18+
воскресенье, 11 декабря
Общество

Безработных выманят в другие регионы рублем

Минздравсоцразвития планирует выплачивать им за это до 120 тысяч рублей подъёмных

  
26

Минздравсоцразвития планирует поощрять безработных россиян, переезжающих в другой регион в погоне за рублем. Так министерство рассчитывает снизить уровень трудовой миграции из зарубежных стран, увеличив ее внутри страны. Эта мера может помочь решить проблемы занятости, например, в моногородах. Однако есть риск, что инициатива властей закончится провалом, и тогда просто еще больше людей покинут и без того страдающие от потери коренного населения депрессивные регионы.

Сегодня между двумя ведомствами — Минздравсоцразвития и Федеральной миграционной службой — идет спор по поводу сохранения или отмены инструмента квот на иностранную рабочую силу. Главным образом речь идет об ограничении использования труда рабочих из соседних среднеазиатских республик — так называемых «гастарбайтеров». По данным правительственной «Российской газеты», ведомство Татьяны Голиковой сейчас согласовывает проект госпрограммы «Содействие занятости населения», согласно которому к 2015 году планируется вернуть россиянам 35% рабочих мест, занятых сегодня гастарбайтерами.

Среди прочих мер по защите занятости населения страны Минздравсоцразвития планирует ввести инструмент поддержки безработных россиян, переезжающих в поисках работы в другой регион. Так, предполагается, что в случае переезда семьи безработных могут получать «подъемные» в сумме вплоть до 120 тысяч рублей на человека. Интересно, что финансовая поддержка безработным-переселенцам по ведомственным инструкциям должна осуществляться и сейчас: оплата проезда к месту работы, провоз багажа, суточные в пути и в течение трех месяцев компенсация аренды жилья — 550 рублей в сутки. Однако ни один из опрошенных «СП» экспертов не смог подтвердить, действует ли на практике эта система.

Чем может закончиться такое начинание министерства, какие из него могут быть плюсы, и что произойдет, если эта инициатива закончится провалом, комментируют эксперты «СП».

Ольга Вендина, кандидат географических наук, сотрудник Центра геополитических исследований Института географии РАН:

— Говорить сразу об эффекте этой инициативы сложно, поскольку возникает масса вопросов: как эти деньги будут использованы, насколько они окажутся в руках именно тех, кому они необходимы, и так далее. Но, в принципе, это совершенно нормальное решение, потому что во многих случаях решение проблемы бедности связано в первую очередь с возможностью поиска работы, и часто это связано именно с необходимостью уехать. Много и часто обсуждается проблема мобильности населения, и многие экономические проблемы решаются именно при помощи стимулирования этой мобильности.

Безусловно, есть риск дальнейшей потери населения депрессивными регионами. Но здесь нужно понимать, что вышеназванная поддержка — не единственный инструмент. А для многих регионов решить проблему бедности можно как раз только одним способом: возможностью уехать оттуда. Это касается и молодых людей, их семей. И если человек может найти работу по своей специальности и реализовать себя в другом месте, то такая поддержка будет иметь исключительно положительный эффект. Тем более, мне кажется, эта поддержка не будет касаться только тех, кто просто хочет переехать, скажем, из Бурятии в Москву. Эти меры должны касаться специалистов, которые не могут найти работу в своем регионе. К тому же, я не думаю, что эта программа будет иметь какое-то огромное финансирование, и поэтому ее эффект будет весьма ограничен.

Официальная безработица, то есть количество зарегистрированных на бирже труда россиян, которые «активно ищут, но не могут найти работу», составляет около 1,6 млн. человек. На самом деле их число приближается к 6 млн. человек.

Дмитрий Бадовский, заместитель директора Института социальных систем:

— Депрессивные регионы у нас и так «обезлюживаются». И происходит это не только из-за безработицы. Пытаются переезжать и те, кто не может найти работу, и те, кто имеет работу, но хочет чего-то большего. Другое дело, что направленность всех естественных миграционных потоков — она весьма перекошенная, потому что речь идет в основном о Москве и считанных других территориях.

Здесь же идея немного другая: попытаться стимулировать управляемую трудовую миграцию, пытаться перенаправлять безработных и незадействованные трудовые ресурсы туда, куда хотелось бы государству, туда, куда это нужно. И одновременно в целом повышать трудовую мобильность, которая у нас не только центростремительная, «москвастремительная», но и недостаточная вообще.

Нужно принимать во внимание, что речь тут идет только об официальных безработных. Ну, например, есть сокращения на каком-нибудь АвтоВАЗе. Кто-то из этих людей будет нужен на калужских сборочных производствах, где есть определенный недостаток кадров. Они могли стянуть какие-то кадры с сопредельных территорий, но этого оказалось мало. И тольяттинцы им как раз подойдут.

Определенным образом это может быть применимо к идеям перетока трудовых ресурсов с Кавказа. Есть еще моногорода: Тольятти, как я уже сказал, Пикалево… Если люди поедут куда-то, где есть работающее производство, это будет эффективной стимулирующей мерой.

Но здесь все равно нужно принимать во внимание, скольких людей коснутся меры поддержки, и каков будет размер выплат.

Другое мнение

Сергей Смирнов, директор института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ:

— Я настроен по поводу этой инициативы достаточно тревожно. Если говорить о внутренней миграции: у нас 83 субъекта федерации, и по внутренней миграции положительное сальдо (то есть — прирост за счет внутренней миграции) имеют лишь 17 регионов. В первую очередь — Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Даже Ленинградская область не так уж сильно привлекает мигрантов, а с краснодарским краем все понятно — Олимпиада, потекли инвестиции. В 66-ти же регионах наблюдается отток населения.

Теперь вот что получается, если проанализировать предложение Минздравсоцразвития. Если они хотят за счет стимулирования внутренней миграции, во-первых, вытеснить мигрантов из ближнего зарубежья, то по-прежнему будет происходить деградация регионов Российской Федерации. Вместо того, чтобы стимулировать создание рабочих мест, мы по-прежнему будем способствовать потере населения многими регионами России. А это особенно страшно, например, для Дальнего Востока, где все субъекты имеют отрицательный миграционный прирост. Русский народ оттуда бежит, а это в дальнейшем будет означать появление очень серьезных геополитических проблем. На это глаза закрывать нельзя.

Сельское хозяйство у нас уже деградировало, деградирует промышленность… И эта ситуация, когда будут создаваться отдельные очаги локализованного роста, — это не комплексное освоение территории, это стягивание населения в какие-то узлы, точки роста. Рано или поздно вся Россия превратится в огромную Москву и Московскую область. И это очень тревожно.

Что же касается «подъемных» безработным — это чисто административное вмешательство в рынок труда. Как бы то ни было, этот рынок у нас все-таки существует. У нас есть спрос на рабочую силу, есть предложение, у нас есть несостыковки между качественными и количественными показателями — я имею в виду квалификацию работников. Если работодатель реально заинтересован в рабочей силе, почему нужно осуществлять это переселение за счет бюджета? Снижаются затраты на производство продукции, реальной себестоимости и эффективности этого производства мы не знаем. И получается, что государство будет искусственно стимулировать тех или иных работодателей, чтобы их конкурентоспособность их продукции несколько росла. Но это же будет осуществляться на деньги налогоплательщиков! И я не очень понимаю, что не работодатель должен обеспечивать переселение? В свое время тот же «Норникель», как к нему кто не относился бы, часть избыточных рабочих сил переселил из Норильска «на материк», как тогда говорили. Такая модель, наверное, возможна.

Государство, конечно, могло бы взять на себя часть каких-то расходов, например, в части развития социальной инфраструктуры в регионах. Ведь если переселяется работник, он тащит за собой семью, ему нужны места в детских и образовательных учреждениях для его детей, в детских учреждениях, ему нужны структуры здравоохранения, и так далее.

Можно говорить сколько угодно много о том, что приезжает много работников с «некоренной», так сказать, культурой для нашей страны, но это происходит во всем мире. Но здесь все направлено на борьбу с безработицей. А где, скажем, в Москве мы будем создавать массу новых рабочих мест? Все нужно увязывать со стратегиями развития регионов. Но в данном случае мне кажется, что Минздравсоцразвития не смотрит на проблему комплексно, а лишь поверхностно оценивает ситуацию.

Фото: Василий Максимов/Коммерсантъ

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня