18+
воскресенье, 11 декабря
Общество

Челябинский омбудсмен оглох от военных

Гражданский суд решает, где базироваться бомбардировщикам

  
31

Новый оборот принял давний скандал между военными и местными жителями в Челябинске. Суть конфликта: в поселке Шагол, почти в черте огромного города, расположен аэродром, на котором с недавнего времени дислоцированы фронтовые бомбардировщики Су-24. Когда начинаются полеты, шум реактивных двигателей, как утверждают горожане, такой, что стекла дрожат в квартирах и разговаривать невозможно, не то что спать.

27 февраля уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов опубликовал в своем блоге письмо ректора Челябинской государственной медицинской академии Ильи Долгушина, который предоставил информацию об уровнях шума от авиационных двигателей в разных районах города.

40 Децибел — обычная речь

65- громкий разговор

80 — крик, мотоцикл с глушителем

100 — оркестр, раскаты грома

130 — Болевой порог

При уровнях звука свыше 160 децибел — возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких

Больше 200 — смерть

Выяснилось, что шумы в отдельных районах превышают нормативы на 28−29 децибел. А в некоторых местах уровень шума составляет до 78−83 децибел на территории жилых домов и до 87−88 децибел на территории детских садов. В письме сказано, что «Существует зависимость между заболеваемостью центральной нервной системы и сердечнососудистой системой, уровнями шума и длительностью проживания в шумных городских условиях. Рост общей заболеваемости населения отмечается после 10 лет проживания при постоянном шумовом воздействии с интенсивностью в 70 дБА и выше». Кроме того, «Измеренные параметры уровней шума… могут оказать неблагоприятное воздействие на проживающее население близлежащих домов и на течение учебного и воспитательного процесса детей и подростков». Заканчивается письмо рекомендацией перенести полеты самолетов за пределы территории жилого фонда г. Челябинска.

Словом, ситуация почти такая же, как в Воронеже, где у военных летчиков точно такой же конфликт с горожанами. В октябре 2011 «Свободная пресса» писала о жителях Воронежа, подавших в суд на Министерство обороны России за то, что оно в километре от города создало крупнейшую авиационную базу России на аэродроме «Балтимор». Дислоцированы там, в основном, тоже весьма шумные фронтовые бомбардировщики Су-24 и новейшие Су-34. Авиабаза создает такой грохот, что и в Воронеже серьезно нарушена повседневная жизнь горожан.

О схожести проблем Челябинска и Воронежа было известно уже тогда. Но в той статье мы черезчур оптимистично написали, что в Челябинске решение найдено. Осенью 2011 появилось сообщение, будто губернатор Челябинской области Михаил Юревич нашел альтернативный вариант размещения авиабазы бомбардировщиков. Он предложил перевести летчиков на аэродром в Троицком районе, ныне почти не использующийся. Вариант, вроде бы, понравился министру обороны Анатолию Сердюкову. Глава военного ведомства приказал ВВС «проработать вопрос». Те, очевидно, «проработали». Итог — все осталось как было.

Нынешняя публикация уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Севастьянова уже вызвала самые разные противоречивые отклики, как в самом Челябинске, так и в центральной России. Например, корреспондент ИА Uralpress отмечает, что военные внесли уже пять поправок в инструкцию по производству полетов на аэродроме Шагол. В частности, круг полетов был поднят с высоты 500 до 1500 метров. О том, как полеты реактивных самолетов влияют на повседневную жизнь в Челябинске, рассказывает один из его жителей:

— У нас в городе раньше было Высшее военное авиационное училище штурманов, которое расформировали. А примерно год назад мы почувствовали, чем для нас оборачивается решение разместить на освободившемся аэродроме крупную базу наших ВВС. Над городом начали летать другие самолеты — звук двигателя такой, словно в метре от тебя работает трактор.

«СП»: — Это сильно мешает повседневной жизни?

— Судите сами: лето, окна открыты, у нас на работе совещание. Приближается самолет и мы перестаем друг друга слышать. Надо пережидать пока бомбардировщик взлетит или сядет. Но это при том, что я работаю в центре города. А те люди, которые живут на северо-западе Челябинска, в непосредственной близости от авиабазы, готовы вообще чуть ли не стреляться: ведь самолеты заходят на посадку и снижаются прямо над их головами.

«СП»: — Нельзя организовать взлеты и посадки другими курсами?

— Военные специально собирали журналистов и объясняли, что траекторию изменить невозможно. Возникло ощущение, что мы живем не в миллионном городе, а в каком-то военном городке в условиях военного времени. Кроме того, есть подозрение, что эти самолеты старые. Мало того, что постоянно шумят над нами, так могут еще и упасть. Как это случилось 13 февраля в 90 километрах от Челябинска, в Курганской области. Там разбился Су-24, который взлетел именно с нашего Шагола.

«СП»: — Военные утверждают, что для комфорта жителей теперь круг полетов поднят с высоты 500 на 1500 метров. Это заметно?

— Когда самолеты только начинали летать, шума действительно было больше. Но он все равно очень сильный.

Ситуацию комментирует уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов:

«СП»: — Почему с самого начала не было предусмотрено, что шум двигателей самолетов с авиабазы будет мешать жителям Челябинска?

— Решение принимал министр обороны и федеральные органы власти, поэтому я на этот вопрос ответить не могу. Считаю, что конечно, это неправильно. Во-первых, не была проведена процедура согласования этого решения с местным сообществом. Не было ни обсуждения, ни опроса — с самого начала возник конфликт интересов. Во-вторых, у нас есть техническое заключение, что при внезапном отказе двигателей на такой высоте Су-24 сможет пролететь над городом только 2−3 километра. А жилые кварталы тянутся на 17 километров. В-третьих, мы получили медицинское заключение экспертов, где указано, что шумы самолетов вредят здоровью детей.

«СП»: — В ответ на публикацию вами результатов медицинской экспертизы о воздействии шумов от самолетов в прессе уже появились статьи, в которых утверждается, будто вы проводили замеры в то время, когда полеты самолетов не осуществлялись в принципе, но зато двигались трамваи.

— Это просто бред. Во-первых, замеры официально осуществлялись Роспотребнадзором. Во-вторых, движение трамвая не создает такого уровня шумов, которое зафиксировано. В-третьих, управление гражданской защиты и Роспотребнадзор провел такое же исследование с участием военных и постановил, что есть нарушения. Эти протоколы переданы в Челябинскую государственную медицинскую академию. На их основании ректор подготовил ответ, суть которого вам известна. Военным просто нечего возразить по существу, поэтому они начинают говорить: или мирное небо над головой или развал армии. То есть политотдел хорошо работает.

«СП»: — Как обстоят дела со звучавшей прошлой осенью идеей переноса базы на аэродром в Троицком районе Челябинской области?

— С тех пор ничего не сдвинулось. Представители Министерства обороны в устных беседах говорят, что это стоит миллиард рублей. Мы все равно настаиваем на переносе. Кроме того, сейчас идет суд. Все необходимые документы запрошены, экспертизы проводятся. У нас хорошая перспектива выиграть судебный процесс.

«СП»: — Что произойдет, если вы выиграете?

— Другая сторона будет вынуждена прекратить деятельность, приносящую вред жителям города, и подыскивать себе новое место.

«СП»: — Ваш случай сильно напоминает ситуацию в Воронеже. Вы как-то координируете свои действия?

— Да, случаи почти идентичны, и сейчас мы начинаем сотрудничать с юристами оттуда.

Официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик отказался комментировать ситуацию с аэродромом Шагол. Зато своим мнением из Челябинска рискнул поделиться заместитель командира авиабазы по работе с личным составом гвардии полковник Александр Шкребтий:

— Мы, офицеры, выполняем приказы. Приказали летать с этого аэродрома — летаем. У жителей города, разумеется, свои интересы. Но я считаю: для любого русского человека с древнейших времен было истинным, что «народ и армия едины». Теперь в Челябинске, выходит, мы пришли к тому, что так считает не каждый.

«СП»: — Но ведь жители Челябинска не против укрепления армии, они лишь хотят, чтобы это происходило не в ущерб их интересам.

— Хорошо, но почему омбудсмен не поднимает проблему железной дороги, которая проходит крест-накрест через весь город? Ведь от нее грохота гораздо больше. Когда производили замер шумов от пролетающих самолетов, параллельно замерили и шумы поездов. Просто не всем выгодно об этом говорить. И еще: из полуторамиллионного Челябинска (по переписи население Челябинска 1 млн 130 тыс. человек — ред.) в суде только три жалобы. В суде представитель Министерства обороны обратил внимание на места проживания людей, их подавших. Выяснилось, что те живут очень далеко от аэродрома и возникающий шумовой эффект никак не может влиять на их здоровье. Мы отвечаем за свои слова и поступки вплоть до уголовного наказания. А чем отвечают те, которые поднимают этот шум?

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня