18+
суббота, 3 декабря
Общество

Александр Политковский: «Любимова скоро уволит Добродеев»

Бывший ведущий программы «Взгляд» не видит перспектив у нынешнего российского телевидения

  
740

Александр Политковский — один из самых известных журналистов России. В конце 80-х, начале 90-х был ведущим и корреспондентом телевизионной программы «Взгляд». Один из создателей телекомпании «ВИД». Автор и ведущий программы «Политбюро». Был депутатом Верховного Совета. В настоящее время преподаватель МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания). Владеет чешским и испанским языками. В молодости занимался каратэ, имеет коричневый пояс.

«СП»: — Не успел Президент РФ Д. Медведев высказать пожелания, что хорошо бы в России создать общественное телевидение, которое бы не зависело ни от государства, ни от бизнеса, как тут же на горизонте возник Виталий Третьяков, который заявил, что у него уже готова концепция Общественного канала, и, вдобавок, он, не покладая рук, готовит еще телевидение «Сколково». Подходит ли Третьяков для этой роли?

— Виталий Тоевич не имел отношения к телевидению, ну, «Независимая газета», главный редактор, то, се… Я объехал много городов страны и знаком со многими людьми, которые руководят и управляют телевидением, и я никогда не видел ни одного журналиста, который мог бы эффективно управлять каналом. К сожалению. Журналист по своей сути, профессии, привычкам не может заниматься этой работой. Я тоже такой. Понимаете, нет, к сожалению, таких журналистов, которые могли бы эффективно управлять. Все телекомпании, которые были подвластны моим коллегам, прекратили свое существование. В тех телекомпаниях, где руководителем становился какой-нибудь техник — все в порядке. Здесь есть какие-то печать, ярмо, которые накладывает наша профессия. Даже моя «Студия Александра Политковского»: начинаю руководить творчеством — хорошие программы. Если начинаю руководить деньгами (а я это тоже могу, хотя, и без особого удовольствия) — кирдык, денег нет. Хотя у меня маленькая компания, но я не в состоянии хорошо делать и то, и другое.

«СП»: — Но, может, у г-на Третьякова получится?

— Не знаю. У них существует своя тусовка, олигархическая. Это люди, про которых кто-то сказал: «В свое время хорошо окэшились», т. е, люди с деньгами. Насколько я разбираюсь в телевидении, если на место генерального продюсера приходит человек без денег, он начинает воровать, и качественного продукта нет. Если же в это кресло садится человек не бедный, возникает другая коллизия. У каждого генпродюсера есть свои производственные структуры, либо производственные структуры его хороших знакомых, которые ему отстегивают. Жадность, фантастическая жадность… Вот, существовала одна телекомпания, акционером которой я был. К сожалению, к ней приложил руку Саша Любимов…

«СП»: — Ваш коллега, Александр Любимов, занимает сейчас на «России» пост одного из заместителей Генерального директора. Вы можете позвонить ему с просьбой дать вам работу?

— Никогда. Это — ноль в журналистике. Его скоро уволит Добродеев. Но ждет. Он все делает чужими руками. Пока эти руки не нашел.

«СП»: — А Добродееву?

— Ему могу, но у него есть свои тараканы. Да, Олег — хороший технолог, может быть, лучший в нашей стране. Для меня когда-то было открытием, что Влад Листьев, который оказался плохим журналистом, стал хорошим продюсером, технологом телевидения, и в этом смысле Олег тоже фантастический человек, но у него свои минусы — в политике он никто, обслуживающий персонал. В начале 90-х я был депутатом Верховного Совета, поехал с Юшенковым в Мексику — выдалась такая поездка. За свои же деньги не съездишь — дорого… И вот мы там с работающими в Мексике российскими журналистами смеялись над местным телевидением. Вроде, каналы все коммерческие и как один лижут ж… у государству. А мы — типа, такие крутые, у нас в России свобода слова, «Взгляд»… Видите, со временем и к нам это пришло. «Кто платит, тот девушку и танцует»…

«СП»: — Работающие на современном телевидении любят говорить, что они — профессионалы…

— В 60-е годы был такой термин — «наблатыкался». Сейчас продюсеры сидят, сигареты курят, кофе пьют, ярлыки развешивают: «это формат, это неформат»…а сами такое показывают… Встретишь его в нерабочей обстановке: «Ой, мне не дают то, мне не дают се»…Сейчас такое время неблагодатное, оно скоро закончится, но что они тогда будут говорить… «Мне Сурков приказал…» А ты что молчал? Деньги копил на старость?

«СП» : — Откуда уверенность, что все скоро закончится?

— Чувствую.

«СП»: — Новый Ельцин придет?

— Ну, не Ельцин. Просто чувствую, что народ доведен до ручки. Не хочу быть оракулом, но достаточно отъехать от Москвы на 100 км, с людьми поговорить…

«СП»: — Когда у нас учитывали мнение деревни? Как жили в грязи — так и живут.

— Согласен. Но посылать ОМОН из Серпухова во Владивосток разгонять акции автомобилистов — это дорогое удовольствие. Сколько нужно иметь самолетов, чтобы из Хабаровска посылать ОМОН в Калининград? При этом, что интересно, местные менты оказывают помощь пострадавшим от командировочного ОМОНА, залечивают им раны, делают перевязки. это тоже происходит.

«СП» : — Давайте вернемся к общественному каналу. Если деньги на него выделит государство, то о независимости можно забыть. Может, нам как в Англии брать налог с населения за каждый стоящий в доме телевизор?

— Это нормально. И это практически уже сделано. Откуда государство берет деньги на содержания, например, канала «Россия»? Это же деньги налогоплательщиков. Открытая статья, так что, это уже существует. Я вчера вечером был в Торжке, люди говорят: «Какое же г… ное у нас телевидение!» Человек говорит, что у них ребенок постоянно видел на экране трупы, насилие, стрельбу… в какой-то момент они телевизор отдали знакомым. Теперь живут без телевизора и не жалеют. Я пытаюсь людей научить не смотреть телевизор, как, знаете, раньше бабушки подчеркивали в программе те передачи, которые нужно посмотреть, чтобы телевизор не работал весь денег, как фон. Потому что в противном случае он превращается в ящик для дебилоидов, который постоянно вторгается в ваше сознание и подсознание.

Я пытаюсь как преподаватель МИТРО, чтобы люди, которые выходят из стен нашего института, не говорили эти первоканальные дебильные фразы «это — формат, это — не формат, этот человек — не формат». В нашей профессии должны точно сознавать, что есть критерии это — хорошо, а это плохо… Знаете, «крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое- плохо?» (изображает продюсера, откинувшись на стуле с сигаретой). «Мне не понравилось… Это не наш формат». Понятно, что это какой-то продюсер говорит, который ворует бабки… Но когда говорят про человека — не формат, это — что? Плохой человек? Мы уходим от профессиональной шкалы. Есть ноль, минус один, плюс один, давайте так и будем оценивать. Когда у меня студент говорит: «Мне это нравится», я ему ставлю двойку. Нравится может солнышко, что птички поют, цветочек, трусики на девушке, и то можно объяснить почему тебе это нравится. А если мы оцениваем телевизионный контент, то существует (загибает пальцы) работа корреспондента, режиссерская работа, работа монтажера и т. д. И можно спокойно оценить и сказать: это плохо потому что…

«СП»: — Сами смотрите телевизор?

— Конечно, ну, даже не смотрю, а пролистываю. Я же преподаю в МИТРО, и студенты часто аргументируют свою позицию, ссылаясь на те или иные передачи. Так что, я как преподаватель должен быть в курсе. Принимал я, к примеру, курсовую. Вижу, студент сравнивает Малахова и Познера. У Малахова ток-шоу, и у Познера ток-шоу. Я говорю: «Разве у Познера ток-шоу?» А студент в ответ: «А вы видели последний эфир Познера с Прохоровым? Это — ток-шоу.» Я говорю «да».нечем крыть.

«СП»: — Вы преподаете будущим телеведущим или тележурналистам?

— И тем, и тем.

«СП» : — А вы не говорите телеведущим: «Ребята, куда вы лезете?»

— Я другую фразу говорю. Моя первая фраза, когда я вхожу в аудиторию: «Телеведущий — это не профессия, это диагноз. Вы никогда в жизни ими не станете». Это действительно мои первые слова. Месяца через 3−4 они подходят: «Вы были правы». Одно дело маячить на телеэкране, а другое — работать. Я никогда, исходя из особенностей своей внешности, не претендовал на роль телеведущего, меня всегда интересовало телерепортерство. Мне было интересно поехать на Камчатку, сделать репортаж, в Хатангу…

«СП»: — А когда вы пролистываете-просматриваете телевизор, глаз на чем-то останавливается?

— Я могу открыто сказать, что это — убогое телевидение. За некоторые программы я даже не могу понять, как платят деньги.

«СП»: — Например?

— «Большая разница», например. Подкладывают туда смех (изображает): эге-ге-ге-ге-ге-ге… А я понимаю, что не смешно. Ужасная программа про путешествия «Ястреб-видео», какое-то хоум-видео, попавшее в руки профессионального монтажера. Но самое ужасное, наверное, когда наши студенты аргументируют свою позицию Катей Андреевой. Понятно, что пока существует Путин, на нашем ТВ есть Катя Андреева, Собчак… Не будет Путина, не будет ни Собчак, ни Кати Андреевой, ни Алины Кабаевой на экране. Пока есть некий человек, у нас есть Малахов, не будет его — не будет и Малахова. Это такие, знаете, связочки (показывает руками), не будет этого — посыпятся эти. Вот Познер не посыпется, к нему можно по-разному относиться, но он — профессионал, и он не посыпется. Когда мы расстаемся, я отправляю в журналистский путь молодых людей, я говорю: «Сейчас независимо от пола можно устроиться через постель, через взятку, через звонок… неважно! Все варианты — тупиковые, если вы не владеете профессией. Только владея профессией, вы не будете зависеть, что не понравитесь Пупкину, Топтыжкину и т. п.»

«СП» : — Ну, а хоть что-то нравится на телевидении?

— «Моя планета», там был совершенно чумовой репортаж из Доминиканской Республики, у меня аж рот открылся. Клянусь, я был счастлив! Потом что-то про Адыгею, это не мои студенты, я даже фамилию не запомнил. Но это настоящая работа. Я бы с удовольствием использовал эти фильмы как учебные работы для студентов. Я бы, наверное, хотел снимать что-то типа «Моей планеты» (изображает): «познакомьтесь с нашими теленгитами» …Вы знаете, где теленгиты живут?

«СП» : — Нет.

— Вот! Познакомьтесь с нашими нганасанами. Знаете, где нганасане живут?

«СП» : — Нет.

— Вот! Познакомьтесь с нашими сайотами! Вы знаете, где сайоты живут?

«СП» : — У вас на ТВ есть работа? Вы — формат?

— Не знаю. Продюсеры приглашают вести что-то типа ток-шоу, понятно — это быстрее, морда где-то засветилась… В серьезную журналистику сложно. Я бы с удовольствием поехал, клянусь, куда угодно! Но там, когда продюсер платит за эту журналистику серьезную, там нет отката. Сейчас такая журналистика не востребована, мы сейчас ушли от журналистики. Журналистика превратилась как бы в обслуживающий персонал.

Помните, в прошлом году Медведев сказал: «Про пожары должны рассказывать свои журналисты», когда в прошлом году горели леса и деревни, стояли пожарные расчеты, которые охраняли дачи и коттеджи чиновников, и они не тушили эти деревни. И вот Медведев: «Пусть про пожары свои…» А кто тогда, какие журналисты расскажут про эти пожарные расчеты, которые не тушат пожары? С одной стороны говорят про общественное телевидение, а с другой — что должны рассказывать наши? «Наши" — это общественное движение, вот пусть к ним и обращаются.

«СП» : — И все-таки, как вы считаете — получится у Третьякова общественное телевидение?

— Не знаю, если как он говорит, что у него все готово, и «деньги потекут рекой»…пожалуйста! Хорошо, когда много каналов. Нет у меня черной зависти. Только белая, если такая вообще бывает. Это помните, как было с самбо и карате в нашей стране: сначала говорили, что это — спорт убийц и т. д., было под запретом. Потом разрешили. И что? Страна огромная, все пошли заниматься, а хороших специалистов-тренеров мало. В результате упал общий уровень, и вот с журналистикой произошло нечто подобное.

Когда происходил процесс демократизации, и возникла огромная нехватка людей, имеющих журналистское образование, этой профессией стало заниматься огромное количество случайных людей. Я ездил по Сибири, встречал молодых людей, которые обожают телевидение, но делают орфографические ошибки. Ничего страшного в этом нет, я тоже, наверное, их делаю, но я их потом могу поймать когда редактирую, а они — нет. В этом — отличие.

Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня