Общество

Прокуроров позвал космос

За провалы в космической отрасли скоро будут судить по уголовной статье

  
19

Генпрокуратура нашла виновников аварий аппаратов «Экспресс» и «Прогресс», произошедших минувшим летом, и предложила ввести уголовную ответственность за подобные крупные ЧП в космической сфере.

Как отмечается в официальном сообщении надзорного ведомства от 18 октября, проверка «фактов утраты» спутника «Экспресс АМ4» и грузового космического корабля «Прогресс М-12М» в августе текущего года, проведенная по поручению генерального прокурора РФ Юрия Чайки, установила:

«Оба инцидента произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Федеральному космическому агентству (Роскосмос), при проведении проверочных мероприятий, а также из-за отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений».

По словам официального представителя ГП Марины Гридневой, в адрес руководства Роскосмоса направлено представление с предложением привлечь виновных в катастрофах к дисциплинарной и материальной ответственности. Прокуратура также предложила Федеральному космическому агентству «принять меры к взысканию причиненного ущерба государству с виновных юридических лиц».

Кроме того, за аварии в космосе ведомство Чайки хочет ввести уголовную ответственность.

Как пояснила Марина Гриднева, в информационной записке «руководству страны» предложено «дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации нормами, устанавливающими уголовную ответственность работников коммерческих организаций за действия, способствовавшие наступлению происшествий в сфере космической деятельности».

Такая ответственность, по ее словам, «должна наступать в случае, если авария повлекла причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Напомним: аппарат «Экспресс АМ4» был запущен с космодрома Байконур в середине августа, однако из-за ошибки в программе, руководившей полетом разгонного блока, не смог выйти на расчетную орбиту. Грузовой корабль «Прогресс», стартовавший спустя неделю, рухнул на территории Алтайской республики из-за отключения двигателя.

Если вспомнить еще и недавнюю потерю трех спутников ГЛОНАСС, общий ущерб от последних космических аварий составил, по разным оценкам, от 10 до 20 млрд рублей.

Потеря ГЛОНАССов стоила карьеры руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову: в апреле 2011 года распоряжением главы правительства Владимира Путина он был уволен на пенсию. Его кресло занял первый замминистра обороны Владимир Поповкин, за несколько дней до этого отправленный в отставку в Минобороны.

К последним выводам надзорного ведомства в Роскосмосе отнеслись сдержанно и комментировать их не стали.

«Почему мы должны отвечать на сообщение Генпрокуратуры?- выразил недоумение начальник пресс-службы космического агентства Алексей Кузнецов. — Пусть ее представители сами разъясняют новость, которую они выставили на своем сайте».

Кто конкретно будет наказан и как? Эти вопросы также остались без ответа.

«Только сегодня появилось сообщение о внесении представления, а вы сегодня же хотите всех наказать. Вот когда будет принято какое-то решение, тогда и можно будет об этом говорить, — резюмировал руководитель пресс-службы.

Здесь стоит отметить, что глава Роскосмоса Владимир Поповкин поручил установить степень вины должностных лиц сразу же после аварии спутника связи «Экспресс АМ4». В космическом агентстве, Центре имени Хруничева, ФГУП МОКБ «Марс» и ЦНИИмаш — т.е. во всех организациях, отвечающих за его запуск, — было проведено административное расследование. Однако никаких конкретных фамилий до сих пор так и не назвали.

Научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев считает, тем не менее, что Генпрокуратура не может контролировать Роскосмос, поскольку это не ее сфера:

— Генпрокуратура, по-моему, забирается в те области, которые просто не понимает. Аварии в космосе были всегда, и, конечно, любая из них сводится к небрежности и недостаточному контролю. Здесь контроль — это задача Роскосмоса, которую, надо признать, он решает не очень хорошо. Но не ведомству надзорному следует указывать Роскосмосу, что там они делают не так. У них есть непосредственное руководство — правительство РФ.

«СП»: — Вы против уголовной ответственности за аварии в космосе?

— Чтобы ввести ее, что нужно? Нужно написать законопроект, внести его в Госдуму, где он должен пройти все инстанции. Вот если законодатели введут уголовную ответственность — будет уголовная ответственность. Но, по-моему, все это ерунда. Здесь нет уголовщины, а техническая ошибка. За ошибку в расчетах административное наказание — да, следует. А уголовное? Ну, если только человек сознательно навредил или допустил халатность. Как у врачей, врачебные ошибки ведь существует, от них никто не застрахован. Здесь то же самое: уголовная ответственность наступает, если есть явная халатность. И не нужно ничего выдумывать.

«СП»: — А материальная ответственность возможна?

— Тоже — ерунда. Ущерб от таких ЧП огромный. Ни один человек не сможет заплатить за аварию ракетоносителя. То есть, если выяснится, что ошибся, скажем, программист, или слесарь, или сварщик, как у нас бывает, он же не заплатит эти деньги. Зачем тогда такие нормы вводить?

«СП»: — Но, по сути, Генпрокуратура-то права: в отрасли не все благополучно

— По сути, права. Все последние аварии необходимо проанализировать, возможно, даже пересмотреть всю документацию по ним. Но это полномочия не работников прокуратуры. Все вопросы к Роскосмосу должно ставить правительство.

«СП»: — Значит ли это, что в самом космическом агентстве существует системная ошибка?

— Несомненно. Я даже знаю какая. У Роскосмоса фактически нет начальника. Его никто не может проверить. У нас в аппаратах президента и правительства нет достаточно компетентной службы или хотя бы компетентного человека, который мог бы проверить то, что делает Роскосмос. Это и есть системная ошибка — она уже выше Роскосмоса и выше Генпрокуратуры. Это — ошибка правительства и президента. Второе: Роскосмос — это слишком закрытая организация, они тщательно секретят любую свою документацию. Как я думаю, чтобы избежать критики. То есть если у них все хорошо, то об этом всем рассказывают, еще даже могут и преувеличить. А все проблемы скрывают, типа сами все решим.

Эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев, связывает промахи отрасли с проблемой нехватки квалифицированных кадров:

— Старики уходят, а молодежь в космонавтику идти не хочет — мало платят. Ну, отсюда соответственно и небрежность в работе. Я помню, когда мы еще «Востоки» готовили, там была такая программа 3КА. Это тройной контроль осуществлялся тех комплектующих, которые шли на корабль «Восток», плюс еще — военная приемка. Сейчас военной приемки нет. Мне кажется, пока не изменится отношение к отрасли на самом верху, причем реально, а не на словах, только тогда можно надеяться, что что-то изменится к лучшему. Пока я этого не ощущаю. А я в этой отрасли с 58-го года и знаю, как было тогда и как сейчас. На сегодня созданный нами задел прочности, по сути, исчерпан. Ничего нового не делают, оборудование старое, изношенное, все разваливается. Обидно даже. Когда мы «Плесецк» строили, в землянках спали, чтобы все запустить вовремя. А сейчас …

Но есть и еще одна часть проблемы — более глобальная. О ней в одном из интервью «Свободной прессе» сказал космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко: «Ошибки бывают всегда. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Сейчас космосу уделяется намного меньше внимания, чем раньше, считается, что на космос тратятся слишком большие деньги. Проблемы с финансированием возникают постоянно. У нас даже был случай, когда на строительство нового корабля не выделили денег: сказали, чтобы генеральный конструктор взял под наши безумные проценты кредит в банке. Когда такое отношение, о каких передовых позициях может идти речь»?

Когда космические предприятия перевели в форму ОАО, стали сокращать, как тогда казалось, лишних пенсионеров. Зарплата понизилась настолько, что все наиболее способные сотрудники стали искать себе более высоко оплачиваемые места и уходить. В результате образовался разрыв между поколениями. Стариков, которые ещё вполне могли работать, выгнали, а молодёжи, которая пришла, опыт не передали. Они действуют либо очень осторожно, либо наоборот чересчур лихо".

Спрашивается: кого за это привлекать к ответственности?

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня