Общество

ГИБДД не заставит себя ждать?

В дорожной полиции работают над скоростью реакции на ДТП

  
104

Прокуратура принуждает гаишников действовать оперативнее — дорожная полиция в ближайшем времени будет вынуждена пересмотреть весь порядок работы с транспортными происшествиями. 11 августа состоялось первое обсуждение возможных изменений — эксперты и руководство инспекции размышляли, как можно сократить время прибытия экипажей ДПС на место аварии и как регламентировать эти сроки.

В итоге пришли к выводу, что сроки регламентировать невозможно — проще вообще отказаться от практики оформления мелких аварий «на месте». Дальнейшее обсуждение свелось к вопросу «а как это лучше сделать».

Сейчас регламент работы гласит — экипаж обязан реагировать «незамедлительно». Что такое «незамедлительно», знают все, кто когда-либо попадал в аварию. Иногда ожидание может растянуться и на 10, и на 12 часов. Редкое ДТП оформляется менее, чем через полтора-два часа. При этом в Москве действует другая норма — 20 минут на прибытие к месту ДТП с пострадавшими. Этот пункт тоже не соблюдается.

Потеря нескольких часов для попавших в аварию — это мелочи. Из-за скапливающейся пробки тратят время сотни, а то и тысячи других автомобилистов. Срабатывает «эффект домино» — в плотном потоке случаются новые аварии. Несколько «удачных» ДТП на ключевых перекрёстках города — и можно парализовать движение целого мегаполиса.

Согласно статистике, мелких аварий без жертв ежесуточно только в Москве в среднем регистрируется по 1600, в целом по стране — 3,5 миллиона в год. В этом году ГИБДД уже зафиксировала 1 млн 600 тысяч столкновений.

При этом количество сотрудников ГАИ только уменьшается — во-первых, из-за сокращений, во-вторых — из-за неурядиц с коррупцией. Согласно свидетельству главы координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаила Пашкина, после начала реформы милиции возросли «внутренние» поборы в структуре МВД — и рядовым ГАИшникам слишком часто приходится откупаться от проверок. Работа на дороге просто «не окупает» себя, и люди уходят.

Соответственно, шансы дождаться сотрудника ГИБДД значительно уменьшились. К тому же растут количество транспорта на дорогах, плотность потока, что ещё сильнее увеличивает кадровый дефицит дорожной полиции.

«Необходимо оптимизировать работу, — считает главный автоинспектор страны Виктор Нилов. — Мы не отказываемся от оформления мелких ДТП без пострадавших. Есть случаи, когда один из водителей не трезв или без прав. Есть случаи, когда водитель скрылся с места происшествия. В некоторых авариях дорогу не поделили три, четыре машины. Но есть и другие случаи. Часть ДТП совершается при отсутствии признаков административного правонарушения. И тут вопрос возмещения ущерба уже в плоскости гражданско-правовых отношений между участниками ДТП и страховыми компаниями. Нашему же сотруднику приходится оформлять эту аварию по полной программе. Упрощенных схем нет».

На самом деле упрощённые схемы есть — если участники ДТП на месте выяснят, кто из них виноват, то у них есть право оформить документы в ближайшем отделении ГИБДД. Но этим способом практически никто не пользуется, говорит замглавного госавтоинспектора Павел Бугаев.

Второй способ — это так называемый «европротокол». Там тоже нужно согласие по обстоятельствами происшествия, обе машины должны быть застрахованы ОСАГО, а сумма ущерба не должна превышать 25 тысяч. В Госдуме обсуждается возможность поднять этот лимит до 50 тысяч, но пока депутаты на каникулах, этот вопрос решён не будет.

Впрочем, этот способ тоже непопулярен, и заслуженно: таким образом оформляется только 7% аварий, но почти каждый второй случай страховщики рассматривают как «попытку мошенничества» и отказываются оплачивать ущерб. То есть, водителям попросту не верят.

Адвокат и член Общественной палаты Анатолий Кучерена пошел еще дальше. По его словам, какую сумму не вводить — 25 тысяч, 50, 70 — всё равно эта норма работать не будет. Необходимо законодательно установить, что ГАИ выезжает только на аварии с потерпевшими или там, где пьяный за рулем, или человек без прав, без страховки. А все остальные случаи пусть оформляют сами и разбираются со своими страховыми компаниями.

Его поддержал в этом плане и заместитель руководителя главка Владимир Кузин, предложив дать побольше самостоятельности людям, пусть почувствуют себя инспекторами.

«Свободная пресса» поговорила с одним из участников этой дискуссии, президентом Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктором Травиным.

«СП»: — Как вы считаете, то, что предлагает ГИБДД, действительно улучшит дорожную ситуацию?

— У меня были свои предложения на этом совещании. Конечно то, что предлагалось, необходимо — например, если в действиях водителя не было административного правонарушения, то сотрудников ГИБДД можно не вызывать. Но тут надо минимум быть юристом, чтобы точно понимать, были ли в ваших действиях событие или состав правонарушения.

«СП»: — А если на дороге встретятся два юриста, так они будут каждый доказывать, что было, но у противоположной стороны.

— Можно будет на месте открывать юрконсультацию. В реальности это будет и неэффективно, и не действенно. Я предложил вариант, который, на самом деле, уже давно прописан в правилах дорожного движения. Он всего-навсего требует исполнения — чёткого и неукоснительного.

В ПДД есть замечательный пункт 2.5, где сказано, что водители, взаимно согласные в оценке обстоятельств ДТП, имеют право подъехать в ближайшее отделение ГИБДД и там оформить все документы. То есть когда, например, я согласен, что виноват, а вы — что не виноваты. Таких ситуаций на дороге 90%, кто-то кому-то в зад въехал, спорить не о чем.

«СП»: — Но этим правом, как сообщается, пользуются немногие.

— Потому что нас от этого отучили сами сотрудники ГАИ! Есть ещё одна хорошая норма, от которой отучили сотрудники ГИБДД: если ваше транспортное средство создаёт помехи или делает невозможным движение других, вы обязаны убрать его на обочину, и там дожидаться сотрудников ГАИ. Но и эта норма не работает, коварные милиционеры-полицейские приезжают и говорят «ага, вы уехали с места аварии», и отдайте за это 30 тысяч в виде взятки.

К тому же выяснилось, что 97% водителей просто не знает о таких возможностях. А кто знает, тех отучили. Поэтому мои предложения были такие: допустим, человек попал в аварию, звонит 02, рассказывает. И сотрудник полиции сам предлагает вам подъехать в ближайшее подразделение и называет адрес.

«СП»: — Предлагает опции?

— Да. Первый вариант: вы согласны с тем, что виноваты — нет, несогласен. Тогда поставьте машины на обочину и ждите. Второй вариант: вы согласны с тем, что виноваты — да, согласен. Тогда ваше ближайшее подразделение ГИБДД — Вятская, 35. Подъезжайте, там вас уже ждут. Сели и поехали, не надо по 12 часов ждать на дороге. В ГАИ за эту идею ухватились, и начинают эту систему разворачивать.

«СП»: — Что касается «службы аварийных комиссаров», есть ли смысл обращаться к ним, возрождать такой бизнес?

— Наверное есть, но аварийный комиссар — не должностное лицо, к его оформлению в суде не будет такого доверия, как документам, которые сделал сотрудник ГАИ. Он — должностное лицо, государственный служащий, а это — коммерсант подъехал.

«СП»: — А можно как-то заинтересовать в оформлении аварий страховые компании?

— В этом нет особого смысла. Можно как в Германии — сделать вызов сотрудника ГАИ платным. Если ты хочешь, чтобы твоим случаем занимались на месте, плати пошлину государству.

«СП»: — Что касается времени, за которое экипаж ДПС должен добраться до места аварии. Называлась цифра в 20 минут. Насколько это реально и насколько ГИБДД готова по этой норме работать?

— В Москве давно действует норма в 20 минут, если в аварии есть пострадавшие. Но этого времени они тоже не придерживались, потому что это невозможно. Например, на Третьем транспортном кольце можно встать и на три, и на четыре часа, и никакие мигалки не помогут. Поэтому такие нормы вводить нет большого смысла.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня