18+
понедельник, 5 декабря
Общество

«Северный сокол» с самостийным загаром

Крон-принц Дании — последняя надежда украинских ВВС

  
21

В запорожские степи наведался принц датский. Нет, не Гамлет — принца зовут Его Королевское Высочество Фредерик. Тем не менее, готовясь к встрече особы королевских кровей, летчики 25-й Мелитопольской бригады транспортной авиации Воздушных сил Украины задавались вполне шекспировским «Буты чи нэ буты?».

Теперь ясно, что все будет хорошо. Если точнее, датчане готовы продлить договор о сотрудничестве с единственной украинской бригадой тяжелых транспортников.

Потомки викингов с удовольствием используют советские «Ил-76МД» из состава Мелитопольской базы. Крон-принц Дании специально прилетел сюда, чтобы лично поблагодарить экипажи за успешную операцию «Северный сокол». Уже третий год подряд украинские летчики обеспечивают топливом датскую полярную станцию «Норд» на суровом острове Гренландия .

Поначалу операция называлась «Казаки на льду», но потом для благозвучия переименовали в «сокола». Западные асы работать в гренландском ледяном кошмаре не рискуют. Хотя могли бы, но не за такие деньги…

Станция «Норд» расположена за полярным кругом всего в 933 километрах от Северного полюса. По словам принца Фредерика, «она обеспечивает защиту суверенитета Дании».

Превращенный в огромную цистерну, Ил-76 взлетал с авиабазы ВВС США «Туле» и летел к датчанам. Каждый рейс на борту было 30 тысяч литров авиационного керосина.

Эту «бомбу с крыльями» летчики пилотируют на пределе возможностей. Четких ориентиров в Гренландии нет. Невероятно, но аэродромные радары и прочие наземные радиотехнические средства навигации тоже отсутствуют. Полагаться приходится только на чутье и опыт.

Загруженный под завязку четырехмоторный самолет садится на короткую полосу, покрытую льдом и укатанным снегом. Температура воздуха за бортом до -50 по Цельсию, скорость ветра 15−20 метров в секунду. Вдобавок нет запасного аэродрома.

— Мы идем тяжелые, с топливом. Надо очень грамотно строить расчет на посадку, чтобы попасть с первого раза, — говорит командир экипажа ИЛ-76 МД Вадим Ерошкин, участник экспедиции «Северный сокол-2011».

Что будет, если с первого раза не попадешь, гвардии подполковник Ерошкин предпочитает не уточнять. Вокруг взлетно-посадочной полосы сплошные ледяные торосы.

За 16 суток полетов украинцы перевезли 700 тысяч литров топлива. Датской станции хватит больше чем на год. Американский транспортник СИ-130 «Геркулес» возил бы тот же объем два месяца.

Однако дело даже не в сроках. За очень непростую и невероятно опасную работу мелитопольским летунам заплатили всего 300 тысяч долларов. По международным авиационным меркам — гонорар мизерный, даже смешной…

Увы, хлопцам не до выбора. Ведь сегодня большую часть времени техника 25-й бригады транспортной авиации простаивает на земле. Незалежной державе уникальная авиационная часть попросту не нужна.

Принц Дании захотел лично выразить признательность украинским летчикам. Королевскую особу приветствовали со всеми почестями. Сопровождал гостя зам начальника командования Воздушных Сил Украины Александр Кулибаба:

— Наши экономические возможности ограничены, — признал пан Кулибаба. — Такие операции дают возможность поддерживать профессиональный уровень летного состава.

А еще киевский начальник уточнил, что за счет «зароблених грошей» они якобы будут поддерживать исправность авиационной техники. В переводе это означало — непосредственные участники экспедиции «Северный сокол-2011», кроме зарплаты (техники — около 4.500 гривен (18, 5 тыс.) руб, летный состав от 6.300 (26 тыс. руб.), командир экипажа — 11 тыс. гривен, если летает) ничего не получат.

Деньги в отечественной авиации исчезают, как дымка инверсионного следа за улетевшим самолетом. Например, недавно в распоряжение журналистов попал свежий отчет Счетной палаты Украины, подготовленный по итогам аудита расходования бюджетных средств на развитие авиапрома в 2008—2010 гг. Документ пока нигде не публиковался и лишь недавно был представлен на рассмотрение Кабмина.

Выводы Счетной палаты подтверждают привычные и самые худшие опасения. Несмотря на существенное увеличение государственной поддержки авиапрома, значительная часть бюджетных гривен ушла на т.н. «залатывание финансовых дыр». Речь идет об оплате процентов по кредитам в банках и выплате стремительно растущих долгов по зарплатам. Это откровенный финансовый грабеж отрасли, но его еще можно хоть как то объяснить. Зато аудиторы выяснили, что больше 360 авиационных миллионов вообще исчезли в неизвестном направлении.

В правительстве, генпрокуратуре и администрации президента Украины пока никак не прокомментировали отчет Счетной палаты.

…Кроме посещения25-й Мелитопольской бригады транспортной авиации, Его Королевское Высочество торжественно открыл в Киеве украино-датский бизнес-форум. Принц Фредерик вполне серьезно собрался объяснить украинским чиновникам, как создать «одну из самых развитых экономик в мире».

Форум прошел как-то вяло, результаты практически на нуле. Похоже, бедный скандинавский йорик не учел местной специфики — в такой экономике нашим боссам нечего будет красть.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня