18+
суббота, 10 декабря
Общество

Правосудие с милицейским уклоном

Обнародовать имена правоохранителей, по вине которых погиб молодой человек, помогли взбунтовавшиеся петербуржцы

  
32

К ответственности, правда, был привлечён лишь один — инспектор спецполка УГИБДД Санкт-Петербурга Александр Павлов. Двое его подельников избежали наказания.

Евгению Григоровскому было всего 24 года. На своём автомобиле «Opel Calibra» 20 июля 2007 года он направлялся на встречу с девушкой. Автомобиль Евгения двигался в пробке по Дальневосточному проспекту. Полоса движения была отделена от встречной широким газоном с трамвайными рельсами. Впереди вдруг возникла летевшая на большой скорости машина ДПС «Ford Focus». Водитель маршрутного микроавтобуса «Газель», двигавшегося впереди машины Григоровского, успел перестроиться в соседний ряд. А у Евгения времени на это не осталось. Пытаясь избежать столкновения, он резко затормозил, его автомашина отлетела в сторону, ударилась о поребрик, развернулась и врезалась в столб освещения.

Очевидцы случившегося были поражены поведением милиционеров. Их «Ford» продолжил движение по «встречке»…

Водители утверждали, что Евгений после аварии был жив ещё десять минут. В диспетчерской «скорой помощи», по их словам, поначалу отказались принять вызов, заявив, что не известен точный адрес, по которому произошла авария. Дома в этой части Дальневосточного проспекта находились на довольно большом расстоянии от места ДТП. Когда «скорая» всё же прибыла, помощь уже не требовалась.

Все свидетели случившегося впоследствии говорили, что, избежав лобового столкновения, Евгений спас жизни трёх человек, сидевших в милицейском автомобиле. Очевидцы записали номер машины ДПС: о 0358 78 rus.

По факту гибели Евгения Григоровского возбудили уголовное дело по части 2 статьи 264 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека. По словам бабушки погибшего, Иды Григоровской, в ходе следствия родственникам Жени пришлось выслушать не одну версию случившегося. Первая была самой абсурдной: скрывшийся с места трагедии автомобиль принадлежал не милиции, а «Ленфильму», снимавшему милицейский сериал.

Затем появилась другая, которую в здравом уме не придумаешь: в ГИБДД машина с таким номером не значится, поэтому отыскать виновных в трагедии нельзя. И, наконец, третья: Евгений Григоровский был плохим водителем, превысил скорость и сам виновен в своей гибели!

Следствие упорно не желало разыскивать трёх правоохранителей, трусливо сбежавших с места убийства. Это вызвало негодование у огромного количества петербуржцев. Вскоре после трагедии в городе образовалось движение «Чёрный флаг», которое возглавил свидетель аварии Роман Лутошкин. Главное требование, которое выдвинули состоящие в движении - провести беспристрастное расследование происшествия и наказать виновных.

4 августа 2007 года состоялся автопробег протеста «Чёрный флаг». Почти 150 машин с флагами чёрного цвета разъезжали по городу. По свидетельству автомобилистов, инспекторы ГИБДД препятствовали проведению акции: останавливали автомашины участников, осматривали аптечки и содержимое багажников.

Через две недели автомобилисты попытались повторить акцию в память о погибшем водителе. На Дальневосточный проспект прибыли около 300 автовладельцев. Однако место сбора демонстрантов заблокировали наряды милиции и четыре автобуса с ОМОНом. Но участникам всё же удалось провести пикет.

— Поначалу милиция пыталась препятствовать нашему сбору, но, когда приехали журналисты, отношение к нам сразу изменилось, — вспоминает один из участников акции «Чёрный флаг».

В тот же день в Москве и Екатеринбурге были запланированы автопробеги с чёрными флагами. Однако эти акции были пресечены.

18 мая 2008 года один из жителей города сфотографировал милицейский «Ford Focus» с номером О 0358 78 возле станции метро «Чернышевская». Эту машину следствие не могло обнаружить почти год, даже несмотря на то, что в то время дело находилось уже на контроле Генпрокуратуры РФ.

Из показаний свидетеля ДТП Борисова А. Д. (стилистика, орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Сотрудники милиции не могли не видеть аварию, происшедшую с автомашиной Opel Calibra, не могли не слышать звук удара от наезда на опору электроосвещения, который был гораздо сильнее звука милицейской сирены. Я был уверен, что увидевшие ДТП сотрудники милиции, сразу остановят машину и попытаются оказать помощь пострадавшему водителю. Но милицейский автомобиль, не останавливаясь и увеличивая скорость, уехал».

В 2010 году жители северной столицы направили письмо руководителю Следственного управления при Следственном комитете прокуратуры РФ по Санкт-Петербургу Андрею Лавренко. В письме, под которым подписались 800 петербуржцев, содержались требования поставить точку в страшной истории и наказать виновных в гибели Евгения Григоровского.

«Это происшествие вызвало большой резонанс. В Петербурге и других городах прошли массовые акции протеста автомобилистов, требовавших привлечения виновных к ответственности… В заявлении матери погибшего, сделанном непосредственно после ДТП, говорилось: «Пусть те люди, которые оказались в злополучной машине ДПС, услышат мои слова. Вы недостойны звания офицера. Я приложу все свои силы, чтобы состоялся законный суд, и предлагаю вам самим покаяться».

Правота её слов становится более понятной теперь, хотя прошло немало времени. Эти люди наплевали на закон в день трагедии, не признались и не покаялись тогда, не признают вину и не хотят каяться сейчас.

Каждое государство предоставляет своим стражам порядка большие права: оружие, специальные средства, спецсигналы на автомобилях, право отступать от обычных правил, — и всё это, безусловно, необходимо. Но не все из стражей порядка понимают, что использовать данные права они могут исключительно во благо граждан, которых обязались защищать…

Об оперативной необходимости, о выполнении какого-либо задания или приказа после того, как официальные представители ГИБДД на протяжении трёх лет официально отрицали сам факт нахождения автомобиля ГИБДД на месте аварии, говорить не приходится.

Мы, нижеподписавшиеся, просим дать верную правовую оценку действиям сотрудников ГИБДД Санкт-Петербурга, превысивших свои полномочия, что повлекло гибель молодого человека…

Такие поступки не должны сходить с рук, поскольку именно они дискредитируют основные принципы законности и правопорядка".

Милиционеров в конце концов нашли. Но лишь двоих: 31-летнего Александра Павлова и 38-летнего Андрея Станкевича. А как же с третьим, сидевшим в машине человеком, о котором говорили очевидцы трагедии? О нём в обвинительном заключении ни слова! Будто привиделся он множеству свидетелей!

В обвинительном заключении сказано (стилистика, орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Павлов, управляя служебным автомобилем „Форд Фокус“, вместе со Станкевичем ехал к месту несения службы в аэропорт „Пулково-1“. В отсутствие законных оснований (выполнения неотложного служебного задания) и, не убедившись, что включенный с проблесковыми маячкам специальный сигнал заблаговременно оповестит о его приближении других водителей, Павлов выехал на полосу встречного движения на Дальневосточном проспекте… Сотрудник милиции продолжал двигаться по встречной полосе, не обладая приоритетом перед другими участниками дорожного движения, в сторону улицы Коллонтай. Таким образом, Павлов нарушил правила дорожного движения, что привело к трагедии: погиб водитель автомобиля „Опель-Калибра“ Евгений Григоровский. Он ехал сзади автомобиля „Газель“, который успел уступить дорогу „Форду Фокусу“ и из-за которого погибший не мог вовремя увидеть автомобиль сотрудников милиции. Пытаясь уйти от лобового столкновения с машиной ДПС и сохранив им жизни, Григоровский применил экстренное торможение и врезался в опору электроосвещения у дома № 8 по Дальневосточному проспекту. Смерть Евгения наступила на месте ДТП».

Обвиняемым к статье 264 УК РФ была добавлена статья 285, карающая за злоупотребление служебным положением. По этим статьям предусматривается наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

Судебное разбирательство началось в Невском районном суде в августе прошлого года. В ходе слушаний в отношении Андрея Станкевича преследование было прекращено, в связи с истечением срока давности.

—  Как-то во время судебного заседания я не выдержала ухмылки Павлова… Меня еле оттащили от него. С тех пор я садилась подальше от виновных в смерти Жени, — рассказывает бабушка погибшего Ида Григоровская.

Александр Павлов своей вины не признал. Он был приговорён к двум годам заключения в колонии-поселении.

— Я удовлетворён приговором, даже учитывая то, что через восемь месяцев Павлов вправе просить об условно-досрочном освобождении, — говорит Роман Лутошкин.

«СП»: — Всего два года за гибель человека…

— Мы даже на это не надеялись, были уверены, что он отделается условным сроком! Вы не представляете, скольким людям пришлось приложить колоссальное количество усилий, чтобы хоть кто-то понёс наказание за гибель Григоровского! Это максимум, которого мы смогли добиться в условиях, существующих в России. Соболезнования родственникам Павлов принёс хитро: «Очень жаль, что Женя умер, но я не виноват».

История эта — очередное подтверждение, что граждане государства Российского совершенно бесправны! Если бы не чёрные флаги и не всеобщее возмущение — не удалось бы добиться даже такого символического наказания для убийцы! Страшно представить, сколько жутких преступлений, не получивших широкой огласки, остаются нераскрытыми! Сколько людей страдают от невозможности прилечь к ответственности убийц своих близких!

Молодой петербуржец Евгений Григоровский погиб лишь оттого, что людям, находившимся в милицейском автомобиле, не хотелось стоять в пробке! Причиной его гибели стало чувство превосходства находившихся в машине с мигалкой людей над остальными!

Фотографии: baltinfo.ru, vkontakte.ru.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня