18+
суббота, 3 декабря
Общество

Банкам предлагают скинуться на защиту клиентов

В России может появиться институт финансового омбудсмена

  
4

В скором времени в стране может появиться новая модель защиты человека от банковского произвола. Ассоциация юристов России (АЮР) предложила проект, способный защитить клиентов банков от неправомерной накрутки процентов или необоснованного списания денег с банковской карточки. Реализовываться проект будет через создание института финансового омбудсмена.

Изучив международный опыт, АЮР совместно с ассоциацией региональных банков подготовили новую концепцию. В беседе с корреспондентом «СП» один из авторов проекта, управляющий партнер Национального юридического бюро «Диалог Права» Дмитрий Позоров, подчеркнул, что новый документ стал результатом двухлетней работы, основанной на учете практического опыта финансовых омбудсменов ряда стран, в частности, Германии и Великобритании.

— Это будет централизованная служба, созданная на основании федерального закона, и она будет защищать права физических лиц на финансовом рынке. Удовлетворение интересов гражданина будет обязательным для финансовых организаций: банков, страховых компаний, институтов фондового рынка.

«СП»: — Вы считаете российский рынок подготовленным к ведению института омбудсменов?

—  Это крайняя необходимость для нашей страны с учетом тех сложностей, которые россияне испытывают в банковской сфере. Но еще раз подчеркну, нужен соответствующий федеральный закон.

«СП»: — А как эта структура будет финансироваться?

— Эта служба будет негосударственной, и финансировать ее будут институты финансового рынка. За основу при создании нашей концепции мы взяли практический опыт Германии и Англии. В Германии, например, действуют банковские омбудсмены — это система, работающая при Союзе частных банков. Немецкая модель финансируется через банковские ассоциации. В Британии этот институт создан, как государственная служба. В России модель будет несколько отличаться. Понятно, что финансовая система в нашей стране далека от совершенства, что мы и учитывали при составлении проекта.

«СП»: — Как на это будущее нововведение отреагировали сами банкиры?

— Эта инициатива их порадовала. Банковские работники сами заинтересованы в том, чтобы их клиенты были довольны, к тому же им нововведение еще и выгодно. Институт омбудсмена снизит количество обращений в суды и таким образом уменьшит расходы финансовых организаций на проведение тяжб. Кроме того, омбудсмен станет основным центром обработки жалоб. Сейчас недовольные потребители финансовых услуг часто пишут в несколько инстанций сразу. Это слабо усиливает их защиту, но увеличивает работу банков, которым приходится отвечать на многочисленные запросы из разных ведомств. Если каждый потребитель будет знать, что есть единый центр обработки жалоб — независимый, который быстро, не беря ни копейки, рассмотрит его жалобу — и клиентам, и финансовым организациям станет комфортнее.

«СП»: — А не перекликается ли ваша идея с деятельностью финансового омбудсмена Павла Медведева, который вот уже год занимается такими же вопросами?

— Павел Медведев — депутат, который рассматривает жалобы граждан в отношении нарушений законодательства банками. Возможно, ему больше всего нравится рассматривать жалобы на банковскую систему. А мы с вами говорим о создании института, о службе, которая будет создаваться с участием государства, но работать будет за счет денег финансового рынка, за счет годовых взносов финансовых организаций и платы за рассмотрение каждой отдельной жалобы. Наш институт не будет финансироваться депутатами! Ни в одной стране мира сенаторами не финансируется институт финансового омбудсмена!

«СП»: — Если, например, вкладчику банка покажется, что этот банк нарушил его права, он может обратиться именно к уполномоченному по защите сбережений граждан? И как скоро разберутся, прав был банк или не прав?

— Такой уполномоченный, во-первых, бесплатно для гражданина разрешит спор, причем для банка его решение будет обязательным. Жалобы должны рассматриваться в срок не более 60 дней. Если клиент банка не согласится с этим решением, он может обратиться в суд в общем порядке. В любом случае плюсы этой модели очевидны: мы уверены, что уполномоченный сможет решить все вопросы с банком в интересах клиента и тем самым разгрузить суды, которые и без того завалены по разным спорным вопросам граждан с банками.

«СП»: — Предполагается, что предельная сумма, подлежащая взысканию через омбудсмена, будет ограничена. Смысл тогда какой клиенту банка отстаивать свои права?

— Уполномоченный по правам потребителей будет принимать к рассмотрению жалобы, сумма претензий по которым не превышает 100 тыс. рублей, при этом размер операции, сделки или транзакции, из которой возникла претензия, не ограничивается. Дело в том, что любая финансовая организация готова подписаться под обязательностью, если будет небольшая сумма спора. Уверяю, никакой банк не подпишется под большой суммой денег — мол, «я согласен заплатить гражданину миллион долларов…» А вот как раз исками граждан по небольшим суммам и завалены суды.

Как скоро проект станет реальностью, Дмитрий Позоров пока не берется сказать. Еще предстоит решить вопросы: будет ли институт омбудсмена создан на базе Центробанка или на основе банковских либо иных ассоциаций? Станет ли этот институт обязательным для всех банков или они сами должны определяться в их подведомственности омбудсмену? Эксперты ассоциации юристов считают, что такой институт должен быть независим от сторон спора. Это даст возможность, по их мнению, объективно рассматривать разногласия граждан с финансовыми организациями. Но как все получится, и получится ли вообще, покажет будущее.

Фото: Валерий Мельников/Коммерсантъ

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня