Общество

Главный военный прокурор собрался в школу

По его мнению, «дедовщина» в армии процветает из-за недостатка патриотизма

  
14

Возродить в средних школах начальную военную подготовку (НВП) предложил на днях главный военный прокурор Сергей Фридинский. «Проблемами патриотического, идеологического воспитания молодых людей нужно заниматься еще до прихода их в армию», — заявил Фридинский. Таким образом главный военный прокурор встал в один ряд со многими политиками и военачальниками, которые уже много лет от государства требуют того же самого. Пока — безуспешно. Потому что примерно столько же народу категорически против подобной затеи.

И все же в словах Фридинского есть и нечто оригинальное. К идее необходимости срочного возврата НВП он пришел в процессе анализа кошмарной криминальной статистики в Вооруженных силах. «Полтора года в войсках последовательно увеличивается количество насильственных преступлений, — говорил ранее Фридинский. — Только в минувшем году их количество возросло более чем на 16%. От насилия пострадали тысячи военнослужащих, десятки получили тяжкие увечья, есть и погибшие». Говоря попросту, защитники Отечества повсеместно и повседневно лупят друг друга в казармах смертным боем. Уже и «дедовщиной» эти бесчинства называть как-то неудобно: какие «деды» в солдатской среде, когда служба с недавних пор длится всего год?

Собственные толкования названного бедствия главный военный прокурор уже приводил. По его словам, «объяснение этому простое — за последние два года количество призывников увеличилось в два раза. Это не могло не сказаться на статистике. Около 170−180 тысяч подростков ежегодно находятся в социально опасных ситуациях, где есть насилие на улице или в семье. 80% этих людей идут служить в армию со своим сложившимся образом жизни. Туда же попадают дети, которых не учили драться или защищать себя».

Можно добавить еще данные нашего Генерального штаба: 42% нынешних российских солдат до службы нигде не работали и не учились. Каждый пятый из них рос с семье, где только один родитель. Как правило, — заезженная беспросветной житухой мать. Издержек воспитания в таких случаях избежать сложно.

Быстро гуманизировать семью и улицу нам, видимо, не по силам. Можно было бы последовательно двигаться к контрактной армии, по дороге сокращая численность призыва и давая военкоматам возможность реального выбора. Собственно, мы и топали по этой дороге до минувшего лета, когда Министерство обороны признало этот маршрут ошибочным и почти всех контрактников поразогнало. Можно снова вернуться к полутора- или двухгодичной срочной службе. Тогда тоже значительно сократится призыв и снова станут набирать в казармы исключительно вменяемых, воспитанных, дисциплинированных и здоровых ребят. Но мера эта очевидно непопулярна в народе и потому в предвыборный год не годится даже для обсуждения.

Выходит, все в Вооруженных силах в обозримой перспективе останется в существующей беспросветности. От осознания этой реальности даже у главных военных прокуроров рождаются совершенно маниловские мечты: а хорошо бы, чтобы служба в армии вдруг стала престижна и желанна как во времена киношного Ивана Бровкина! Чтобы все как один молодые люди вдруг полюбили Родину и мечтали ее защищать с оружием в руках! Чтобы снова «каждый парень — воин бравый, смотрит соколом в строю»!

Кто бы возражал? Только при чем здесь начальная военная подготовка в школе? Да, в сентябре 2006 год года Госдума приняла закон о возвращении в школы курса НВП, он вошел в предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В 10-ом классе отведено на подготовку к армии семь уроков, в 11-ом — четырнадцать. В методических рекомендациях указано, что в результате ученик 11-го класса «должен знать команды, уметь ходить строем, собирать и разбирать автомат, готовить его к работе, знать обязанности дневального, знать, что делать в случаях чрезвычайных ситуаций». Еще предусмотрена сдача норматива по одеванию противохимического костюма Л-1, определению размера шлем-маски противогаза. Кроме того, ученики должны представлять себе, что такое боевая техника, ее виды и назначение. Все это, наверное нелишнее, но от патриотизма это пока далековато.

Но если НВП выделить в отдельный предмет, многое ли изменится? Кто будет воспитывать будущих солдат-патриотов? Отставные военные, не имеющие представления о педагогике в среде шестнадцатилетних пацанов? Или учительницы пения, которые из-за кадрового дефицита в некоторых нынешних школах, «брошены» на НВП по совместительству? Каким образом разборка-сборка автомата на время или наука быстро натягивать противогаз воспитает патриота России? Если же говорить о чисто воинском умении, то в казарме самого бестолкового солдата управляться с автоматом и напяливать противогаз легко научить и за неделю. Необязательно растягивать этот процесс на годы в школьной программе, параллельно примитивизируя у ребят представление о службе в современной армии.

Собственно, тщетность подобных усилий руководство страны уже признало. 3 февраля 2010 года правительство РФ приняло распоряжение № 134-р в котором сказано, что «введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях не помогло добиться желаемых результатов. Качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким». Одновременно правительство разработало Концепцию федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года. Военная подготовка в ней, как и сегодня, остается факультативным предметом в рамках ОБЖ.

В принципе, это верно. Потому что как ни организуй начальную военную подготовку в школе — хоть факультативно, хоть как самый главный предмет — ничего не получится, пока Вооруженные силы у нас служат пугалом для общества. Это как в известном анекдоте: не мебель надо менять, а девочек. Снова сделаем армейскую службу выгодной и престижной — никакая НВП не понадобится вообще.

Насколько реально предложение главного военного прокурора? Об этом обозреватель «Свободной прессы» побеседовал с членом Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, координатором общественной инициативы «Гражданин и армии» Сергеем Кривенко.

«СП»: — По вашему. В словах Фридинского есть логика?

— Вы знаете, я с ним согласен. Начальную военную подготовку в качестве обязательного предмета вводить надо. Но только при одном условии. Если наполнить ее совершенно другим содержанием. Сделать основным не приобретение начальных практических навыков солдата, а изучение правовых вопросов службы. Скажем, правил призыва, прав и обязанностей военнослужащего. То есть сделать основным гражданское правовое воспитание. Вот тогда эффект в борьбе с «дедовщиной» действительно будет.

«СП»: — А как же с воспитанием воинов-патриотов?

— Ну, для этого есть другие предметы. История, литература, русский язык.

«СП»: — Однако преподавание права в школе — это сложно организовать. Где взять педагогов такого профиля?

— Не обязательно этим должны заниматься педагоги. Можно приглашать на уроки НВП юристов. Это все это знают и умеют.

«СП»: — Вы такие уроки видите обязательными или факультативными?

— Только обязательными. Потому что правовые знания нужны всем. Независимо от того, пойдет человек на службу или не пойдет.

«СП»: — А сугубо военно-прикладные вещи совершенно исключить? Вдруг кто-то из школьников мечтает стать профессиональным военным?

— И прекрасно. Пусть идет в военное училище и учится там военному делу на совершено другом, более высоком уровне.

Фото: Евгений Переверзев/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня