18+
воскресенье, 4 декабря
Общество

День Победы уходит в историю

Россия учится праздновать 9 мая без ветеранов

  
11

В Москве — и, пожалуй, на большей части территории России — 9 мая, по традиции, повезло с погодой. С самого утра над площадями, где проходят парады и массовые гуляния, светило солнце. Тем виднее, ярче оказалось грустное, но неизбежное обстоятельство: в день 66-й годовщины победы над фашистской Германией на улицах оказалось слишком мало людей, когда-то праздновавших эту Победу в первый раз.

Конечно, фронтовиков и тружеников тыла Великой Отечественной, самым молодым из которых сейчас около 80, осталось еще немало. Их пока хватает, чтобы заполнить залы официальных мероприятий, принять поздравления от чиновников, от которых остальные 364 дня в году старики видят слишком мало доброго. Их хватает, чтобы пройти с «уроками мужества» по школам — хотя и там, на поверку, всё чаще ветеранов войны заменяют более молодые и говорливые ветераны Вооруженных Сил.

Но уже в традиционных местах встречи бывших однополчан — у Большого театра, в ЦПКиО им. Горького, в Измайловском парке — ветеранов стало критически мало. Они есть — но их не столько, чтобы бывшие фронтовики ощущали себя хозяевами праздника. «Не хочу идти туда — и тяжеловато, и непонятно зачем», — так часто говорят оставшиеся в живых ветераны. Когда атмосфера в стране настолько далека от победной, когда привычные с брежневских времен атрибуты праздника эксплуатируются окончательно надоевшим всем чиновничеством — старикам нет настроения гулять. «Что нового? Нового только то, что мы все постарели», — говорили «СП» женщины — ветераны Отдельной мотострелковой бригады особого назначения в Измайловском парке.

Однако праздник не думает сдавать позиции. Просто на смену тем, кто пережил войну, приходят не видевшие фронта и блокадных пайков. От этого они не менее активно вовлечены в День Победы — просто вовлеченность эта немного другая, не жизненная, а книжная. День Победы все больше становится не днем ветерана, а днем исторического реконструктора.


«Это, может быть, уникальный шанс для военно-реконструкторского движения и вообще для культуры любительской истории в России», — оценивает ситуацию Андрей, владелец черной «Эмки» в почти оригинальной комплектации. В парке Кузьминки автомобилисты-историки провели ежегодный парад ретромашин, в котором уже традиционно участвуют не только авто времен войны, но и более современное авторетро. Диссонанса при этом не чувствуется — весенний победный праздник объединяет не только по признаку эпохи, но и просто на основе любви к истории, выраженной в вещах.

Конечно же, забывать никто ни о чем также не собирается: «газики», «эмки» и «доджи» времен ВОВ всегда в голове колонны, за ними по хронологии следуют «победы», а там уже и прочие «москвичи» с «запорожцами». Привыкла и публика: вопросов по поводу явно послевоенных «Волг» ГАЗ-21 уже не задают, ретро есть ретро. Критерий один — старая машина должна быть ухоженной, а ее хозяин разбираться в истории.

После парада люди подходят за солдатской кашей — «наркомовские сто грамм» с рулем несовместимы. Если бы в праздновании Дня Победы участвовали только военные реконструкторы, празднующих было бы слишком мало, а так очередь к полевой кузне растягивается на добрую сотню метров. За кашей с тушенкой обсуждают неловкую ситуацию, которая сложилась вокруг флагов. Некоторые хозяева повесили на «виллисы» и «ЗиСы» современные российские флаги, другие — советские красные — вот вам и дилемма: ехать со «сталинскими» или «власовскими» знаменами… Впрочем, до реальных ссор не доходит — автомобилисты люди мирные.

Другое дело — настоящие реконструкторы, из тех, что шьют копии аутентичной военной формы, ходят с массогабаритными моделями исторического оружия. Здесь подход к Дню Победы радикально другой — всё должно быть точно и исторично. Считая каждую пуговицу на мундирах, реконструкторы знают историю Великой Отечественной получше почти любого ветерана — этих 20−30-летних не уличишь в незнании дат, фактов и смысла давних боев. Они тоже здесь, в парках — а реконструкторские мундиры отчасти заменили почти исчезнувшие кителя стариков.

Интересно, что даже культ Великой Победы, который активно педалируется властями в расчете на постепенно исчезающих фронтовиков — не пропадает, активно подхватывается военно-историческими клубами — и работает на благо общества. Так, 8 мая в Санкт-Петербурге реконструкторы в аутентичных нарядах 40-х проехали по центру города на троллейбусе, пережившем блокаду. Одной из целей этой поездки было привлечь внимание к исторической ценности этого вида транспорта — питерский губернатор Валентина Матвиенко, как известно, планирует избавиться от электротранспорта в ближайшие годы.

Конечно, историки-любители не могут, как бы ни хотели, заменить свидетелей героической эпохи и ее участников. Но они могут сохранить праздник, переведя его в другое качество — сделать это придется все равно, поскольку уход живых ветеранов неизбежен. И не только сохранить, но и наполнить его новым, живым смыслом. Человеческим интересом к памяти героев и смыслу национальной жизни — а не омертвелым государственным мероприятием.

Фото: *

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня