18+
пятница, 9 декабря
Общество

Гибель «Локо»: «Правды все равно никогда не узнаем!»

Спустя месяц после трагической гибели хоккеистов, ярославцы не могут поверить, что их любимой команды больше нет

  
131

На фоне дня рождения Владимира Путина, сообщения о котором с самого утра пестрели на лентах информагентств, как-то незаметно прошла другая дата — месяц с момента гибели хоккеистов ярославского «Локомотива». Могут, конечно, возразить, что в России погибших поминать принято на сороковины, но речь ведь не о ритуале — о памяти.

На борту Як-42, разбившегося 7 сентября в 2,5 километрах северо-западнее аэропорта Туношна, находились 45 человек — 37 игроков и тренеров «Локо» и 8 членов экипажа. Выжили два человека — бортинжинер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Позже Саша Галимов, за состоянием которого следила вся страна, скончался в больнице.

— У меня дочь ни одну игру не пропускала, — рассказывает ярославна Юлия, — месяц прошел, а у нее глаза постоянно на мокром месте. Это невозможно забыть. Для ярославцев «Локомотив» всегда был гордостью. Это единственная команда в нашем городе, за которую не было стыдно. И в нынешнем сезоне наш «Локо» был бы первым в КХЛ. Такие все сильные подобрались, так готовились к этому сезону. Так больно, что больше нет у нас этой команды… Какая жуткая судьба! Причина непонятная, что произошло в тот роковой для наших ребят день…

Свежие цветы постоянно лежат у опустевшей «Арены-2000», где сражался в хоккейных баталиях «Локомотив». Ярославцы ходят с траурными ленточками, автомобилисты до сих пор не снимают эти знаки скорби со своих машин. Сразу после трагедии болельщики команды начали сбор денег на монумент в память о погибшей команде. Возможно, это будет стелла с фотографиями хоккеистов. Приблизительная стоимость проекта еще не известна, но поклонники общими усилиями планируют собрать несколько сотен тысяч рублей.

Прошел месяц, а комок к горлу у многих до сих пор подступает…

Мы много узнали о ребятах из «Локо». Например, о капитане команды Иване Ткаченко, который долгое время помогал больным детям. В общей сложности он перечислил 10 миллионов. У самого Вани росли две дочки, в январе он ждал третьего ребенка.

— Мы даже не подозревали, что Ваня Ткаченко отправлял деньги больным детям, — говорят знакомые Ивана, — никто не знал, даже отец. Перед вылетом в тот день он, оказывается, позвонил матери девочки, которой требовалась сложная операция и сказал, что отправил ей полмиллиона, а потом сел в самолет.

К слову, помощь тем, кто нуждался, была отличительной чертой всей команды. Ребята постоянно отправляли деньги и подарки в детские дома, перечисляли средства на лечение детей…

Как рассказал «СП» начальник подразделения поисково-спасательного отряда Ярославской области Андрей Веретенников, 7 сентября в связи с международным форумом, начавшийся в тот день в Ярославле, спасатели, пожарные, милиция дежурили на этом самом аэродроме, который принимал самолеты с ВИП-пассажирами.

— Мы видели, как ЯК-42 проехал по взлетно-посадочной полосе мимо нас. А через 20 секунд взрыв… и густой черный дым. По рации нам сообщили, что самолет разбился. Тогда еще не знали, что там летела наша любимая команда… Мы разбирали тела погибших, вылавливали их в реке. В глазах рябило от количества мертвых, окровавленных, сгоревших тел. Мы пытались найти живых… Но только двое, как нам потом сообщили, выжили. А через полчаса нам сказали, что мы разбираем трупы хоккеистов ярославского «Локомотива». Мы сначала не поверили. Работали без устали. Сутки работали. А потом осознание горькой правды дошло до нас…

— В тот день в связи с проходившим в Ярославе саммитом все смены дежурили, — вспоминает ярославский спасатель Андрей Лошанков, — наш отряд прибыл уже через 2 часа после случившегося. Пока работали на месте, не думали о том, что произошло. Когда делали перекур, накатывало до такой степени, что хотелось рыдать. Челюсти сводило от осознания, что произошла жуткая трагедия.

Что творилось тогда в кабине самолета, каким образом не договорились между собой первый и второй пилот, подгонял ли диспетчер летчиков, все так до сих пор и осталось на уровне слухов, домыслов и версий.

Было и такое объяснение причин катастрофы Як-42 — самолёт якобы начал разгон по взлётно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) 12 сентября сообщил, что практически расшифрованы данные бортовых самописцев, что Як-42 был технически исправен, система управления работала нормально, закрылки и стабилизатор находились во взлетном положении, метеоусловия были приемлемыми, перегруза самолета не было, топливо было качественным. Это подтвердил и выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов.

В больнице он рассказал представителям Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследующему причины трагедии, что замечаний к работе авиационной техники в предыдущем полете, при подготовке к аварийному полету и по ходу него не было. Он также сказал о размещении людей и грузов внутри самолета. По его словам, руководящий состав команды и тренеры находились в переднем салоне, команда — во втором, основная масса багажа была загружена в задний багажник.

Отработав все версии, МАК, в конце концов, пришел к выводу, что лайнер был полностью исправен. Остается одна причина — ошибка экипажа.

Разбившийся Як-42 при разгоне выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы на 400 метров и не мог нормально набирать скорость. Об этом по окончании полевого этапа расследования катастрофы заявили в Межгосударственном авиационном комитете. Такова официальная версия.

Ярославцы, как они сказали «СП», не верят в эту официальную правду.

— Мы никогда не узнаем, что же случилось на самом деле. Если самолет был исправным, как он мог разбиться?! Впрочем, у нас как всегда, все сведется к человеческому фактору, — в один голос говорят болельщики «Локомотива», — Дескать, экипаж и то не сделал, и там не заметил. Очень удобная версия. Пилоты погибли и в свою защиту сказать ничего не могут.

На различных форумах идет свое неофициальное обсуждение причин трагедии. Выдвигаются, в частности, две версии. На Форуме земляков говорят о некачественном ремонте двигателей и контрафактных деталях. Обсуждают и другую версию: половина взлётки была занята самолётами чиновников, прилетевших на саммит в Ярославль, и ЯКу тупо не хватило разбега. На авиафоруме спорят о том, что борт подгоняли к взлету (якобы за Як-42 стоял в очереди самолет с мэром Москвы Собяниным).

Что на самом деле помешало самолету с хоккеистами, этого, пожалуй, уже не узнать. Только боль утраты неимоверно тяжело пережить. Тем более не передать состояние родителей, детей, жен погибших.

— Иногда кажется, что это сон, что проснемся однажды утром и услышим до боли родной гимн «Локомотива», предвещающий об очередной игре, — говорят близкие, родные, друзья хоккеистов.

Сейчас хоккейные чиновники пытаются возродить команду. В нынешнем сезоне «Локо» будет играть в Высшей хоккейной Лиге, второй по статусу чемпионата в России.

Первый матч состоится 12 декабря в Арене, с альметьевским «Нефтяником».

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня