Общество

Литва: Как милиция мутирует в полицию

Органы правопорядка реформируются в стране уже два десятилетия

  
282

Генеральный комиссар полиции Литвы Саулюс Сквярнялис потребовал от премьер-министра Андрюса Кубилюса денег. «Нам не хватает средств на выполнение прямых обязанностей, — сказал он. — Это связано с подорожанием топлива и с оплатой трудовой нагрузки, т.е. ночных смен, выходных».

За этой короткой фразой кроется большая коллизия. Литовская полиция переживает сложный период. Вот уже 20 с лишним лет. Кризис обострил ситуацию, реформы вязнут. А что касается средств, то, например, в Рокишкском районе полицейским в связи с нехваткой денег пришлось пересесть с автомобилей на велосипеды, хотя реформа предполагает компьютеризацию, обеспечение автомобильным транспортом, внедрение эффективных систем контроля за порядком и т. п…

Реформы органов внутренних дел в Литве начались еще 11 декабря 1990 года, когда в республике был принят Закон о полиции. Он противоречил Конституции СССР, но Литва объявила независимость 11 марта 1990 года, а после крушения ГКЧП и реального признания Советским Союзом своей независимости получила возможность проводить реформы так, как считает нужным.

Были учреждены, как и положено, МВД с новой структурой, департамент полиции и его подразделения — криминальное, общественное, дорожное, самоуправлений. Осуществили деполитизацию органов внутренних дел. Сейчас на 100 тысяч человек в Литве приходится около 350 полицейских. Для сравнения: в России этот показатель составляет 975,7 чел., а в Польше — 328,3.

По задумке инициаторов реформ, полиция должна превратиться в уважаемый общественный институт, контролирующий и организующий порядок с эффективным противодействием правонарушениям. Этот процесс в Литве идет, но со сбоями. От стражей порядка Литвы удалось добиться более вежливого отношения к людям, — здесь вам не нахамят, представятся, прежде чем обратиться. Но каково общество — таковы и его структуры. Взяточничество среди дорожных полицейских, как и России, удается пресекать с большим трудом. Но есть и существенные отличия. Из-за ряда ЧП, связанных с авариями, в которых по вине пьяных полицейских погибли люди, сменился сначала один генеральный комиссар полиции, потом другой. У нас, если вспомнить, после резонансного «дела Евсюкова» был снят лишь глава столичной милиции, хотя было ясно, что прогнила вся система.

В 2009 году при разгоне акции протеста у парламента полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули. Был большой скандал, отразившийся на авторитете стражей порядка. Но впрочем, те действия, скорее, осуществлялись под нажимом политиков, и вряд ли тут следует предъявлять большие претензии полицейским.

Для того, чтобы стать обычным патрульным без высшего образования, надо закончить 1,5 года полицейской школы. Диплом профильной полицейской коллегии (что-то типа высшей школы милиции), естественно, обещает более быстрый карьерный рост. Правда, по утверждению анонимного опера, в стражи порядка можно попасть и иначе. Он после юрфака в университете года пришел в полицию и сразу получил звание инспектора. Занимается экономическими правонарушениями.

При этом при устройстве в полицию национальность значения не имеет. Только гражданство. В Литве много русскоязычных полицейских. Кстати, если они услышат русскую речь, то и обращаться к вам будут по-русски. Или по-польски, если увидят перед собой поляков. Иногда могут спросить — на каком языке с вами лучше говорить. Никакой дискриминации в отношении «клиентов». Но естественно, как на любой госслужбе, надо владеть государственным языком — это единственное требование. Что еще важно: системы, по которой полицейский должен раскрыть какое-то количество преступлений и отчитаться, в Литве нет. Поэтому за «палками», как в России, опера не гонятся, а это снижает коррупцию в рядах стражей порядка.

Реформа полиции предусматривает внедрение новейших технологических информационных систем. Намечено все полицейские патрульные автомобили и даже пешие патрули обеспечить компьютерами. Задумано в шесть раз снизить число действующих полицейских комиссариатов, но не за счет снижения числа полицейских, а за счет повышения эффективности управления, совершенствования структуры системы.

Еще один плюс реформ — выравнивание зарплаты. Независимо от того, в сельской или городской местности работает полицейский, жалованье должно быть одинаковым.

Среди других идей — назначение на руководящие должности на конкурсной основе и только на пять лет, а если на следующее пятилетие — то в исключительном порядке, за особые заслуги. Пытаются изжить кумовство и телефонное право. Правда, и этот процесс идет со скрипом — слишком глубоки оказались советские корни.

Кстати, вот одно наблюдение: в Литве невозможно увидеть пузатых полицейских — ни офицеров, ни тем более патрульных. Здесь большое внимание уделяется физической подготовке.

Трудно сказать, насколько быстро удалось бы осуществить все реформы, если бы не вмешался кризис. Началось тотальное урезание средств. Если в 2008 году патрульные полицейские получали до 1665 литов (1 лит = 11,5 рублей, стало быть, чуть больше 19 тыс. руб), следователи, старшие следователи и старшие специалисты и участковые до 2550 литов (29,3 тыс. руб), начальник отдела — до 2795 литов (32,1 тыс. руб), а начальник всего управления — до 4775 литов (55 тыс. руб), то после урезаний зарплаты сейчас в среднем составили 1500 литов «на бумаге». К тому же пришлось все-таки сокращать полицейских, экономить на бензине, о чем, собственно, и сообщил генеральный комиссар полиции Литвы Саулюс Сквярнялис своему премьер-министру.

В ответ полицейские Литвы пошли на непривычные методы борьбы за свои права. Начались акции «Босой сотрудник — люди в опасности». Стражи порядка стояли с плакатами босиком. Акции протеста проводились вопреки закону, запрещающему подобные мероприятия в таких структурах. Но терять им было уже нечего. Люди стали увольняться. Да и такой пассивный протест — вовсе не забастовка. Пришли, постояли, устыдили власти… Но денег-то все равно нет.

Основные требования — возвращение зарплат и отмена увеличенной рабочей недели, которую довели с 40 до 48 часов. Началась борьба и за право полиции выполнять коммерческие функции. Спецподразделение «Витис» занимается охранной деятельностью, но деньги идут в бюджет департамента полиции. Видимо, в связи с тем, что «Витис» занял 25 процентов рынка охранной деятельности, против него стали работать лоббисты в парламенте, и до конца этого года предполагается отказаться от коммерческих функций полиции. Между тем, это никакая не «крыша», а регламентированная законом охранная деятельность под контролем департамента полиции. В 2010 году отряд «Витис» принес около 7 миллионов литов, а всего за все время существования — 26 миллионов литов, говорит член Сейма Витаутас Матузас.

И все же позитивные признаки, появившиеся в ходе реформ, несмотря на все издержки налицо. Уровень преступности стабилизировался. Удалось сбить число дорожно-транспортных происшествий. Условия труда полицейских стали лучше.

— На начальство грех жаловаться, — говорит один из оперов, попросивший не называть его имени. — Начальник комиссариата сам с оперов начинал, поэтому все знает и понимает. В старом здании комиссариата не было канализации и воды, туалет был на улице. В новом здании у каждого отдельный кабинет с компом, оргтехникой, комнаты отдыха для каждой службы, три тренажерных зала. Тир. КПЗ теперь, как гостиница. Комнаты опознания с зеркальной стеной…"

Словом, процесс идет, только все, как и в обычной жизни, не получается сразу и просто…

Вильнюс

Фото: grani.lv

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня