18+
вторник, 6 декабря
Общество

Мега-проекты Матвиенко сворачивают

Новый губернатор Петербурга отменил ряд начинаний своей предшественницы — слишком дорого

  
16

Новый губернатор Петербурга Георгий Полтавченко решил отказаться от ряда транспортно-инфраструктурных проектов экс-губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Речь идет о строительстве широко разрекламированных прежней властью Орловского тоннеля, двух мостов через Неву, Дворца искусств на Васильевском острове. Вице-губернатор Петербурга Сергей Вязалов, только что возглавивший финансово-экономический блок Смольного, предложил «транспортному» вице-губернатору Юрию Молчанову расторгнуть ряд госконтрактов на объекты инфраструктуры. В бюджете города только на 2012 год на них заложено около 6 миллиардов рублей. Орловский тоннель, о необходимости которого столько было сказано и написано, «представляется экономически неэффективным и нецелесообразным для города». Более того, нынешнее правительство считает, что некоторые прежние принципы государственно-частного партнерства позволяли скрывать истинный размер государственных обязательств…

Если поначалу проект Орловского тоннеля должен был обойтись городу в 45 млрд рублей, то теперь стоимость уже превышает 115 млрд рублей, что означает, что проект «не очень хороший», полагает Сергей Вязалов.

— Мы смотрим на то, какие обязательства возникают у города. Мы бы не хотели, чтобы наши последующие бюджеты шли на погашение только одного долга. Лучше отказаться от чего-то сегодня, чем потом иметь большие проблемы, — пояснил Вязалов свою позицию.

Он придерживается пессимистического взгляда на дальнейшее развитие мировой экономики. В силу этого должны финансироваться проекты, наиболее приоритетные для города, а в остальном следует максимально экономить бюджетные средства, считает вице-губернатор.

По его словам, список «отказных» проектов может расшириться. Сейчас проводится работа по их выявлению в рамках адресной инвестиционной программы — ко второму чтению бюджета.

Заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Карпенко (фракция КПРФ) поделился своими соображениями с корреспондентом «СП» о внезапных переменах.

— Сейчас очень неустойчивая ситуация с финансами в мире, и новый губернатор страхуется, исходя из возможного негативного развития событий экономической ситуации. Мы уже пережили кризис 2008 года, и не хотелось бы его повторения. Если даже и будет какая-то экономически неблагоприятная ситуация для России, то в Петербурге ее надо минимизировать. Именно поэтому откладываются такие стратегически важные проекты, как Орловский тоннель, как строительство мостов через Неву. Но это пока я узнаю из прессы. В первом чтении бюджет мы уже приняли. И вот ждем сейчас корректировку бюджета, официальную поправку губернатора.

«СП»: — Новое правительство взялось за дело всерьёз, подсчитало деньги и ахнуло?

— Если исполнительная власть просчитывает такой негативный вариант развития событий, то её представители скажут об этом на заседании бюджетно-финансового комитета в следующий понедельник, мотивируют свои поправки. Сейчас идет общественное обсуждение проекта бюджета, и жители имеют право выразить свое мнение, более того, оппозиционные партии имеют на это право. Давайте подождем, посмотрим, какие поступят к нам поправки, предложения.

«СП»: — Вы назвали отмененные проекты стратегически важными. Считаете, что нужны городу и туннель, и новые мосты?

— В той схеме транспортного развития, которая предложена на сегодняшний день, — да, нужны. Вопрос об их своевременности. Возможно, губернатором будет предложена какая-то другая схема транспортной сети города.

«СП»: — Транспортные потоки — это одновременно и финансовые потоки. Как вы думаете, куда пойдут средства, которые высвобождаются при отмене названных проектов?

— Вот как раз это будет видно из поправок губернатора. Как только он представит свое видение изменений бюджета, депутаты будут вправе принять эти поправки либо предложить что-то другое. Из официальной поправки будет видно, как это перераспределение произойдет. По каждой строчке будет написано: отсюда снять, сюда добавить. В любом случае ужесточение финансовой дисциплины однозначно пойдет на пользу нашего города.

Александр Ольховский, председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по промышленности, экономике и собственности:

— Полагаю, что Вязалов как человек, отвечающий за экономику города, решил первым делом посмотреть экономическую составляющую всех этих крупных инвестиционных проектов. Когда в 2008 году грянул финансовый кризис, то пришлось отказаться от участия города в Охта-центре. Мы вышли из него, получив назад 2 млрд рублей — пай в управляющей компании Охта-центра. Понятно, что эти деньги очень пригодились для смягчения экономической обстановки в городе. Сейчас мы явно идем к новому кризису, на Западе об этом открыто говорят, и нужно иметь очень твёрдое убеждение в том, что проекты будут экономически востребованы.

Вопрос по Ново-Адмиралтейскому мосту уже оспорен в суде. Настаивать на продолжении этого проекта, как минимум, накладно, а что касается отмены Орловского тоннеля и любых других мостов, я полагаю, что это может означать поворот к нормальной разумной экономике. Наша комиссия не раз настаивала на том, чтобы нам предоставляли экономически обоснованные проекты. Чтобы у нас было ТЭО каждого проекта. Но, к сожалению, мы их так и не получали. А если есть сомнения в целесообразности финансирования проектов, то понятно, что есть большой риск попасть не на прибыль, а на убытки для городского бюджета. В условиях ухудшающейся международной конъюнктуры мы уже не можем так рисковать. Поэтому, на мой взгляд, предложение губернатора по секвестру этих проектов — шаг вполне объяснимый.

«СП»: — А вы сами какие-нибудь проекты отменили бы? Или добавили?

— Нас никто не спрашивает. Депутаты Законодательного собрания сейчас не участвуют в разработке целевых программ. Мы только даем или не даем деньги на их осуществление. Поэтому мы не можем отменять ничего.

«СП»: — Остановлены важные транспортные программы, а в городе царит транспортный хаос. По Невскому не проехать, не то, что по Пискаревке…

— Это означает одно: нужно серьезно заниматься разработкой программы по нормализации транспортного обслуживания в городе. Это касается не только ограничения въезда в центр города. Это целый комплекс вопросов, связанных и с развитием метро. В моем Красносельском районе скоро будет жить 380 тысяч человек, а ни одной станции метро. Естественно, люди пользуются либо общественным транспортом, либо покупают машины, чтобы как-то из этого медвежьего угла выбраться. Поэтому я за то, чтобы при утверждении социально-экономической программы Санкт-Петербурга до 2014 года, а она у нас будет рассматриваться послезавтра в первом чтении, были включены и эти вопросы.

«СП»: — Новое правительство уже заявило, что часть денег уйдет на ЖКХ, а как известно, ЖКХ — бездонная яма…

— Я думаю, это предвыборная риторика в чистом виде. После того как пройдут выборы в Госдуму, у нас резко изменится отношение к деньгам. Я лично считаю, что в ЖКХ нужно не столько вкладывать средства, сколько контролировать реальное их использование. Это даст гораздо больший экономический эффект при меньших наших затратах.

Из досье «СП»

"Орловский тоннель" - это автодорожный тоннель под Невой протяженностью около одного километра, который должен был соединить створ Пискаревского проспекта и Смольную набережную в Санкт-Петербурге. Пропускная способность по проекту составила бы 60 000 транспортных средств в сутки в обоих направлениях. Строительство Орловского тоннеля позволило бы осуществить непрерывную транспортную связь лево- и правобережных районов Санкт-Петербурга в центре города, а также повысить пропускную способность Волго-Балтийского водного пути. После открытия тоннеля планировалось увеличить время разводки мостов на 1 час в сутки, что дало бы возможность осуществить пропуск большего количества судов.

Финансирование строительства планировалось по схеме государственно-частного партнерства. Эксплуатация тоннеля предполагалась осуществлять на платной основе.

В июне 2010 г. власти Петербурга и ООО «Невская концессионная компания» подписали соглашение о строительстве. 7 июля 2011 года в присутствии В. В. Путина производитель проходческого комплекса немецкая компания «Херренкнехт» получила заказ на производство гигантского проходческого щита от НКК. 16 августа 2011 года ООО «Невская концессионная компания» получила положительное заключение Главгосэкспертизы России по технической части проектных работ объекта строительства «Орловский тоннель». Официальная дата начала строительства 16 сентября 2011 года.

Срок действия концессии и окупаемости проекта 30 лет. Ввод тоннеля в эксплуатацию был намечен на 2016 год.

Санкт-Петербург

На снимке: проект строительства орловского тоннеля под Невой.

Фото: gov.spb.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня