Общество

Гибель «Локо»: «Правды все равно никогда не узнаем!»

Спустя месяц после трагической гибели хоккеистов, ярославцы не могут поверить, что их любимой команды больше нет

  
143

На фоне дня рождения Владимира Путина, сообщения о котором с самого утра пестрели на лентах информагентств, как-то незаметно прошла другая дата — месяц с момента гибели хоккеистов ярославского «Локомотива». Могут, конечно, возразить, что в России погибших поминать принято на сороковины, но речь ведь не о ритуале — о памяти.

На борту Як-42, разбившегося 7 сентября в 2,5 километрах северо-западнее аэропорта Туношна, находились 45 человек — 37 игроков и тренеров «Локо» и 8 членов экипажа. Выжили два человека — бортинжинер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Позже Саша Галимов, за состоянием которого следила вся страна, скончался в больнице.

— У меня дочь ни одну игру не пропускала, — рассказывает ярославна Юлия, — месяц прошел, а у нее глаза постоянно на мокром месте. Это невозможно забыть. Для ярославцев «Локомотив» всегда был гордостью. Это единственная команда в нашем городе, за которую не было стыдно. И в нынешнем сезоне наш «Локо» был бы первым в КХЛ. Такие все сильные подобрались, так готовились к этому сезону. Так больно, что больше нет у нас этой команды… Какая жуткая судьба! Причина непонятная, что произошло в тот роковой для наших ребят день…

Свежие цветы постоянно лежат у опустевшей «Арены-2000», где сражался в хоккейных баталиях «Локомотив». Ярославцы ходят с траурными ленточками, автомобилисты до сих пор не снимают эти знаки скорби со своих машин. Сразу после трагедии болельщики команды начали сбор денег на монумент в память о погибшей команде. Возможно, это будет стелла с фотографиями хоккеистов. Приблизительная стоимость проекта еще не известна, но поклонники общими усилиями планируют собрать несколько сотен тысяч рублей.

Прошел месяц, а комок к горлу у многих до сих пор подступает…

Мы много узнали о ребятах из «Локо». Например, о капитане команды Иване Ткаченко, который долгое время помогал больным детям. В общей сложности он перечислил 10 миллионов. У самого Вани росли две дочки, в январе он ждал третьего ребенка.

— Мы даже не подозревали, что Ваня Ткаченко отправлял деньги больным детям, — говорят знакомые Ивана, — никто не знал, даже отец. Перед вылетом в тот день он, оказывается, позвонил матери девочки, которой требовалась сложная операция и сказал, что отправил ей полмиллиона, а потом сел в самолет.

К слову, помощь тем, кто нуждался, была отличительной чертой всей команды. Ребята постоянно отправляли деньги и подарки в детские дома, перечисляли средства на лечение детей…

Как рассказал «СП» начальник подразделения поисково-спасательного отряда Ярославской области Андрей Веретенников, 7 сентября в связи с международным форумом, начавшийся в тот день в Ярославле, спасатели, пожарные, милиция дежурили на этом самом аэродроме, который принимал самолеты с ВИП-пассажирами.

— Мы видели, как ЯК-42 проехал по взлетно-посадочной полосе мимо нас. А через 20 секунд взрыв… и густой черный дым. По рации нам сообщили, что самолет разбился. Тогда еще не знали, что там летела наша любимая команда… Мы разбирали тела погибших, вылавливали их в реке. В глазах рябило от количества мертвых, окровавленных, сгоревших тел. Мы пытались найти живых… Но только двое, как нам потом сообщили, выжили. А через полчаса нам сказали, что мы разбираем трупы хоккеистов ярославского «Локомотива». Мы сначала не поверили. Работали без устали. Сутки работали. А потом осознание горькой правды дошло до нас…

— В тот день в связи с проходившим в Ярославе саммитом все смены дежурили, — вспоминает ярославский спасатель Андрей Лошанков, — наш отряд прибыл уже через 2 часа после случившегося. Пока работали на месте, не думали о том, что произошло. Когда делали перекур, накатывало до такой степени, что хотелось рыдать. Челюсти сводило от осознания, что произошла жуткая трагедия.

Что творилось тогда в кабине самолета, каким образом не договорились между собой первый и второй пилот, подгонял ли диспетчер летчиков, все так до сих пор и осталось на уровне слухов, домыслов и версий.

Было и такое объяснение причин катастрофы Як-42 — самолёт якобы начал разгон по взлётно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) 12 сентября сообщил, что практически расшифрованы данные бортовых самописцев, что Як-42 был технически исправен, система управления работала нормально, закрылки и стабилизатор находились во взлетном положении, метеоусловия были приемлемыми, перегруза самолета не было, топливо было качественным. Это подтвердил и выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов.

В больнице он рассказал представителям Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследующему причины трагедии, что замечаний к работе авиационной техники в предыдущем полете, при подготовке к аварийному полету и по ходу него не было. Он также сказал о размещении людей и грузов внутри самолета. По его словам, руководящий состав команды и тренеры находились в переднем салоне, команда — во втором, основная масса багажа была загружена в задний багажник.

Отработав все версии, МАК, в конце концов, пришел к выводу, что лайнер был полностью исправен. Остается одна причина — ошибка экипажа.

Разбившийся Як-42 при разгоне выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы на 400 метров и не мог нормально набирать скорость. Об этом по окончании полевого этапа расследования катастрофы заявили в Межгосударственном авиационном комитете. Такова официальная версия.

Ярославцы, как они сказали «СП», не верят в эту официальную правду.

— Мы никогда не узнаем, что же случилось на самом деле. Если самолет был исправным, как он мог разбиться?! Впрочем, у нас как всегда, все сведется к человеческому фактору, — в один голос говорят болельщики «Локомотива», — Дескать, экипаж и то не сделал, и там не заметил. Очень удобная версия. Пилоты погибли и в свою защиту сказать ничего не могут.

На различных форумах идет свое неофициальное обсуждение причин трагедии. Выдвигаются, в частности, две версии. На Форуме земляков говорят о некачественном ремонте двигателей и контрафактных деталях. Обсуждают и другую версию: половина взлётки была занята самолётами чиновников, прилетевших на саммит в Ярославль, и ЯКу тупо не хватило разбега. На авиафоруме спорят о том, что борт подгоняли к взлету (якобы за Як-42 стоял в очереди самолет с мэром Москвы Собяниным).

Что на самом деле помешало самолету с хоккеистами, этого, пожалуй, уже не узнать. Только боль утраты неимоверно тяжело пережить. Тем более не передать состояние родителей, детей, жен погибших.

— Иногда кажется, что это сон, что проснемся однажды утром и услышим до боли родной гимн «Локомотива», предвещающий об очередной игре, — говорят близкие, родные, друзья хоккеистов.

Сейчас хоккейные чиновники пытаются возродить команду. В нынешнем сезоне «Локо» будет играть в Высшей хоккейной Лиге, второй по статусу чемпионата в России.

Первый матч состоится 12 декабря в Арене, с альметьевским «Нефтяником».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня