18+
четверг, 8 декабря
Общество

Отдохнуть и остаться живым

Российские туристы оказываются без помощи, попав в беду за границей

  
43

Врачи угрожали выбросить больного на улицу

Всё больше россиян предпочитают отдыхать в других странах. Поездка, например, на зарубежные курорты получается дешевле, чем на российские.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в прошлом году число поездок граждан страны за границу выросло на 32 процента. Более высокий результат был зарегистрирован только в 2000 году, когда выездной туристический поток увеличился на 59,7 процентов. Всего в 2010 году российские туристы совершили 12,6 миллионов поездок за кордон. Это почти на 3 миллиона больше, чем в 2009-м.

Случается, отдых заканчивается не так, как планировали отдыхающие. Отравления, обострение заболеваний, травмы… Люди оказываются в больницах, а средств на лечение, предусмотренных страховым полисом, не хватает.

В такой ситуации оказался 39-летний детский стоматолог из Барнаула Алексей Рогачёв, попавший в Турции в реанимацию и едва не лишившийся жизни из-за проблем со страховкой.

Он отдыхал с супругой в курортном городе Алания. 2 июля Алексею стало плохо. Его доставили в медучреждение с диагнозом «острая почечная недостаточность, панкреонекроз». Российскому туристу сделали гемодиализ (метод внепочечного очищения крови при острой и хронической почечной недостаточности), а затем его ввели в состояние искусственной комы и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

Проведенный тест на алкоголь показал отрицательный результат.

По словам родственницы Алексея Рогачёвой Натальи, в турецкой клинике от них потребовали заплатить 18 тысяч долларов. Медики угрожали, что отключат больного от аппарата, если не получат требуемую сумму.

— В клинике Алексей провёл несколько дней. Врачи сказали, что страховая компания готова оплатить только шесть тысяч долларов. Поэтому Алексея выбросят на улицу, а жену оставят в клинике в заложницах, пока родственники не перечислят деньги, — рассказывает Наталья Рогачёва.

12 июля россиянина перевели в государственный госпиталь города Анталия. Врачи отметили в его состоянии положительную динамику, но сказали, что он нетранспортабелен.

В страховой компании сообщили, что минимальная стоимость эвакуации пациента составляет около 12 тысяч долларов. С учётом состояния больного эта сумма может увеличиться в несколько раз.

В консульстве РФ в Анталии заявили, что могут лишь отслеживать ситуацию. Повлиять на неё, а тем более предоставить материальные средства для спасения россиянина, не имеют возможности.

Даже после того, как случившееся получило широкий резонанс, российские чиновники несколько дней не могли определиться, кто заплатит 60 тысяч долларов за перелёт: МЧС, власти Алтайского края или кто-то другой.

Наконец, поскольку отступать после возникшего скандала было некуда, российская власть отправила за соотечественником самолёт Минздравсоцразвития РФ с врачами на борту.

Стало быть, самолёт этот мог прилететь ещё в те дни, когда турецкие медики грозили выбросить пострадавшего россиянина на улицу!

Корреспондент «СП» решил узнать, почему страховая компания «РОСНО», в которой Рогачёв приобрел полис, отказалась оплатить его вывоз.

— Я не понимаю, о чём вы говорите, — ответила руководитель пресс-службы страховой компании «РОСНО» Ирина Иванова.

«СП»: — Турист Алексей Рогачёв приобрёл в компании, которую вы представляете, страховой медицинский полис. Компания отказалась оплатить его эвакуацию в Россию.

— Отправьте запрос.

«СП»: — По телефону вы не можете ответить? У меня всего один вопрос.

— Мы общаемся только через запросы.

Рогачёву повезло: благодаря шуму, который подняли СМИ, российская власть решила его спасти. Другим туристам, оказавшимся в подобных ситуациях за границей, везёт значительно меньше.

Платите сами

Более чем на два года затянулось пребывание петербурженок Светланы Тихоновой и Марианны Кузьминовой в Израиле. Сотрудники петербургских турфирм приехали в эту страну зимой 2008 года по обмену опытом. Их группа попала в автокатастрофу под городом Эйлатом. Погибли 25 человек, 24 получили травмы.

Пострадавших лечили бесплатно в лучших клиниках Израиля, и почти все они уехали домой через три месяца. Остались получившие самые тяжёлые травмы Светлана Тихонова и Марианна Кузьминова.

Денег на перевозку у их семей не было. Близкие женщин обращались во множество инстанций, от которых получали ответ: денег нет.

Всё это время родственники женщин за свой счёт летали в Израиль и оплачивали гостиницы.

Удивлённые равнодушием российских чиновников, искалеченным женщинам решили помочь израильтяне: в сентябре 2010 года авиакомпания «EI AI» при финансовом участии министерства туризма Израиля предоставила Тихоновой и сопровождавшим её родным места в салоне бизнес-класса, где спинка кресла откидывается почти до горизонтального состояния. У Светланы переломы позвоночника и паралич нижней части тела.

В том же месяце была доставлена в Санкт-Петербург Марианна Кузьминова.

Журналистка из Екатеринбурга Юлия Филиппова, отправившись с подругой в путешествие по Индии, получила серьёзную травму в автомобильной аварии.

Пострадавших доставили в госпиталь. У находившейся без сознания Юлии, помимо множества рваных ран, ушибов и сотрясения, обнаружили тяжёлый осколочный перелом голени левой ноги со смещением костей. Чтобы зафиксировать травмированную ногу, врачи наложили гипс, однако сразу предупредили, что это временная мера — необходима срочная операция. После проведения операции главный врач госпиталя связался со страховой компанией, но её представитель ответил, что оплачивать счета за оказание медицинских услуг компания не намерена.

Необходимость обработки ран обеззараживающим раствором и наложение гипса на травмированную ногу, по мнению специалистов страховой компании, были оправданными, а дальнейшее пребывание в больничной палате и операция — прихотью пациента.

— Безотлагательность операции по фиксации костей голени была подтверждена письмом лечащего врача и рентгеновскими снимками, где ясно виден перелом обеих костей со сдвигом, — рассказывает подруга и попутчица Юлии Филипповой Екатерина.

Первые десять дней после операции Юлия находилась в плохом состоянии, лежала под капельницей, ей не позволяли вставать. В это время представитель страховой компании звонила ей несколько раз в день и сообщала, что её лечение не будет оплачено.

Убедившись, что компания не намерена производить оплату счетов, главный врач больницы забрал в залог у пациентки паспорт и заявил, что вернёт его после выплаты шести тысяч долларов за оказанную медицинскую помощь.

Аргументированного отказа в выплате страхового возмещения в письменной форме страховая компания не предоставила. Консультант компании настоятельно рекомендовал находившейся в гипсе и не имеющей возможности самостоятельно подняться по трапу самолёта Юлии, самостоятельно оплатить курс лечения и возвращаться на родину. У Юлии и её родителей такой суммы не оказалось.

После выписки из больницы Филипповой пришлось провести в Индии несколько недель, поскольку её паспорт находился у главврача больницы. Российское консульство в Мумбаи не оказало россиянке содействия. Друзья собрали необходимую сумму, и Юлия выкупила свой основной документ.

Консул звонил за счёт пострадавшего

Последний из нашумевших шокирующих случаев приключился в турецком городе Аланья.

У 70-летнего жителя Казани Александра Павлова, который отдыхал там с супругой, случился сердечный приступ. В течение почти двух недель ни туроператор, ни страховая компания, ни российские власти не оказали помощь тяжелобольному мужчине в борьбе за жизнь. Александр Иванович оказался в госпитале «Antalya Life Hospital» города Анталия, а его жена с внуком вынуждены были вернуться домой.

8 июня Павлову сделали операцию по шунтированию.

На протяжении нескольких дней Александру Павлову оказывалось медикаментозное лечение, после чего врачи приняли решение об операции с пересадкой донорского материала стоимостью 40 тысяч долларов.

— Отец лежал в реанимации, у него надорвалась аорта. Его подключили к аппарату, перевозке он не подлежал. Мог вот-вот умереть! Из страховой компании позвонили только на третий день и вежливо сообщили, что операция очень дорогостоящая, они в этом участвовать не будут, это не их проблемы. Нужно было срочно собрать деньги, часть заплатить сразу, остальное — после операции. Маму мы отправили в Турцию, — рассказывает дочь Павлова Елена Бакулина. — Я позвонила в консульство России в Турции. Сообщила о сложившейся ситуации. Дипломат вначале посоветовал сделать операцию в России, несмотря на то, что отец был нетранспортабельным. Потом попросил перезвонить позднее. В итоге мы ничего не добились.

Лишь после того как мы забросали письмами разные инстанции, в том числе МИД, поднялась шумиха в СМИ и интернете, нам позвонили из консульства и спросили телефон матери. Несколько раз звонили ей за ёё счёт. Их звонки нам обошлись в полторы тысячи рублей. На звонках их участие закончилось! Пять дней папа пролежал в реанимации, турецкие врачи терпеливо ждали. Нам удалось собрать деньги и спасти его.

Почему страховые компании так поступают со своими клиентами?

— При покупке страхового полиса, в первую очередь необходимо прочитать условия страхования. Турист узнает, какая медицинская помощь будет оказана ему в случае необходимости. Минимальная страховая сумма составляет 15 тысяч долларов, её может не хватить на лечение при серьёзных случаях. Надёжнее приобретать полис со страховой суммой в 30 тысяч долларов, — говорит руководитель правовой службы «Ассоциации туроператоров России» Надежда Ефремова.

«СП»: — В каких ситуациях страховщики могут отказать туристам в оплате медицинской помощи?

— Откажут, если человек находился в стоянии алкогольного опьянения. Откажут, если у туриста обострилось хроническое заболевание, откажут беременным женщинам. Был случай: россиянка оказалась в больнице с сердечным приступом. Ей потребовался кардиостимулятор. Страховая компания оплатила лечение, а за кардиостимулятор пришлось заплатить пациентке.

При зубной боли страховщики оплатят туристу только пломбу.

Недавно руководитель Федерального агентства по туризму РФ Александр Радьков призвал россиян не скупиться при покупке страховых полисов и оформлять дополнительную страховку. К стандартным медицинским услугам можно «дописать» визит родственников в чрезвычайной ситуации, досрочное возвращение на родину, возвращение несовершеннолетних детей в случае болезни родителей…

А вот как быть с безразличием, что проявляют к попавшим в беду соотечественникам консульские служащие?

— Необходимы законы, которые обяжут их оказывать россиянам содействие, — считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

Законы такие ни власть, ни депутаты пока не предлагают. Стало быть, официальные представители России за рубежом как бросали, так и будут бросать на произвол судьбы туристов-россиян.

Фото: vesti.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня