18+
вторник, 6 декабря
Общество

Москвичам пообещали средний доход в 110 тысяч рублей в месяц к 2020 году

Благосостояние в ЦФО вырастет в 5−7 раз до 2020 года, считают в Минрегионе. Осталось понять, каким образом

  
50

Пожалуй, впервые за последние три десятилетия центральные власти России задумались о развитии ядра страны, областей, непосредственно прилегающих к Москве. Министерство регионального развития (Минрегион) в понедельник, 18 апреля внесло в правительство проект стратегии развития ЦФО до 2020 г., сообщила газета «Ведомости». Предварительно стратегия обсуждалась на форуме «Единой России» в марте с участием премьера Владимира Путина.

По мысли авторов документа, развитие округа должно опираться на очевидные конкурентные преимущества ЦФО — мощный производственно-технологический комплекс, развитую систему образования, высокий уровень предпринимательской активности. С этим в марте соглашался и премьер. Действительно, ЦФО олицетворяет Россию перед остальным миром и обеспечивает до четверти ВВП страны, 43,2% экспорта и 57,7% ее импорта, а также 33% доходов консолидированного бюджета — таковы цифры Минрегионразвития. В ЦФО производится 22% российской электроэнергии, 19,2% черных металлов и 35% цельномолочной продукции.

Правда, львиную долю статистики Центральному округу обеспечивают Москва и Подмосковье — очевидное средоточие всей деловой и общественной активности страны. Судя по итогам последней переписи населения России, проведенной осенью 2010 года, в округе продолжается процесс урбанизации — столица и ее окрестности «выкачивают» все наиболее трудоспособное население из сопредельных областей, создавая неравновесную структуру из Московской агломерации в центре и опустошенной периферии.

В министерстве также признают, что проблемы у округа имеются. Основная проблема — исчерпан потенциал экстенсивного развития, отмечается в документе: нужна модернизация экономики и информатизация социальной сферы. Если удастся это сделать, то ВРП округа вырастет к 2020 г. до 45,4 трлн руб. против нынешних 6,2 трлн. Это более чем семикратный рост, что требует настоящих организационных и инвестиционных прорывов в экономике округа. По сути дела, России ранее не были известны столь бурные темпы роста экономики уже освоенных земель — если не считать бурного капиталистического развития в 1900-е и сталинской индустриализации в 1930-е годы.

Тем не менее, Минрегион полагает, что на этот вызов власти готовы ответить. В частности, в министерстве обещают, что в Москве средний ежемесячный доход к 2020 году составит 110 тысяч рублей (в среднем по округу — 57 тысяч 200 рублей) — для сравнения, в 2010 г. эта цифра составляла 48 тысяч 300 рублей (по ЦФО — 25400). Ожидается и увеличение продолжительности жизни в округе — с 68,9 до 72,2 года. Минрегион думает, что москвич будет жить на два года больше, чем сейчас — 75 лет.

Гигантский рост в министерстве думают простимулировать запуском сразу множества крупных проектов во главе со знаменитым инновационным центром «Сколково». Точное количество и стоимость этих проектов пока неясны, но среди них будут такие, как кластер по производству строительных материалов в Брянской области, текстильный комплекс в Ярославской и строительство аэропорта-дискаунтера в Тверской. Всего Минрегион внес в правительство список из 37 проектов общей стоимостью в 417 млрд. рублей. Отметим, это чуть менее половины расходной части бюджета одной Москвы в кризисном 2009 году. При этом главной проблемой ЦФО сейчас, по общему мнению, является чрезмерная централизация, влекущая за собой оскудение окраин округа. Кроме того, поскольку областные центры также являются своеобразными магнитами для притяжения рабочей силы из малых городов и сельской местности, между крупными городами с каждым годом все активнее идет «опустынивание» территории — деревни, села и сельскохозяйственные угодья либо стоят в запустении, либо меняют профиль, становясь дачными, коттеджными поселками, уступая место в лучшем случае агрохолдингам и логистическим комплексам. Демографическая ситуация в этих, примущественно русских и высокоурбанизированных, регионах также далека от положительной.


В связи с этим, многие эксперты, опрошенные «СП», настроены весьма скептически по отношению к этим прогнозам. «Таких прогнозов было уже слишком много, — говорит профессор, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — Министерство рисует такие программы и прогнозы каждые 5−6 месяцев».

Тренд к депопуляции, по ее мнению, инвестициями не переломить. «В Москве и Московской области депопуляции нет, во всех остальных регионах она есть, — продолжает Зубаревич. — И так это и будет в обозримом будущем. Решить проблему, конечно, можно: давайте перетащим в ЦФО население из остальной России; давайте еще больше обезлюдим Сибирь, давайте перевезем к нам изрядную часть Узбекистана. Тогда проблема решаема».

Однако само по себе развитие ЦФО вполне возможно, подчеркивает эксперт. «Есть в ЦФО города, которые сами по себе неплохо развиваются, — полагает Зубаревич. — Их немного, к сожалению. Причины разные, основная из них — плохой приток инвестиций в Россию в целом и в Центр в частности. Хотя как раз в ЦФО с ними ситуация лучше. Сейчас идет бурное развитие на периферии Московской агломерации. Так было до кризиса, так продолжается и сейчас. Растет жизнь вдоль всех дорог, идущих от Москвы».

Одним из типичных проектов, предлагаемых Минрегионом и поддерживаемых региональными администрациями, можно назвать развитие международного аэропорта в Тутошне (в 17 км от Ярословля и 40 км от Костромы), потенциального воздушного хаба для всей Верхней Волги. Напомним, этот аэропорт строился как военный, а гражданскую аккредитацию и статус международного получил уже в постперестроечные годы. В связи с упадком внутренней авиации он одно время вовсе не использовался, хотя рассчитан в том числе и на прием дальнемагистральных лайнеров.

Сейчас идет подготовка к восстановлению регулярного авиасообщения этого аэропорта с Москвой (Домодедово) и Санкт-Петербургом. Основной смысл московского рейса — обеспечить удобство стыковки с международными авиарейсами, следующими из Москвы. Что касается Питера, то прямой и быстрой связи с ним ярославцам и костромичам действительно не хватает.

Другое дело, что низкий пассажиропоток — несколько лет назад вынудивший авиаторов прервать полеты из Тутошны — пока еще не вырос и не имеет такой перспективы. Однако здесь может и повезти: при благоприятном стечении обстоятельств и должном умении аэропорт сработает как точка кристаллизации, стимулирующая развитие окрестностей.

— Собственно, это также продолжение урбанизации, — пояснил в интервью «СП» профессор МАрхИ, известный урбанолог Вячеслав Глазычев. — И это тоже неотъемлемая часть развития, не вижу здесь ничего дурного. Если крупные объекты будут созданы или восстановлены, они обрастут жильем и производством. Что касается авиационной инфраструктуры, то тут для начала стоило бы восстановить нормальное авиасообщение между областными центрами, которое было уничтожено за последние десятилетия. Если оно восстановится — транспорт, а за ним и экономика, заметно оживится.

— В Центральном федеральном округе — дополнительные международные аэропорты? Флаг им в руки, — парирует Наталья Зубаревич. — Что такое международный аэропорт? Это аэропорт, куда летают рейсы со всего мира. Настоящих международных аэропортов в России раз-два и обчелся. Но все эти рейсы уже обслуживаются Московским авиаузлом! Международного аэропорта в Тверской области не только мы, но и внуки наши не увидят, потому что — кто туда будет летать? За счет чего набирать пассажиропоток? Короче говоря, описали очередную красивую мечту, — констатирует эксперт.

Альтернативой подобным проектам Зубаревич считает приведение в порядок обычных автодорог. Если бы довести до ума дорожную сеть хотя бы на 200−300 км от Москвы, очень многое начало бы развиваться само, без всякого Минрегиона. «Оно уже и так растет, — подчеркивает эксперт. — Ничего не надо придумывать, надо понимать, как работает экономика, и помогать позитивным процессам, которые уже есть. А Минрегион — большой придумщик».


Между тем, не все считают программу Минрегиона однозначно невыполнимой. При наличии воли и благоприятном стечении обстоятельств прогресс может быть значительным. Об этом «СП» рассказала Оксана Гончаренко, ведущий эксперт «Центра политической конъюнктуры»:

«СП»: — Выполнима ли, на ваш взгляд, программа Минрегиона, которая подразумевает семикратный рост ВРП округа к 2020 году?

— Я бы сказала, конечно, что это очень амбициозные цели. Всё зависит от того, как пойдет работа над проектом — пока, на мой взгляд, это выглядит слишком уж масштабно. Проблем достаточно много, инвестиции нужны довольно серьезные. Я бы обратила внимание на то, что на федеральном уровне принимаются решения, которые должны быть реализованы потом в регионах. И вот от того, насколько региональные администрации готовы к работе — от этого зависит результат.

Потому что невозможно привлекать инвестиции в регион только лишь за счет принятия федеральных программ. Они должны разрабатываться региональными администрациями; необходимы усилия регионалов по привлечению инвесторов, потому что очевидно, что усилиями одних «федералов» и федеральными раходами дело не обойдется. Необходимы и вложения со стороны бизнеса. Тут необходимо заинтересовывать, привлекать и активно самим работать. Не только ожидать федеральной помощи.

То, что сама по себе программа есть — это, конечно, положительный шаг. Я думаю, что по каждому федеральному округу должна быть собственная концепция развития. Потому что есть специфичные для каждого округа проблемы.

«СП»: — Ранее в современной России создавали подобные планы?

— Уже достаточно давно реализуется федеральная программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

«СП»: — Каковы ее результаты?

— Пока рано говорить о результатах — она или будет продлена до 2025 года, или уже продлена — но дела движутся. Большое значение имеет, конечно, саммит на Дальнем Востоке. Это отдельное мероприятие, отметим — программа была принята и без саммита — но на практике самые ощутимые результаты можно обнаружить именно там, где саммит будет проходит. Это понятно — времени осталось мало, работы очень много, и там наиболее наглядно мы видим результаты. Хотя всё тоже очень сложно, на Дальнем Востоке свой особый комплекс проблем.

На первом этапе, кстати, отсутствие прогресса даже в такой работе, как разработка плана строительства, объяснялось именно тем, что региональные и федеральные власти не особенно эффективно взаимодействуют. Потом это удалось преодолеть.

«СП»: — План подразумевает строительство новых крупных объектов вне областных центров — а между тем, пространства между крупными городами стремительно обезлюдевают…

— Да, есть такая проблема. Но для некоторых регионов, напротив, это могло бы помочь нормализовать ситуацию. Например, если говорить о Костромской области — она страдает от того, что находится вдали от оживленных транспортных путей. И в этом плане усиление транспортной инфраструктуры могло бы помочь.

Хотя в целом в ЦФО есть, конечно, динамика оттока населения, прежде всего, молодежи, квалифицированных кадров, в крупные города — и далее в столицы. Это всё есть. Но тут приходится надеяться на долгосрочную перспективу — если инфраструктура будет расти, то отток не будет иметь таких ужасающих масштабов, как сейчас.

«СП»: — То есть существует надежда переломить ситуацию?

— Возможно. Думаю, да, при качественном подходе. Более того, можно было бы извлечь выгоду из экономического потенциала региона путем развития туризма. Очень многие об этом говорили, но пока мало что сделано — а ведь потенциал действительно очень хороший. А инфраструктура требует реализации действительно масштабной.

«СП»: — Как вы относитесь к культурным проектам, наподобие тех, что в Перми и Твери организует руководитель проекта партии «Единая Россия» «Культурный альянс» Марат Гельман?

— Думаю, что культурные проекты в любом случае положительны. Созидательные вещи всегда положительны. А если мы говорим о внутренних миграционных процессах, то речь идет о сознании людей. Социологи фиксируют, что люди стремятся покидать малые города, так как не видят возможности самореализации. Это тоже надо учитывать. Поэтому я думаю, что любые инициативы, которые могли бы в положительном ключе влиять на ситуацию — годятся в дело.

«СП»: — Не так давно обсуждался проект концентрации населения России в паре десятков мегаполисов, а остальную территорию можно было бы осваивать «вахтовым» методом. Проект эксцентричный, если не сказать больше, но многие с ним соглашались…

— Да, это довольно популярное мнение. Но я бы отнеслась к этому очень осторожно. Идея о мегаполисах сочеталась с экономическим районированием, которое предлагало Минэкономики. Еще в 2007−08 году они выдвигали идею поделить страну на 10 экономических районов, потом возникла идея о 20 мегаполисах. На самом деле, это всё не ново: со специализацией экономического плана похожий проект выдвигали еще в советские времена. Он не был успешным, надо сказать. Когда в 1930-е годы перекраивались границы районов, во многом это деление было искусственным и произвольным. Особого экономического эффекта это не принесло.

Вообще, к таким глобальным вещам стоит относиться очень осторожно. Это может быть красиво как идея; но если мы посмотрим на те экономические условия, которые есть, а главное — на те результаты, которых мы можем ожидать — я бы больше склонялась к тому, что нужно развивать ту инфраструктуру, которая есть на сегодняшний день. В тех населенных пунктах, которые есть. Инвестировать в те возможности, которые на сегодняшний день есть. А они, конечно, имеются — их только нужно развивать.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня