.

В Европе на территории некоторых государств встречаются лишь отдельные платные объекты — мосты, туннели, небольшие участки. Это Великобритания, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Черногория, Швеция. В других странах для передвижения по загородным трассам требуется приобрести абонемент (в виде наклейки на лобовое стекло машины): это Австрия, Болгария, Венгрия, Словакия, Словения, Чехия, Швейцария. Абонемент приобретается на разное время — от нескольких дней до года.

Тем не менее, в Европе существует немало стран, где имеются классические (с дорожными кассами) платные магистрали. Проезд по ним стоит обычно около 5−10 евроцентов за километр (2−4 рубля). Отдельно оплачивается проезд по крупнейшим туннелям и мостам — это те объекты, которые строились по инвестиционному принципу.

Наиболее развита сеть платных дорог во Франции и Италии. Существуют два вида платных участков — «открытые», оплата которых производится при въезде, и «закрытые» — при въезде на них в автомате берется билет, оплатить который следует на выезде. Пункты оплаты выглядят примерно так, как ставшие привычными столичным водителям КПП на въездах в платные стоянки. Для местных жителей, обладающих особыми пропусками, существует специальный «зеленый коридор». Проездная карта по трассе действует в течение одних суток с момента въезда.

Проехать расстояние, аналогичное новой трассе из Москвы в Петербург, во Франции удалось бы приблизительно за 32,5 евро (около 1300 рублей), в Испании, где автобаны одни из самых дорогих в Европе — за 52 евро (2080 рублей). Иными словами, Россия станет одной из самых дорогих в этом смысле европейских стран. А вот «азиатские тигры» в Россией поспорят: в Китае аналогичная по протяженности дорога между Пекином и Шэньяном (658 км) обходится в 83,25 евро (3330 рублей), это самая дорогая трасса Китая. С другой стороны, в Индии проезд стоил бы куда дешевле: 650 рублей. А вот в Японии, где по понятным причинам имеется дефицит земельных ресурсов, закономерно самые дорогие платные дороги: проехать из Токио в Нагою (325,5 км) можно за 64,6 евро (2584 рубля), то есть вся дорога от Москвы до Питера по-японски обошлась бы приблизительно в 5000 рублей.

Что же касается США, то стоимость платных дорог там слишком различается от штата к штату. К примеру, по платной дороге во Флориде можно проехать всего за 50 центов, тогда как проезд по Battery Tunnel из Бруклина в Манхэттен стоит в 10 раз дороже. Кстати, платные тоннели и мосты в Штатах еще более распространенное явление, чем дороги. Удовольствие прокатиться по знаменитому мосту «Золотые Ворота» (Golden Gate) в Сан-Франциско обойдется в 6 долларов. Причем, если у платных дорог есть бесплатные дублеры, то большинство мостов и тоннелей таковых не имеют и раскошеливаться приходится в любом случае.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня