18+
суббота, 3 декабря
Общество

Литва: Как милиция мутирует в полицию

Органы правопорядка реформируются в стране уже два десятилетия

  
225

Генеральный комиссар полиции Литвы Саулюс Сквярнялис потребовал от премьер-министра Андрюса Кубилюса денег. «Нам не хватает средств на выполнение прямых обязанностей, — сказал он. — Это связано с подорожанием топлива и с оплатой трудовой нагрузки, т.е. ночных смен, выходных».

За этой короткой фразой кроется большая коллизия. Литовская полиция переживает сложный период. Вот уже 20 с лишним лет. Кризис обострил ситуацию, реформы вязнут. А что касается средств, то, например, в Рокишкском районе полицейским в связи с нехваткой денег пришлось пересесть с автомобилей на велосипеды, хотя реформа предполагает компьютеризацию, обеспечение автомобильным транспортом, внедрение эффективных систем контроля за порядком и т. п…

Реформы органов внутренних дел в Литве начались еще 11 декабря 1990 года, когда в республике был принят Закон о полиции. Он противоречил Конституции СССР, но Литва объявила независимость 11 марта 1990 года, а после крушения ГКЧП и реального признания Советским Союзом своей независимости получила возможность проводить реформы так, как считает нужным.

Были учреждены, как и положено, МВД с новой структурой, департамент полиции и его подразделения — криминальное, общественное, дорожное, самоуправлений. Осуществили деполитизацию органов внутренних дел. Сейчас на 100 тысяч человек в Литве приходится около 350 полицейских. Для сравнения: в России этот показатель составляет 975,7 чел., а в Польше — 328,3.

По задумке инициаторов реформ, полиция должна превратиться в уважаемый общественный институт, контролирующий и организующий порядок с эффективным противодействием правонарушениям. Этот процесс в Литве идет, но со сбоями. От стражей порядка Литвы удалось добиться более вежливого отношения к людям, — здесь вам не нахамят, представятся, прежде чем обратиться. Но каково общество — таковы и его структуры. Взяточничество среди дорожных полицейских, как и России, удается пресекать с большим трудом. Но есть и существенные отличия. Из-за ряда ЧП, связанных с авариями, в которых по вине пьяных полицейских погибли люди, сменился сначала один генеральный комиссар полиции, потом другой. У нас, если вспомнить, после резонансного «дела Евсюкова» был снят лишь глава столичной милиции, хотя было ясно, что прогнила вся система.

В 2009 году при разгоне акции протеста у парламента полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули. Был большой скандал, отразившийся на авторитете стражей порядка. Но впрочем, те действия, скорее, осуществлялись под нажимом политиков, и вряд ли тут следует предъявлять большие претензии полицейским.

Для того, чтобы стать обычным патрульным без высшего образования, надо закончить 1,5 года полицейской школы. Диплом профильной полицейской коллегии (что-то типа высшей школы милиции), естественно, обещает более быстрый карьерный рост. Правда, по утверждению анонимного опера, в стражи порядка можно попасть и иначе. Он после юрфака в университете года пришел в полицию и сразу получил звание инспектора. Занимается экономическими правонарушениями.

При этом при устройстве в полицию национальность значения не имеет. Только гражданство. В Литве много русскоязычных полицейских. Кстати, если они услышат русскую речь, то и обращаться к вам будут по-русски. Или по-польски, если увидят перед собой поляков. Иногда могут спросить — на каком языке с вами лучше говорить. Никакой дискриминации в отношении «клиентов». Но естественно, как на любой госслужбе, надо владеть государственным языком — это единственное требование. Что еще важно: системы, по которой полицейский должен раскрыть какое-то количество преступлений и отчитаться, в Литве нет. Поэтому за «палками», как в России, опера не гонятся, а это снижает коррупцию в рядах стражей порядка.

Реформа полиции предусматривает внедрение новейших технологических информационных систем. Намечено все полицейские патрульные автомобили и даже пешие патрули обеспечить компьютерами. Задумано в шесть раз снизить число действующих полицейских комиссариатов, но не за счет снижения числа полицейских, а за счет повышения эффективности управления, совершенствования структуры системы.

Еще один плюс реформ — выравнивание зарплаты. Независимо от того, в сельской или городской местности работает полицейский, жалованье должно быть одинаковым.

Среди других идей — назначение на руководящие должности на конкурсной основе и только на пять лет, а если на следующее пятилетие — то в исключительном порядке, за особые заслуги. Пытаются изжить кумовство и телефонное право. Правда, и этот процесс идет со скрипом — слишком глубоки оказались советские корни.

Кстати, вот одно наблюдение: в Литве невозможно увидеть пузатых полицейских — ни офицеров, ни тем более патрульных. Здесь большое внимание уделяется физической подготовке.

Трудно сказать, насколько быстро удалось бы осуществить все реформы, если бы не вмешался кризис. Началось тотальное урезание средств. Если в 2008 году патрульные полицейские получали до 1665 литов (1 лит = 11,5 рублей, стало быть, чуть больше 19 тыс. руб), следователи, старшие следователи и старшие специалисты и участковые до 2550 литов (29,3 тыс. руб), начальник отдела — до 2795 литов (32,1 тыс. руб), а начальник всего управления — до 4775 литов (55 тыс. руб), то после урезаний зарплаты сейчас в среднем составили 1500 литов «на бумаге». К тому же пришлось все-таки сокращать полицейских, экономить на бензине, о чем, собственно, и сообщил генеральный комиссар полиции Литвы Саулюс Сквярнялис своему премьер-министру.

В ответ полицейские Литвы пошли на непривычные методы борьбы за свои права. Начались акции «Босой сотрудник — люди в опасности». Стражи порядка стояли с плакатами босиком. Акции протеста проводились вопреки закону, запрещающему подобные мероприятия в таких структурах. Но терять им было уже нечего. Люди стали увольняться. Да и такой пассивный протест — вовсе не забастовка. Пришли, постояли, устыдили власти… Но денег-то все равно нет.

Основные требования — возвращение зарплат и отмена увеличенной рабочей недели, которую довели с 40 до 48 часов. Началась борьба и за право полиции выполнять коммерческие функции. Спецподразделение «Витис» занимается охранной деятельностью, но деньги идут в бюджет департамента полиции. Видимо, в связи с тем, что «Витис» занял 25 процентов рынка охранной деятельности, против него стали работать лоббисты в парламенте, и до конца этого года предполагается отказаться от коммерческих функций полиции. Между тем, это никакая не «крыша», а регламентированная законом охранная деятельность под контролем департамента полиции. В 2010 году отряд «Витис» принес около 7 миллионов литов, а всего за все время существования — 26 миллионов литов, говорит член Сейма Витаутас Матузас.

И все же позитивные признаки, появившиеся в ходе реформ, несмотря на все издержки налицо. Уровень преступности стабилизировался. Удалось сбить число дорожно-транспортных происшествий. Условия труда полицейских стали лучше.

— На начальство грех жаловаться, — говорит один из оперов, попросивший не называть его имени. — Начальник комиссариата сам с оперов начинал, поэтому все знает и понимает. В старом здании комиссариата не было канализации и воды, туалет был на улице. В новом здании у каждого отдельный кабинет с компом, оргтехникой, комнаты отдыха для каждой службы, три тренажерных зала. Тир. КПЗ теперь, как гостиница. Комнаты опознания с зеркальной стеной…"

Словом, процесс идет, только все, как и в обычной жизни, не получается сразу и просто…

Вильнюс

Фото: grani.lv

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня