18+
четверг, 8 декабря
Общество

Серебро для Черчилля и Сталина

На дне Атлантики обнаружено судно с ценным грузом, в Индийском океане ищут аналогичное

  
117

Как сообщил во вторник телеканал CNN, примерно в 300 милях южнее Ирландии на дне Атлантического океана обнаружено британское судно Gairsoppa, затонувшее в 1941 году в результате торпедирования его немецкой подводной лодкой U-101. По данным американской компании Odyssey Marine Exploration (OME, один из мировых лидеров по поиску и исследованию затонувших судов), на нем находится около 200 тонн серебра, стоимостью $ 250 млн в нынешних ценах. Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженного в морских глубинах. По условиям контракта ОМЕ сохранит 80% стоимости серебра, которое им удастся поднять на поверхность.

Драгоценная находка

Gairsoppa было обнаружено компанией OME еще в 2010 году. Тогда считалось, что судно лежит на глубине 2000 метров и полностью разрушено (впоследствии оказалось, что глубина больше). «Для извлечения ценного артефакта придется поднимать судно целиком, и тут встанет проблема точного захвата затонувшего парохода. Весьма вероятно, что в этих целях будет создан уникальный подводный аппарат», — прокомментировал тогда предстоящую операцию бывший подводник, президент Санкт-Петербургской группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко.

Правительство Великобритании разрешило американской компании OME провести исследования и подъемные работы. Gairsoppa принадлежал британской компании и был заказан в парк английского торгового флота еще в начале Первой мировой войны. Во время последнего рейса из Калькутты (Индия) на него загрузили почти 7000 тонн груза, в том числе серебро в слитках по указанию английского премьер-министра Черчилля для оплаты военных заказов.

Судно было торпедировано вечером 16 февраля 1941 года немецкой подлодкой U-101 и затонуло ночью 17 февраля в 480 километрах юго-западнее залива Голуэй у берегов Ирландии. Из 32 членов экипажа выжил только один — капитан Ричард Айрс (умер в 1992 году в Англии).

Gairsoppa покоится на дне и стоит на прямом киле, его грузовые трюмы открыты. Это значит, что слитки серебра смогут достать роботы на дистанционном управлении. Операция должна начаться во втором квартале 2012 года. Компания рассчитывает не только поднять серебро, но и разыскать останки членов экипажа. Археолог Нил Добсон сообщил журналистам, что он надеется на возможность отдать дань уважения храбрым морякам, которые погибли, выполняя важное правительственное задание.

Сокровища «Джона Берри»

А на противоположной стороне планеты в Индийском океане вот уже несколько лет «Консорциум океанических исследований», возглавляемый йеменским шейхом Ахмедом Фаридом, ведет работы по подъему груза с затонувшего здесь в августе 1944 года американского транспортного корабля «Джон Берри». На оснащение исследовательского судна «Флекс ЛД» дорогостоящим поисковым и грузоподъемным оборудованием и обеспечение всем необходимым более 60 моряков и археологов, по оценке западной прессы, израсходовано уже около 7 миллионов фунтов стерлингов.

О транспортном корабле ВМС США «Джон Берри» в исторической литературе о второй мировой войне есть лишь краткие сведения. Это один из десятков океанских «грузовиков» типа «Либерти», тянувших всю войну воз поставок по ленд-лизу в конвоях под общим кодовым названием «PQ».

28 августа 1944 года «Джон Берри» под командованием Джозефа Эллервалда шел полным ходом недалеко от побережья Омана курсом на Абадан. В 10 часов вечера по местному времени корабль был торпедирован неизвестной подводной лодкой и затонул. Чем он был гружен? Куда направлялся? Об этом официальные источники до сих пор хранят молчание.

Тем не менее, вскоре после окончания войны в западную печать начали просачиваться интересные и даже весьма экзотичные свидетельства очевидцев. Все они обобщены в книге Джона Бизанта «Серебро для Сталина», недавно вышедшей в Англии и еще не переведенной на русский язык. Автор утверждает, что «Джон Берри» выполнял тайную миссию, порученную президентом США Франклином Рузвельтом, по доставке в Советский Союз секретного подарка Сталину в виде двух тысяч тонн серебра в слитках.

По версии Джона Бизанта, во время Тегеранской конференции в 1943 году Рузвельт вел приватные переговоры с «дядюшкой Джо» о финансовой помощи взамен на уступки в ходе грядущего раздела зон влияния в послевоенном мире. Результатом этих переговоров якобы и стало снаряжение «Джона Берри» в дальний вояж. 4 июля 1944 года транспортный корабль загрузили двумя тысячами тонн серебряных слитков на 39-м нью-йоркском причале, полностью блокированном в тот момент полутора сотнями агентов ФБР.

Версия прикрытия подразумевала, что «Джон Берри» зафрахтован для доставки в Саудовскую Аравию серебряных монет на сумму 300 тысяч фунтов стерлингов (по курсу 1944 года), предназначенных для приобретения прав американских фирм на послевоенную добычу нефти. Поэтому 10 июля уже на другом причале и без особых мер секретности океанский «грузовик» взял на борт официальный груз — 750 деревянных ящиков с тремя миллионами арабских реалов серебряными монетами. Во второй половине июля корабль влился в караван судов, шедших в Египет через Гибралтар и Средиземное море. Через месяц конвой достиг Порт-Саида. Далее «Джон Берри» уже в одиночку прошел Суэцким каналом в Аденский залив и взял курс на Абадан. Оттуда «серебро Сталина» планировали по сухопутью грузовиками доставить через Ближний Восток в СССР. Беспрецедентная секретность операции объяснялась тем, что Рузвельт якобы не хотел даже союзникам открывать свои планы на послевоенное влияние в мире.

28 августа 1944 года транспорт «Джон Берри» совершенно случайно был обнаружен примерно в 130 — 150 милях от побережья Омана немецкой подводной лодкой «U-859» под командованием капитан-лейтенанта Й. Йебсена, которая вела здесь «свободную охоту» на транспортных коммуникациях.

Кстати, у этой подводной лодки короткая, но интересная боевая биография. Она была спущена на воду в июле 1943 года. Совершила всего один боевой поход в марте-сентябре 1944 года, во время которого потопила три американских транспорта, в том числе танкер «Джон Берри». 23 сентября 1944 года она сама была потоплена в Малаккском проливе британской субмариной «Тренгант». В 1964 году субмарину «U-859» подняли. В ней обнаружили 32 тонны ртути. Оказалось, подводная лодка одновременно с ведением боевых действий транспортировала стратегический груз в Японию. Так, во всяком случае, свидетельствовали корабельные документы.

Приведу цитату из книги Джона Бизанта: «Согласно американским законам о свободе информации, архивы США открыты для любого исследования, но часть документов, имеющих отношение к миссии „Джона Берри“, из фондов кем-то изъята. Так что, возможно, многие документальные детали этой истории уничтожены. Вашингтон не желает ни подтверждать, ни отрицать существование этих серебряных слитков».

Однако кое-что стало приоткрываться с другой стороны. Ниточка потянулась из другого клубка тайн, связанных с подводным кладоискательством. Однажды бостонский журналист Кен Томпсон получил письмо от некоего Джона Митчелла, в годы Второй мировой войны бывшего чиновником Департамента торговли США. Он писал (Томпсон опубликовал это послание в своей книге, вышедшей в Англии): «Я знаю тайну, которую не могу больше хранить. Совсем недавно я прочитал, что в Бостоне будет образована некая Ассоциация независимых расследований, интересы которой вы собираетесь представлять в прессе… Имею возможность сообщить сведения о некоторых погибших в годы войны транспортах, на борту которых находились драгоценные грузы. В 1942 году из Нью-Йорка в Англию в составе каравана, зашифрованном в секретном отделе как «PQ-6/3», вышел транспорт «Капитан Уворхард». Хотя по официальным документам во всех трюмах этого корабля находились только обычные военные грузы, на самом деле он вёз крупную партию золота. Корабль был торпедирован и затонул. Ценные грузы находились в трюмах потопленных крейсера «Эдинбург», грузового судна «Эмпайр Мэнор», траспорта «Джон Берри»…

Ассоциация независимых расследований начала сотрудничество с Джоном Митчеллом. Последовал ряд удач. В ходе двух экспедиций в 80-е годы ХХ века из трюмов британского крейсера «Эдинбург», потопленного в 1942 году, было извлечено примерно пять с половиной тонн золота. Шестьдесят два золотых слитка из семидесяти были подняты с грузового судна «Эмпайр Мэнор», погибшего в 1944 году в районе острова Ньюфаундленд. Судьба груза транспорта «Капитан Уворхард», как и нескольких других потопленных судов каравана «PQ -6/3», в трюмах которых находилось золото и серебро, неизвестна, хотя постоянно ведутся работы с тем, чтобы достать сокровища со дна Мирового океана.

Что касается транспорта «Джон Берри», то расследованием слухов и свидетельств очевидцев занялся уже упоминавшийся шейх Фарид. Он организовал «Консорциум океанических исследований» после того, как вышел на бывшего офицера английских спецслужб Дика Симмонса и профессионального спасателя-поисковика Кейта Дессопа, которые выудили в немецких архивах координаты транспорта «Джон Берри» на момент пуска с подводной лодки «U-859» первой торпеды.

Шейх снарядил экспедицию на судне «Флекс ЛД». С помощью мощного гидролокатора останки танкера «Джон Берри» удалось обнаружить. 50-тонная гидравлическая захватная установка с дистанционным управлением вспорола один из трюмов судна и подняла на поверхность часть арабских серебряных реалов на сумму в два миллиона фунтов стерлингов. Слитков «сталинского серебра» пока не обнаружено.

На самом верхнем снимке: британское судно Gairsoppa

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня