18+
четверг, 8 декабря
Общество

Севастополь: Парусник «Веспуччи» пришел без парусов

У Графской пристани пришвартовался учебный корабль князя Джулио Боргезе — самого знаменитого морского диверсанта Италии

  
74

В Севастополь прибыл один из красивейших парусников мира — трёхпалубник «Америго Веспуччи», построенный на смешении корабельных стилей XVII-середины XIX века. Это учебное судно Королевской Военно-морской академии Италии. Каждый год, по окончании 1-го курса, с июля по сентябрь кадеты академии идут на нем в первое большое плавание.

Итальянцы клянутся, что на борту нет никакого электронного и гидравлического оборудования. Паруса общей площадью до трех тысяч кв. метров пошиты из натуральной парусины. Маневрирование происходит исключительно вручную, а управление реями производится с помощью канатов из конопли. Якобы, это позволяет воспитать настоящих моряков.

Грот-мачта поднимается над уровнем моря на высоту 20-этажного дома, могучий бушприт выступает от форштевня на 18 м. На форштевне вместо традиционной грудастой морской нимфы — золотая фигура флорентийского путешественника Америго Веспуччи, по имени которого назван континент Америка.

Корпус ретро-корабля изготовлен из стали, но многие элементы богато инкрустированы дорогим деревом, бронзой и позолотой. Такое впечатление, что идут съемки фильма про пиратов, и по деревянному трапу сейчас застучит ботфортами Джек-Воробей.

Между тем, пышный интерьер верхней палубы и парусной оснастки скрывает по-настоящему боевое прошлое. 80 лет подряд все офицеры Военно-морского флота Италии проходили через «Америго Веспуччи». Это старейшее судно современных итальянских ВМС было построено на верфи Кастелламаре ди Стабиа близ Неаполя по приказу самого Муссолини. Спущено на воду в 1931 году, когда отмечалась 50-я годовщина их Академии.

Именно тогда на паруснике познавал навигационное мастерство именитый курсант, князь Джулио Валерио Боргезе. Выучили молодого аристократа хорошо. Очень скоро Боргезе создал самый грозный подводный спецназ Второй мировой войны.

Итальянская «10-я штурмовая флотилия» превратилась в первое в мире подразделение диверсантов-подводников: сверхмалые подводные лодки, специальные управляемые торпеды, пилотируемые взрывающиеся катера. Зимой 1941-го команда князя на карликовых субмаринах скрытно проникла в гавань Александрии. Магнитными минами взорваны английские линкоры «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет». Гибель британских супер-кораблей позволила итальянскому флоту надолго перехватить боевую инициативу на Средиземном море. Потом «10-ю штурмовую флотилию» перебросили к осажденному Севастополю.

После войны убежденный антикоммунист князь Боргезе публично поклялся отомстить русским за унижение Италии. Речь шла о линкоре «Юлий Цезарь», переданном по репарации в СССР. В советском ВМФ трофей получил название «Новороссийск». Американцы и англичане тоже взяли итальянские линкоры, но вскоре вернули трофеи хозяевам.

Гибель «Новороссийска» до сих пор остается самой трагической и загадочной страницей в истории отечественного флота. Осенью 1955 года вместе с линкором в волнах Севастопольской бухты канули больше 600 военных моряков.

Версии о взрыве боезапаса или донной мине военных времен кажется маловероятной. Многие эксперты убеждены, что в главной базе Черноморского флота поработали итальянские боевые пловцы Боргезе, которых курировал командир подводных диверсантов британского флота капитан Лайонел Крэбб.

У англичан имелись свои причины расправиться с «Новороссийском». Будто бы советское командование планировало оснастить морские орудия главного калибра ядерными снарядами. Итальянский линкор для этой цели подходил идеально, а Великобритания оказывалась наиболее уязвимой мишенью. Один атомный залп возле западного побережья — и с учетом розы ветров, которые в тех краях круглый год дуют на восток, радиационному заражению мог подвергнуться весь остров.

В итоге союзники по НАТО ликвидировали угрозу, а князь Джулио Валерио Боргезе по праву считается самым знаменитым военным моряком Италии ХХ века.

…От Одессы до Севастополя учебный парусник «Америго Веспуччи» с сотней курсантов на борту почему-то шел на дизелях. Во всяком случае, украинские репортеры и пограничники так и не смогли снять кипень белой парусины, развернутой на огромных мачтах. Фантастическая картинка осталась в интернете. Как пояснил капитан Паоло Джакомо Реале, «поставить паруса — дело трудное, необходимы усилия двухсот офицеров и час времени». Тогда чему же они учились в черноморском вояже?

Гости пришвартовались у Графской пристани, буквально бок о бок с российским сторожевиком 810 «Сметливый» и другими кораблями Черноморского флота. Рядом на горке развивается триколор Главного штаба ЧФ. Однако командование российского флота так и не получило личного приглашения посетить борт «Веспуччи».

Между тем, капитан 1-го ранга Реале сам нанес протокольный визит в штаб ВМС Украины. Итальянцы усиленно подчеркивают украинскую принадлежность Севастополя. Джакомо Реале утверждает, что «не очень хорошо» знает о российских учебных парусных гигантах «Седов» и «Крузенштерн». Хотя на самом деле встречался с ними множество раз…

Русских моряков-черноморцев пригласили лишь на общий прием в субботу вечером. Очень похоже на вечеринку «Белое и черное», которую итальянские мореманы устроили для местных дам: бесплатная выпивка и свободный вход.

Курсантам-юношам разрешено развлекаться с украинками. На борту два десятка итальянок, один женский кубрик и два мужских, но действует сексуальное табу. Спят кадеты в гамаках, как было принято у мореплавателей раньше. Гамаки ежедневно складывают и разворачивают дневальные.

Севастопольским журналистам на пресс-конференции не дали даже воды. В мемориальную каюту князя Боргезе тоже не пустили. Зато рассказали о благодеянии: мол, берем в парусную выучку группу ваших курсантов — вместе с гражданами Йемена, Ирака, Азербайджана, Сенегала, Албании и Республики Джибути.

Три последних месяца украинские хлопцы усиленно учили мову Петрарки и на днях успешно сдали экзамен. А что делать, если сегодня они действительно опустились до уровня Джибути?

Еще в 90-х Украина имела собственный великолепный парусный барк «Товарищ». Построенное в Гамбурге трехмачтовое учебное судно ВМС третьего рейха по репарации попало в СССР. Подводную часть корпуса немцы выполнили гладко, без сварочных швов, что поднимало скоростные характеристики корабля. Это настоящий «пожиратель ветров», из пятерки лучших барков Мирового океана.

На нем получили практику, прошли школу мужества десятки тысяч воспитанников наших «мореходок». За кормой остались сотни стран, 12 кругосветок, плавания к берегам Индии, победы в «Золотом Кубке Атлантики».

Барк «Товарищ» был даже моложе итальянского парусника «Амергио Веспуччи». Увы, в самостийных руках он быстро превратился в ржавую развалину.

— Мы относимся к нашему кораблю как к пожилой сеньоре, которая требует нежной заботы и бережного ухода. Мы надеемся, наш корабль прослужит нам еще как минимум 80 лет, — говорит старпом «Веспуччи» Эдуардо Леонжетто.

Зато судьба единственного учебного парусника ВМС Украины — настоящая криминальная трагедия. Странный договор о капитальном ремонте в английском Ньюкасле, затем перевод в Милдсборо, буксировка в германский порт Вильхельмсхафен и мертвая стоянка у пирса Штральзунда.

Спецы уверены, что «Товарищ» еще можно восстановить. Однако в ВМСУ напрочь отказываются уточнять, кому после затянувшегося ремонта будет принадлежать эта легенда отечественного и мирового парусного флота.

…Торжественный караул курсантов Королевской Военно-морской академии Италии встречал на борту губернатора Севастополя Владимира Яцубу. Личного назначенца президента Януковича быстро повели за полосатые шторы.

Оттуда губернатор вышел веселый, в обнимку со старшим боцманом Пиппо Сколло. Пообещал, что поставит в городе-герое памятник боцманам всего мира. В ответ заливисто свистели боцманские дудки.

Фото автора

Крым

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня