18+
суббота, 3 декабря
Общество

Премьер-министр провозгласил необходимость развития Севморпути

  
3

Глава кабинета министров Владимир Путин в четверг, выступая на Международном арктическом форуме в Архангельске, говорил о планах развития Северного морского пути. Как заявил Путин, у правительства существуют планы превратить Севморпуть в «один из ключевых российских путей перевозки». И основными исполнителями этой задачи, очевидно, станут «Росатомфлот» и Минтранс. Без атомных ледоколов коварные льды не одолеть.

«Мы намерены превратить (Севморпуть) в один из ключевых торговых маршрутов, причем глобального значения и глобального масштаба», — сказал премьер. Он отметил, что в России видят будущее Севморпути именно как международной транспортной артерии, способной «составить конкуренцию традиционным морским линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству».

«Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, вне всякого сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды», — сказал Путин.

По сути, речь идет о создании (точнее, воссоздании и развитии) в ближайшей перспективе третьего в мировой истории крупнейшего транспортного проекта. Первыми были сооружение Суэцкого канала, связавшего Европу с Азией и Панамского канала, связавшего восточное полушарие с западным. Новое освоение Севморпути означает появление нового пути из Европы в Азию, причем, по подсчетам экспертов Российского географического общества, он будет короче существующего на 34%. Вдобавок, в отличие от Суэцкого канала, на Севморпути можно не опасаться пиратов.

Премьер традиционно осторожен в своих оценках: даже финансисты затрудняются полностью перечислить все преимущества, которые принесет международной торговле и российскому бюджету новое освоение Севморпути. И Россия будет основным партнером в любом, связанным с этой перспективнейшей водной артерией проекте. В ближайших планах «Росатомфлота» — делать до десятка аналогичных проводок до конца года.

Как заявил на том же форуме глава Минтранса Игорь Левитин, в федеральном бюджете на три года заложено 20 млрд рублей на строительство ледоколов нового типа. «Новый атомный ледокол, который будет заложен в следующем году, будет обеспечен всеми аварийно-спасательными системами, — сказал министр. — Он будет выполнять функции по поиску и спасению на (северных — ред.) морях». По словам министра, в ближайшие годы также необходимо решить вопрос обеспечения связи вдоль Северного морского пути. В настоящее время уже устанавливаются вышки и ретрансляторы. Севморпуть будет полностью обеспечен системой ГЛОНАСС, пообещал Левитин.

На сегодняшний день только у России, точнее, у «Росатомфлота» есть все возможности осуществлять проводку по Севморпути любой технической сложности: атомные ледоколы поведут за собой супертанкеры и супербалкеры с грузом. Их можно использовать и при геологоразведке богатейшего арктического дна, обеспечении нефте- и газодобычи, обеспечении проведения любой другой технологоемкой операции.

Тем более, как напомнил Путин, Россия уже приступает к осуществлению масштабных проектов на участках Севморпути: разработке арктического шельфа, запуску Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоению запасов Карского моря и зоны полуострова Ямал. Есть и текущие проекты, где также не обойтись без «северных атомщиков».

Так, например, из Мурманска 17 сентября стартовала на атомоходе «Россия» «Росатомфлота» очередная полярная экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета «Арктика- 2011». Задача ученых — осуществить снятие со льдов дрейфующей станции «Северный полюс-38» и подобрать льдину для следующей полярной станции «СП-39». На новую площадку высадят новый экипаж дрейфующей станции и около 300 тонн научных и обеспечивающих грузов. Также ученые на атомоходе «Россия» проведут попутные океанографические, метеорологические и ледовые наблюдения.

В последние годы аналогичные экспедиции атомоходов, входящих во флотилию ГК «Росатом», проходят ежегодно. Сроки их проведения определяются состоянием льда, на котором работают полярники в Арктическом бассейне и развитием ледовых процессов в целом в данном конкретном сезоне. Так, в июне 2010 года завершился рейс атомного ледокола «Россия» по снятию с арктической льдины полярников и оборудования дрейфующей станции «СП-37». Дорога до льдины составила 2901 милю, обратно в Мурманск — 2819 миль. Атомоход шел почти на пределе возможностей ядерной энергетической установки — использовалось 90% ее мощности. Этот переход был совершен в самый сложный по состоянию льдов период года и в самый труднодоступный район Арктики (до этого рейса «России» в Канадской котловине не бывало еще ни одно судно).

Стоит отметить, что появление сверхамбициозного проекта по развитию атомного флота, показывает — ледокольная флотилия вновь нужна экономике России. И амбиции менеджмента ГК «Росатом» — в русле этой тенденции. В «Атомфлоте» помнят, что еще пять лет назад, до вхождения в Госкорпорацию, бывали и задолженности по зарплате, компания жила в условиях сокращения заказов и отсутствия планов по новым проектам ледоколов, падение грузоперевозок (с 6,7 млн тонн в 1987 до нуля к середине двухтысячных). Новые проекты правительства и ГК «Росатом» должны вдохнуть в российскую Арктику новые силы.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня