18+
суббота, 3 декабря
Общество

«Гробовые» от РЖД

Суд обязал компанию выплатить 725 тысяч рублей родителям убитого током ребенка

  
193

ОАО «Российские железные дороги» должно заплатить 725 тысяч рублей семье 8-летнего мальчика, погибшего от удара током на железнодорожных путях. Такое решение вынес Волгоградский областной суд, подтвердив тем самым обоснованность иска родителей ребенка.

Трагедия произошла в Красноармейском районе Волгограда 28 сентября 2010 года, рассказали корреспонденту «Свободной прессы» в пресс-службе Волгоградского областного суда. В тот день Алеша Шишов после школы отправился не домой, а на прогулку. Мальчишки гуляли в районе железнодорожной станции Сарепта: их любимым развлечением было бегать по крышам стоящих грузовых составов. В какой-то момент Леша оказался возле высоковольтной линии. Мощнейший разряд электрической дуги убил ребенка.

Вину за смерть сына родители мальчика возложили на «Российские железные дороги», поскольку территория, где погиб Алеша, подпадает под юрисдикцию компании. А значит, именно она, по их мнению, должна обеспечивать безопасность на своих объектах.

«Семья обратилась в Красноармейский районный суд города Волгограда с иском к ОАО „Российские железные дороги“ о возмещении морального вреда, расходов на погребение, а также судебных издержек и выиграла дело, — рассказала „СП“ председатель областного суда Мария Меняйлова. — С РЖД будет взыскано 735 тысяч рублей».

По словам председателя суда, ответчик пытался оспорить решение суда первой инстанции, однако окончательный вердикт был вынесен в пользу родителей погибшего мальчика.

«В соответствии с законом ответственность в таких случаях лежит на владельце источника повышенной опасности, то есть — на предприятии железной дороги», — пояснила Меняйлова.

К несчастью, подобные трагедии происходят слишком часто. Так, в марте этого года двое подростков 14-и и 15-и лет погибли от удара электрическим током на железнодорожной станции Северская в Краснодарском крае. Несколькими месяцами раньше в Свердловской области 15-летний школьник залез на опору контактной сети у железнодорожного полотна и получил смертельный разряд. Последний случай произошел совсем недавно, 9 мая, в Брянской области: два друга, 15-и и 16-и лет, гуляли по железнодорожным путям на станции Сельцо и решили взобраться на цистерну стоящего состава. Первая же попытка оказалась роковой — один подросток был убит электрической дугой на месте, другой оказался в реанимации с ожогами 90% тела. Этой же весной в регионе произошли еще два подобных ЧП, но дети, по счастливой случайности, остались живы, хоть и получили серьезные травмы.

Проблему доступности потенциально опасных объектов РЖД признают даже сами железнодорожники.

«Железная дорога притягивает мальчишек словно магнитом, — на условиях анонимности поделился с „СП“ один из работников компании. — Они играют в салочки, пытаются кататься на крыше вагонов — мы ежегодно сотни таких смельчаков снимаем с составов. А ведь, в принципе, детям одним тут делать нечего — место это опасное».

Получается, что железнодорожники как бы «переводят стрелки» на родителей, которые не знают, чем в свободное время занимается их дети. Однако в РЖД есть специальная программа, которая так и называется «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры». В 2010 году на нее было потрачено 394,6 млн. рублей. По информации пресс-службы ОАО РЖД, на эти деньги на Московской железной дороге было построено 23 пешеходных перехода и 25,83 км ограждений, на Октябрьской железной дороге — 20 пешеходных переходов, на Горьковской железной дороге — 7 пешеходных переходов и 16,4 км ограждений.

В текущем году на реализацию этого проекта планируется направить уже около 450 млн. рублей.

Будет ли хоть какая-то часть этих денег потрачена на просветительскую работу в школах? Выяснить это в самой компании не удалось. Но это было бы не лишне сделать, поскольку сейчас профилактика несчастных случаев среди подростков ограничивается главным образом призывами к их родителям почаще разъяснять детям правила поведения на железной дороге.

А на данный момент статистика печальная: в 2009 году в зоне движения поездов в России были травмированы 4 тыс. 447 человек, из которых 2 тысячи 953 погибли. За прошлый год четыре тысячи человек получили травмы, из них две с половиной тысячи — со смертельным исходом.

И суды продолжают обязывать РЖД выплачивать компенсации за покалеченные судьбы и унесённые жизни с завидной регулярностью

Так, в ноябре 2010 года вступил в законную силу приговор Чернышевского районного суда Забайкальского края по иску Могочинского транспортного прокурора. Последний обратился в суд в интересах женщины и двух её несовершеннолетних детей, которые потеряли под колёсами поезда мужа и отца. 11 февраля 2010 года мужчина был смертельно травмирован грузовым поездом. Летом суд вынес решение о взыскании с ОАО «РЖД» компенсации морального вреда, причинённого смертью кормильца, по 350 тыс. руб. в пользу каждого, на общую сумму 1 млн. 50 тыс. руб. Представители РЖД подали кассационную жалобу, но суд оставил решение без изменения.

Также в ноябре Кировский районный суд Иркутска обязал РЖД выплатить компенсацию морального вреда в размере 700 тыс. рублей семилетнему мальчику, попавшего под поезд на перегоне Янталь — Лена в Усть-Кутском районе. В результате ЧП, произошедшего в декабре 2009 года, ребёнок стал инвалидом.

Еще один громкий процесс — о гибели 15-летнего Алексея Богданова под колесами скоростного «Сапсана» — завершился прошлой осенью в Мещанском суде Москвы. Поезд сбил подростка 16 апреля 2010 года. Как утверждали в исковом заявлении его родители, их сын переходил пути около платформы Красный Бор Тосненского района Ленинградской области. Никакого оповещения на путях о приближении скоростного состава не было, потому что в это время «на платформе было плановое отключение электричества».

От РЖД Богдановы требовали 20 млн. рублей моральной компенсации каждому из родителей, но суд присудил им только 174 тысяч 449 рублей.

При этом представитель РЖД посетовал, что если суммы возмещения будут большие, то это сильно ударит по экономической составляющей железнодорожных перевозок.

У адвоката семьи погибшего юноши Игоря Трунова свое видение проблемы:

-Сумма должна дисциплинировать того, кто виновен, и должна быть прецедентной. РЖД не предприняло надлежащих мер безопасности для жителей. А присужденные деньги не дисциплинируют РЖД — у компании не появится стимул, чтобы исправить эту ситуацию. Вкладывать больше в безопасность компании не захочется".

Похоже, это действительно так. Если бы «железка», по вине которой произошла трагедия, заплатила бы хоть раз 20 или 30 миллионов, а потом эти деньги вычли бы из бонусов топ-менеджеров, к вопросам безопасности отношение наверняка было бы другое.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня