Общество

В очереди к Богородице

Христианскую реликвию первой предъявили Путину

  
12

Легендарную христианскую реликвию — Пояс Пресвятой Богородицы — доставили в четверг в Российскую Северную Столицу. Корреспондент «СП», как человек православный, не смогла пройти мимо такого события.

Паломники и послушницы

Ещё накануне я решила побывать в Воскресенском Новодевичьем монастыре, где, как было объявлено, предполагается выставить святыню на четыре дня, чтобы каждый желающий мог к ней приложиться. Благо, расположен монастырь, воссозданный за короткий срок практически из развалин, в самом центре города, на Московском проспекте. От моего дома это минут 15 на машине. Но я предпочла пешком, как принято у паломников. И не прогадала.

Едва свернув с Обводного канала на Московский, буквально уткнулась в хвост огромной очереди. Пошла вдоль тихой, чтобы не сказать, молчаливой толпы. В ней — мужчины, женщины разного возраста (их подавляющее большинство), многие — с малолетними детьми на руках. Только плач младенцев и вносил разнообразие в эту удивительную «живую ленту» страждущих.

Зачем, спросите, пошла в монастырь накануне да ещё ночью? За тем же, что и другие паломники: посмотреть, как готовятся там к встрече заветного ковчега, пообщаться со священнослужителями. А самое главное, наверное, для того, чтобы сердце свое настроить на внутренний и очень личный диалог — через Поясок — с Богородицей.

Слышала, подготовка началась ещё в первых числах октября, как только стал известен российский маршрут Пояса и место его короткого пребывания в Петербурге. К слову, от паствы, то есть, горожан, в Епархии до последнего скрывали название храма. Почему? На этот вопрос в Александро-Невской лавре, где располагается епархиальное управление, мне ответили коротко: значит так надо.

На территорию Новодевичьего монастыря я прошла, но в главный на сегодня монастырский храм Казанской Божьей Матери меня в столь поздний час пускать отказались. Мол, всё закрыто, никого нет, приходите завтра. Постояв у действительно запертой двери, поспешила к служебному входу. Едва приметная дверка его поминутно открывалась-закрывалась, чтобы впустить-выпустить согбенных женщин в длинных хламидах и в повязанных низко, до самых бровей платках — послушниц.

— Матушка, простите, можно узнать? — Обратилась к одной из них, сама по инерции пригибаясь, почти кланяясь ей в пояс — все ж таки с церковным человеком говорю!

Глянула на меня из-под платка, да так, что едва не обожгла взглядом, поджала губы, и — скрылась в служебном проходе.

— Может быть, вы скажите? — Сделала я шаг навстречу другой, более молодой, как показалось, послушнице. Та резко свернула с дороги, ускорилась, засеменив…

— Они тут всегда такие, не обращайте внимания, — услышала я за спиной приветливый (наконец-то!) голос. Женщина средних лет, многолетняя прихожанка монастыря по имени Галина, взялась провести меня в храм. — Я в первое время тоже удивлялась неприветливости «божьих дам». Потом решила: Бог им судья. Главное самой не озлобиться, не потерять веру в светлое, доброе, вечное.

Почти всё пространство великолепного убранного храма оказалось уставлено и усыпано цветами, преимущественно хризантемами, как белыми, так и фиолетовой окраски. В самом центре — специально приготовленный столик для ковчега с Поясом Богородицы. В дальнем углу за длинным, без скатерти столом — несколько женщин. Они молча разбирали полоски ткани, которую потом осветят у ковчега и будут, как обещают, вручать паломникам. Сумрачный свет, отблеск икон в нем, потрескивание свечей — Благодать!

Премьер и встреча

Аккредитоваться на это, извините, мероприятие, удалось далеко не всем журналистам. Не говоря уже о том, что сама аккредитация прошла почти полуподпольно: знал о ней избранный круг представителей масс-медиа из числа членов… правительственного пула. Уже за три дня до того, как Пояс Богородицы должен был быть доставлен в аэропорт Пулково рейсом самолета из Греции (хранится он там в мужском монастыре на Афоне), пробиться в число претендентов на получение спецбейджа оказалось невозможно. Причина стала понятна в четверг. «Случайно» оказавшийся в этот день в Петербурге премьер российского правительства Владимир Путин пожелал лично встретить православную делегацию с ковчегом. Ну, а там, где Путин, как известно, там только своя (то есть, его лично проверенная) пишущая и снимающая братия.

Напрасно торопились днем в четверг верующие к Новодевичьему монастырю, присутствовать на церемонии внесения туда Пояса. Спокойно могли бы посидеть дома лишних три — четыре часа, а не мерзнуть на холодном резком ветру у долгих подступов к храму. Как не торопился в Пулково премьер, выполняя свой дневной план по встречам и совещаниям в Петербурге.

Похоже, специально для него священнослужители организовали молебен в одном из помещений аэропорта. Премьер с первых дней во власти (то есть, с конца 1990-х годов, после переезда в Москву) демонстрирует свою набожность. Служба, затем непродолжительная беседа пока ещё второго человека в России с деятелями церкви. И короткий брифинг.

Поинтересовалась у коллеги из правительственного пула: что такого важного сказал Владимир Владимирович журналистам? «Да как обычно, — ответил тот, — одни декларации о скором наступлении коммунизма. Нам главное было — картинку с ним „взять“. Добавим пару цитат из недавнего доклада на форуме „Единой России“, и — в эфир».

В очереди за скандалом

С 15 часов четверга я заняла место в бесконечной, как показалось, очереди у Новодевичьего монастыря. В отличие от ночной, она была гораздо длиннее, шире (занят весь тротуар и часть мостовой) и более «нервная». Устав от долгого ожидания, замерзшие, проголодавшиеся люди с напряжением поглядывали по сторонам: никто не пристроился, случаем, в расписанную по номерам (как когда-то за дефицитным товаром!) толпу?

«У вас какой номер? — Спросила у меня миловидная пожилая дама. Я к этому времени стояла, почти не дыша, зажатая с одной стороны группой молодых паломников с младенцами на руках и без оных, с двух других — мрачными бабульками, что-то непрерывно бубнящими себе под нос. Непонимающе объясняю, что просто пришла, спросила, кто последний, встала, жду, как все. А что не так? «Миловидная» истерично засмеялась: «И кто ж вас Туда (в монастырь — авт.) пустит? Номер предъявите!».

Пожала плечами, продолжаю стоять, не вступая в перепалку. Что за ерунда, думаю, какие ещё номера. «Нет, вы посмотрите на неё, делает вид, что не слышит», — выкрикивает, показывая на меня пальцем и обращаясь к толпе, другая тетка, стоящая сзади метрах в пяти. «Да вы позже меня пришли», — не выдерживаю, отвечаю. — «Кто — я? А ты знаешь, что у меня внук больной? Я из области приехала. Да ты…», - тетка активно втягивает меня в скандал.

Достаю журналистское удостоверение. Объясняю: я по делам службы. «Ха, по работе она! — не унимается „областная“. — Знаем мы вас, напишите, как же». Она выкрикивает ещё что-то резкое, неприятное, надуманное. Но я не разбираю её слов, я уже далеко.

Мне уже не хочется ни стоять вместе с земляками, ожидая своей очереди входа в храм, ни лицезреть внесения туда заветного золоченного ковчега, ни даже преклониться — прости, Господи! — перед реликвией. По крайней мере, сейчас.

Может быть, завтра, с первыми лучами скудного осененного солнца, приду сюда вновь. Храм открывают в 6 утра. Я войду, наверное, не одна, с другими православными, молча преклоню колена у столика с Поясом. О чем буду просить Богородицу? О личном. А также о том, чтобы помогла Она вернуть на землю русскую мир и покой. И — самоуважение.

Из досье «СП»

Пояс Пресвятой Богородицы — христианская реликвия, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. Одно из немногих реальных свидетельств пребывания Её на Земле. В честь данной реликвии в Православной церкви установлено празднование «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершаемое 31 августа по юлианскому календарю.

Предание из Менологии Василия II рассказывает, что пояс и риза Богородицы перед её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали эти реликвии из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395—408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь.

Ковчег был вскрыт при императоре Льве VI (886—912 годы) и нашли Пояс, опечатанный золотым хрисовулом императора Аркадия, содержащим точную дату его положения — 31 августа.

Считается, что Пояс помогает страждущим в рождении детей, а также избавлении от разных недугов. В России он пробудет месяц. Побывает в 12 городах. Последний город, где с ним встретятся — Москва, конец ноября.

Санкт-Петербург

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня