Общество

МЭР даст Церкви то, что отбирали Иван Грозный, Екатерина II и Владимир Ленин

Что думают сами монахи о готовящейся передаче им всех прав собственности на монастырские земли

  
49

Минэкономразвития в настоящее время готовит новый законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Если этот закон будет принят, все земли и здания, сегодня находящиеся в пользовании, например, РПЦ на условиях бессрочной аренды, перейдут в ее собственность с правом распоряжаться всем этим имуществом по своему усмотрению.

По некоторым оценкам в результате этих мер, Русская Православная Церковь станет одним из крупнейших в стране собственников, а государство избавится от необходимости содержать культовые сооружения.

Сейчас в России действуют 234 мужских и 244 женских православных монастыря, 16 тысяч православных приходов и 4696 воскресных школ. В ведении Римско-католической церкви находится 220 приходов, правда, треть из них не имеет своих храмовых зданий. В РФ действуют также более 4 тысяч мечетей и около 70 синагог. Площадь церковных сооружений варьируется от 5 до 50 тысяч квадратных метров, земельные участки — от 0,3 до 10 тысяч гектаров.

Эксперты по недвижимости уверены, что если законопроект будет принят, то церковь может превратиться в крупнейшего негосударственного собственника.

С просьбой прокомментировать ситуацию, мы обратились к отцу Петру Мещеринову, настоятелю Долматова подворья, принадлежащего Московскому Свято-Данилову монастырю.

Монашеская община в Долматовом подворье занимается сельским хозяйством. Сам отец Петр восемнадцать лет в монашестве, до принятия пострига он учился в консерватории.

«СП»: — Батюшка, Вы и возглавляемая Вами община трудится на тех самых монастырских землях, о которых идет речь в законопроекте, разрабатываемом сейчас министерством экономического развития. Как Вы считаете, эта мера что-то изменит в лучшую сторону, или нынешнее положение с арендой земли и зданий — правильное?

— Во-первых, я думаю, здесь будет в той или иной форме восстановлена историческая справедливость, те три вещи, которые не были совершены в нашей стране в начале девяностых годов — то есть, люстрация, реституция и изменение топонимики. Это хоть какая-то деталь, позволяющая нам возвращаться действительно к исторической России, может быть, в этом есть какой-то общий смысл. Что касается практического использования, то опыт показывает, что церковные земли и сейчас ничуть не хуже обрабатываются, чем государственные.

Долматово подворье

В частности у Данилова Монастыря, которого я являюсь насельником, имеется и колхоз свой в Рязанской области, так же как и у Сретенского монастыря, и, на фоне других хозяйств, вполне благополучный.

«СП»: — Отец Петр, ведь есть огромное количество отдаленных монастырей, огромное количество запущенных территорий, когда-то принадлежавших Церкви. Есть места, где эта земля в общем-то ничего не стоит — и обрабатывать ее тяжело, да и некому просто. При этом забота об этой земле и об этой собственности будет полностью переложена на Церковь. Какими средствами это будет осуществляться?

— Мне трудно сказать, поскольку я не знаю точного механизма передачи. Я знаю, что в подворье, в котором я настоятель, один кусок земли в собственности, другой в бессрочном пользовании. Это земли сельхозназначения, и имеются обязательство перед нашим государством их действительно обрабатывать. Это в нашем случае, когда так и происходит. А как это будет в дальних местах — мне трудно сказать. Надо смотреть, что будет на выходе. Когда закон примут. Мне кажется, что если это разумно будет соотнесено с возможностью Церкви, то и нормально будет.

«СП»: — Со сменой формы собственности появятся новые возможности распоряжаться этим имуществом. Будут ли в результате возрождаться монастырские угодья, находящиеся сейчас в запустении, эти Храмы несчастные, которые стоят, разоренные по всей стране? Или эта реформа в основном коснется дорогой земли и строений, скажем, в Москве, в крупных городах?

— Ну, дорогой земли-то мало, и она вся в основном-то уже распределена. Я не вижу ничего плохого в том, что церковь будет ответственна за эти земли. Хуже не будет. Другое дело, надо смотреть, в какой это будет форме. Насколько действительно будет возможность у Церкви заботиться, ухаживать за этим имуществом. Вообще, нельзя рассматривать отдельно церковную сторону этого вопроса и общественно-государственную. Церковь не сильно отличается от общества в этом смысле. Процессы те же самые. Может быть, только чуть более ответственное хозяйствование.

«СП»: — У нас не только церковные, но и государственные земли в большом запустении. Священники и монахи могли бы гораздо лучше справиться с возрождением этих территорий. Может быть, в этом залог какого-то возрождения сельского хозяйства, пусть даже в дальней перспективе?

— Ну, такого оптимизма я не испытываю, но по крайней мере это шанс вернуться к исторической церковно-хозяйственной деятельности.

«СП»: — Монастырские земли, монастырские угодья, в те времена, когда они были в собственности Церкви, большой доход приносили?

— Конечно, конечно. За счет этого многие монастыри жили и кормились, безусловно. Так исторически на Руси было, что земля делилась на частную, государственную и церковную. И для Церкви это было большое подспорье.


Из истории вопроса:

Решение о возвращении Церкви полных прав собственности на землю идет вразрез с тенденцией, имеющей место вот уже почти пол-тысячи лет. До сих пор светские власти пытались лишь ограничить Церковь в ее стремлении накапливать такого рода капитализацию.

Процесс начался еще с Ивана IV Грозного, который жестко ограничил возможность свободно го распоряжения церковной землей. Все сделки по монастырским вотчинам — как их покупка, так и продажа — могли происходить только с разрешения светской власти. Если это правило нарушалось, то земля изымалась.

Секуляризация церковных земель завершилась при Екатерине II, когда монастырские крестьяне были переведены в разряд экономических и отобраны у Русской Православной Церкви (РПЦ). При этом лишь одна восьмая часть годового дохода с земли оставалось у Церкви, а семь восьмых уходили в государственную казну. Это очень сильно выбило экономическую почву из-под Церкви.

Но последняя точка была поставлена Владимиром Лениным. В 1918 году у Церквей на территории России была окончательно изъята вся земельная собственность по декрету вождя Октябрьской революции.

Обратный процесс начался, по сути, только в XXI веке. В 90-е годы земельные наделы передавались церковным конфессиям на правах аренды в бессрочное пользование. Однако новый Земельный кодекс потребовал к 2004 году полностью устранить такую практику. Взамен к 2006 году были приняты ряд поправок, позволявшие Церкви приобретать, либо получать в собственность участки под культовыми сооружениями. Одновременно был наложен запрет на оформление в собственность сельхозугодий.

И вот теперь готовится по-настоящему революционное решение. В законопроекте, который оказался в распоряжении газеты «Коммерсант», предлагается передать церкви в собственность имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном бессрочном пользовании: культовые здания и сооружения с земельными участками, движимое имущество. Кроме того, в пояснительной записке говорится о необходимости вернуть все церковное имущество, изъятое после Октябрьской революции.


Фото [*], [*], [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня