Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
3 мая 2011 11:54

Бензин берет Литву за горло

Нетерпимая по отношению к России экономическая политика сделала местные АЗС самыми дорогими в Прибалтике

333

Цены на прибалтийских автозаправках бьют рекорды. На фоне вполне естественных опасений российских автолюбителей, справедливо возмущенных растущими ценами на топливо в стране, добывающей нефть, прибалты и вовсе должны сойти на своих заправочных станциях с ума.

Самый дорогой бензин — в Вильнюсе. Литр АИ 95 уже стоит около 4,8 лита (1,379 евро и более), дизтопливо — 4,44 лита (1,286 евро). В Риге стоимость литра такого бензина — 1,329, дизтоплива — 1,3 евро. В Таллине — 1,24 евро и 1,255 евро соответственно. Причем эксперты фиксируют тенденцию к дальнейшему росту. В Литве, например, предполагают скорое повышение стоимости литра бензина 95-й марки до 5 литов за литр.

Автолюбители и автоперевозчики пытаются не мириться с такой ситуацией. Водители фур устраивали в Вильнюсе оригинальную акцию протеста — перекрывали, например, дороги своеобразным способом — огромная колонна большегрузных автомобилей ехала в час пик по улицам столицы с минимальной скоростью, создавая невыносимые условия движения. А автолюбители пытались создавать искусственные очереди на автозаправках, заливая в бак всего лишь один литр, а то и 200 граммов бензина. Но это не помогло.

Причем, не помогает сбить цену и спад реализации топлива. Эксперты зафиксировали, что в Литве в нынешнем году было продано на 6 миллионов тонн бензина меньше, чем за тот же период прошлого года. Президент Литовской ассоциации предприятий по продаже нефтепродуктов Лукас Восилюс утверждает, что «еще никогда не было такого низкого уровня реализации». «Ситуация с бензином более чем трагична. Тенденция к уменьшению реализации, скорее всего, останется и в будущем. По сравнению с продажами бензина в 2008 году, сейчас они снизились более чем на 60%, но количество автомобилей, работающих на бензине, на улицах не сократилось. Видимо, водители ищут альтернативные варианты приобретения топлива», — говорит он.

Конечно. А куда им деваться? В Вильнюсе вовсю торгуют контрабандным белорусским топливом, которое раза в полтора дешевле, чем в Литве. В этой связи власти Литвы готовят предложение — заставить водителей, часто пересекающих литовско-белорусскую границу, платить таможенную пошлину за бензин, который находится… в баке автомобиля.

Президент концерна «Lukoil Baltija» Иван Палейчик напомнил, что в 2008 году цена на нефть была почти 150 долларов США за баррель. По его словам, «если сейчас нефть подорожает до такой отметки, то бензин у нас будет стоить 5 литов — не представляю, кто будет покупать за такую цену». Почти никто. Обойдутся контрабандным бензином, если не удастся поставить барьеры.

Но все же почему свет клином сошелся именно на Литве, ведь здесь находится единственное нефтеперерабатывающее предприятие в регионе, построенное еще в советские годы — «Мажейкю нафта», и по идее тут-то и должен быть бензин подешевле, чем у соседей. С таким вопросом корреспондент «Свободной прессы» обратился к вильнюсскому политологу, обозревателю еженедельника «Экспресс-неделя» Юрию Долинскому.

— Да, вы правы, тенденции, ведущие к росту цен на бензин, общие в Европе, в России, но и правильно заметили: цена бензина в Литве выше, чем в Латвии и Эстонии. Думаю, у наших соседей осуществляется чуть более прагматичная грамотная экономическая политика. По крайней мере, Вентспилс с его нефтетерминалами не политизирует экономическую составляющую отношений с Россией, в Эстонии сказывается и ее близость к скандинавским странам, а у нас в Литве каждый экономический шаг буквально связан политическими условиями. Вот вы назвали «Мажейкю нафта». В советское время это было процветающее предприятие, потому что на него поступала дешевая российская нефть по нефтепроводу «Дружба», построенному специально для литовского нефтекомплекса. И после распада СССР оно процветало, приносило прибыль, пока в 90-е местные политики не задумались, а стоит ли им так тесно сотрудничать в нефтяной сфере с Россией? И конечно же, просчитались.

«СП»: — А с кем же еще сотрудничать? Нефть ведь только у нас.

— Нет, не только у вас, только вот возить тогда ее надо танкерами. Даже специально для этого построили дорогущий нефтетерминал недалеко от Паланги, в местечке Бутинге, чем вызвали гнев конкурента-Вентспилса. Но вы же знаете: за морем телушка полушка да рупь перевоз. Пока нефть качали по «Дружбе» — все было хорошо. И вот нашим политикам вздумалось изменить ситуацию, но так, чтобы не зависеть от России, но и «Дружбу» сохранить. Не удалось. Не продумали последствий, не составили нормальный план диверсификации поставок. Взяли, да и передали свой нефтяной комплекс сначала американцам - малоизвестной компании «Вильямс интернешнл». Тогдашний министр хозяйства Винцас Бабилюс не скрывал злорадного удовлетворения, говорил, что «Ивана к трубе не подпустит». Ну и не надо. А у Джона нефти нет. Попытки вести переговоры о приобретении литовского нефтяного комплекса Лукойлом и другими российскими компаниями были сорваны. Американцы же вскоре провалились, но выкачали из комплекса все ресурсы, и теперь заведены уголовные дела. И все равно правительство Литвы решило передать свое нефтяное хозяйство кому угодно — только не России. Предприятием завладел польский концерн. Но и у него нефти нет. И тут как назло испортился нефтепровод «Дружба». Дешевая российская нефть перестала поступать по трубе. Пришлось возить танкерами. Россия как выполняла свои обязательства, так и выполняет, поставляет нефть. Только теперь она стала дороже. Завод потерял рентабельность.

«СП»: — Но ведь такое действие можно расценить как политическое давление на Литву…

— Так и расценили. Ну и что? Нефтепровод он и есть нефтепровод. Разве он не может испортиться? Да и литовская сторона ведь не скрывала своего политического решения не продавать нефтяной комплекс России. Так что если и есть политическое решение «испортить» трубу, так это - ответ. Надо было договариваться, пока нет других решений. А так просто власти Литвы загоняют экономику тупик. Не хотели Ивана подпускать к трубе, вот он от нее и отошел.

Только все другие соседи России прекрасно сотрудничают с вашей страной в энергосфере, и поэтому таких тяжелых последствий не испытывают. И не обвиняют России, а просто ведут естественную, тщательную целенаправленную работу по диверсификации рисков, связанных с обеспечением энергоресурсами, если уж не хочется зависеть от одного поставщика. Это их дело. И когда-нибудь получат результат. А конфликты не помогут. Вот Литва сейчас будет судиться с Газпромом из-за цены на газ, подбивает Евросоюз, чтоб тот не покупал электричество у так называемых «опасных АЭС», к которыми заведомо причислены еше не построенные Балтийская АЭС под Калининградом и Белорусская недалеко от Вильнюса. Мне трудно сказать, к чему приведет эта политико-энергетическая интрига, но бензиновый-нефтяной опыт Литвы не сулит ничего хорошего.

Рига — Таллин — Вильнюс

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня