«В системе российского высшего и среднего профессионального образования грядут очередные изменения. Президент РФ Дмитрий Медведев на днях подписал новый закон, который меняет порядок поступления в российские вузы.
Как сообщает «Российская газета», речь идет о принятии федерального закона № 318-ФЗ, который существенно корректирует действующее ныне законодательство. В частности, этот документ содержит поправки, касающиеся правил приема в колледжи, техникумы и вузы, а также льгот абитуриентам, стипендий и финансирования негосударственных образовательных учреждений (НОУ).
1 февраля 2012 года данный нормативно-правовой акт вступит в силу. Что же изменится для будущих абитуриентов после этого?
Прежде всего, новый закон заметно урезает возможности так называемых льготников, имеющих право на зачисление в вуз вне конкурса.
Напомним, закон в данном случае распространяется на победителей всероссийских и вузовских предметных олимпиад, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, которым не противопоказано обучение в вузе. Подпадают под него и молодые люди в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если средний доход семьи ниже величины прожиточного минимума, а также граждане, проходившие и проходящие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в вооруженных силах РФ.
Таким абитуриентам отныне запрещено пользоваться льготами при одновременном поступлении сразу в несколько вузов. То есть, если ранее они могли подавать документы в пять вузов, при этом в каждом из них — на три специальности, то теперь они это также вправе сделать, но положенную льготу им учтут лишь в одном случае. В остальных четырех вузах им придется проходить конкурс на общих основаниях.
Как отмечается в комментарии к закону, эти ограничения активно поддерживают ректоры. Раньше абитуриенты, обладающие правом на зачисление вне конкурса, занимали верхние строчки в рейтингах престижных вузов, но не приносили документы. Из-за этого другие сильные абитуриенты были вынуждены поступать в другие учебные заведения.
«В МГУ была ситуация, когда на один факультет от олимпиадников было подано заявок в три раза больше, чем от всех остальных поступающих, — рассказал журналистам ректор МГУ им. Ломоносова, председатель Союза ректоров России Виктор Садовничий. — Потом они отсеялись, а хорошие и сильные бюджетники, причем из регионов, со 100 баллами ЕГЭ ждали одного места».
Садовничий согласен с тем, что дипломанты олимпиад должны иметь льготы на поступление только в один вуз.
Абитуриенту-льготнику, чтобы стать студентом, достаточно сдать три ЕГЭ чуть выше порога, объявленного приемной комиссией, и документально подтвердить свое право на внеконкурсное зачисление.
Так, к примеру, если на факультете «Лечебное дело» Российского государственного медицинского университета от «простого смертного» абитуриента требуется 220 баллов и выше, то поступающим «со справкой» достаточно иметь чуть более 110 баллов по сумме трех сданных экзаменов, уточняет РИА «Новости».
За последние два года количество лиц, поступающих в вузы на льготных основаниях, значительно возросло. А абитуриенты с достаточно высоким баллом по ЕГЭ, у которых никаких льгот нет, оказались в проигрыше: их шансы поступить на бюджет свелись практически к нулю.
«Я очень хотела поступить в Санкт-Петербургский институт Кино и Телевидения на массовые коммуникации (СПбГУКиТ). По моему мнению, это был самый хороший выбор. Общалась с ректором, очень приятный человек, рассказал, что в прошлом году было 224 балла, в принципе, мне хватало для прохода на бюджет. Теперь, смотря списки, из которых на 15 бюджетных мест 14 льготников плюс один целевик… мне просто страшно! И баллы у них…130! Очень обидно за себя и за ребят, которые также не поступили туда», — цитирует РИА абитуриентку лета 2010-го, которая делится своими переживаниями в социальной сети «Вконтакте».
Оказавшиеся за бортом тогда направили обращение к руководству страны и Минобразнауки, с котором отмечалось:
«Нынешнюю ситуацию в российских вузах можно охарактеризовать как весьма драматичную. Проблема занятых льготными категориями абитуриентов бюджетных мест и исключение из конкурса абитуриентов с высокими баллами, но не имеющих льгот, в настоящее время является очень актуальной и от ее решения зависит не только судьба выпускников школ. Все это, несомненно, является поводом для обсуждения и последующего внесения поправок в соответствующее законодательство».
Что ж, поправки, наконец, внесены. Но они опять-таки устраивают не всех.
Эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев считает, что новые правила «ударят» по талантливым детям:
— Делается все для того, чтобы ЕГЭ был единственным эталоном оценки таланта. Я думаю, это основное объяснение последних изменений. Потому что когда единый госэкзамен принимали в 2007 году, выдали альтернативу: детям-победителям олимпиад разрешили поступать на льготных основаниях. Теперь их отодвигают в сторону. ЕГЭ, как таковой, фактически отметает наиболее талантливых детей.
«СП»: — Но поправки касаются всех категорий льготников.
— Я не говорю про остальные категории, я говорю, прежде всего, о тех потерях, которые может понести наша страна из-за этих решений.
«СП»: — Могли бы пояснить: какие потери, если один раз все же можно поступить вне конкурса?
— Знаете, что может получиться: «олимпиадников», и именно талантливых, может быть столько, что бюджетных мест не хватит. Поэтому они вынуждены будут идти в другие вузы с тем же самым ЕГЭ. А всем известно, что для талантливых ребят ЕГЭ, как правило, является очень тяжелым испытанием, и не всегда призеры олимпиад имеют слишком высокие баллы по нему. Потом, учтите, ЕГЭ — это же коррупционная система изначально. Мы же все прекрасно понимаем, что это не столько критерий оценки ученика, сколько критерий оценки деятельности губернатора, исполнительной власти. ЕГЭ у нас сейчас везде на первом месте, олимпиады — на втором. Хотя олимпиада — это проявление именно творческого потенциала, а ЕГЭ — это банальное натаскивание, зубрежка или просто подлог.
«СП»: — Вы опасаетесь, что перемены отразятся на престиже олимпиад?
— Безусловно. Потому что это ущемление прав людей, которые участвуют в олимпиадах, проявляют на протяжении многих лет свой талант. А что ЕГЭшники? Приведу пример: МИФИ — прекрасный институт (сейчас он называется национальный исследовательский центр), так вот, в течение первого курса там студентов приходится, что называется, доводить «до ума», а потом ректор приходит к министру Фурсенко и говорит: «Продлите хотя бы на полгода программу обучения, потому что мы не успеваем». Но, простите, это же ядерщики. Если у нас атомная промышленность в приоритете, туда уже специалисты требуются. А что мы будем иметь с такими ЕГЭшными специалистами на выходе? Это очень опасные игры, но, такое впечатление, что Минобразнауки даже не осознает этого.
«СП»: — Как быть с тем, что ректоры вузов новые правила как раз поддерживают?
— Видите ли, в чем дело: как говорят в Одессе, это две большие разницы. Одно дело неудобство для вузов, другое — для страны. Скажите, пожалуйста, — ректоры обиделись на «олимпиадников». А почему не просчитали раньше? Ведь все эти проблемы еще тогда могли выскочить. Теперь все схватились за голову. А выглядит все, как просто обида на этих ребят, которые вот взяли и не пришли к ним в вуз: что ж, давайте мы их накажем.
«СП»: — А все ли победители олимпиад победили честно?
— Вопрос честности в наш коррупционный век остается всегда открытым. Но олимпиада, как конкурсный проект, дает гораздо больше эффекта именно своим содержанием, нежели содержание того же самого ЕГЭ, который, вообще говоря, не дает ничего для творческой личности. Натаскивание — это убиение и учителя, и ученика.
Новый федеральный закон предусматривает еще одно нововведение — появление бюджетных мест в негосударственных вузах.
Аккредитованным государством учебным заведениям отныне устанавливаются контрольные цифры приема. Вместе с ними вводится фактический госзаказ на специалистов, который будут получать «лучшие» учебные заведения.
Студенты, обучающиеся в негосударственных ВУЗах, техникумах и колледжах, будут получать одинаковую стипендию с учащимися в государственных, — независимо от источника финансирования. «Платников» это, правда, не касается.
— Это просто смешно, — говорит Сергеев. — Система негосударственных вузов распалась после того, как было введено ЕГЭ: тогда все сразу бросились на бюджетные места в государственные вузы. Раньше НОУ подпитывались в основном за счет тех, кто не прошел на бесплатные места в государственные вузы. Сейчас там контингент резко упал. Я бы даже сказал, что система НОУ дала крен и скоро опрокинется.
«СП»: — Тем не менее, негосударственным вузам обещают финансовую поддержку?
— Ну, да. Дают деньги, вроде как под госзаказ. Но негосударственные вузы — это, прежде всего, вузы гуманитарного плана. Они готовят экономистов, юристов… Не знаю даже, учителей готовят или нет? А у нас сейчас дефицит инженеров, техников, технологов — людей созидательных специальностей. Их в негосударственных вузах не готовят, потому что подготовка таких специалистов требует гигантской инфраструктуры, которой там нет.
«СП»: — Тогда в чем же смысл?
— Мне кажется, что это всего лишь попытка спасения негосударственных вузов, которые начали гибнуть, что называется, на корню. Спасения, но, так сказать, уже вслед уходящему поезду. Потому что уже три года идет их разрушение системой ЕГЭ, и так будет продолжаться и дальше. Так что все эти потуги целевым образом подготовить каких-то специалистов — все это как-то несерьезно. Ну, не готовят у нас в негосударственных вузах ни электронщиков, ни химиков, ни металлургов. А экономисты и юристы — они сейчас не востребованы.
Государственным и негосударственным вузам пора уже прекратить выяснять отношения и задуматься о национальном образовании, считает исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов РФ Валерий Капустин:
— Мы постоянно выясняем отношения вместо того, чтобы думать о национальном образовании, которое с каждым годом все проседает и проседает. Проблема, прежде всего, в том, что внутри российского образования не хватает таких элементарных вещей, как конкуренция вузов. Ну, скажем, бюджетные деньги ничуть не стимулировали государственные вузы на развитие, а скорее консервировали их статус-кво. А в современном мире даже для того, чтобы стоять, надо очень быстро бежать вперед. Поэтому принятие этого закона направлено, прежде всего, на пользу всего национального образования. Он даже больше нужен не нам, а государственным вузам, поскольку негосударственные вузы более гибкие и более пластичные. И следующий шаг, скорей всего, будет связан с принятием критериев отбора. И эти критерии, я думаю, будут достаточно высокие. А дальше посмотрим, у кого хватит потенциала выйти на уровень этих критериев.
«СП»: — Вы имеете в виду критерии отбора для получения бюджетных денег?
— Да. Должны быть определенные правила, и эти правила должны быть всеобщими для любого образовательного учреждения, независимо от формы учредительства или собственности. Ведь и там, и там учатся российские граждане, которые исправно платят налоги.
«СП»: — Это поможет поддержать негосударственные вузы?
— Особой такой поддержки не будет. Потому что все-таки профиль негосударственного образования — социально-гуманитарный, а бюджетные места, прежде всего, будут даваться на инженерные направления, на специалистов, которых сейчас не хватает в стране. Поэтому там же в законе есть цифры, что это не более 40 вузов, что даже меньше одного процента. Но, знаете, многие негосударственные вузы, в принципе, и не стремятся к этому.
«СП»: — Почему?
— У нас не было единого мнения по поводу этого закона. Мы можем получить бюджетные деньги, а значит, мы должны отчитываться перед казначейством каждый год. Ведь государственные вузы отчитываются дважды: по окончанию учебного года и по окончанию календарного года. А это, значит, что выпадает огромный кусок времени. Так вот, с одной стороны, можно получить какую-то дотацию от государства, в виде этих же бюджетных денег, но, с другой, — потерять некие степени свободы. Поэтому негосударственные вузы стараются находить другие варианты.
Фото: ИТАР-ТАСС