Общество

Челябинский омбудсмен оглох от военных

Гражданский суд решает, где базироваться бомбардировщикам

  
34

Новый оборот принял давний скандал между военными и местными жителями в Челябинске. Суть конфликта: в поселке Шагол, почти в черте огромного города, расположен аэродром, на котором с недавнего времени дислоцированы фронтовые бомбардировщики Су-24. Когда начинаются полеты, шум реактивных двигателей, как утверждают горожане, такой, что стекла дрожат в квартирах и разговаривать невозможно, не то что спать.

27 февраля уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов опубликовал в своем блоге письмо ректора Челябинской государственной медицинской академии Ильи Долгушина, который предоставил информацию об уровнях шума от авиационных двигателей в разных районах города.

40 Децибел — обычная речь

65- громкий разговор

80 — крик, мотоцикл с глушителем

100 — оркестр, раскаты грома

130 — Болевой порог

При уровнях звука свыше 160 децибел — возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких

Больше 200 — смерть

Выяснилось, что шумы в отдельных районах превышают нормативы на 28−29 децибел. А в некоторых местах уровень шума составляет до 78−83 децибел на территории жилых домов и до 87−88 децибел на территории детских садов. В письме сказано, что «Существует зависимость между заболеваемостью центральной нервной системы и сердечнососудистой системой, уровнями шума и длительностью проживания в шумных городских условиях. Рост общей заболеваемости населения отмечается после 10 лет проживания при постоянном шумовом воздействии с интенсивностью в 70 дБА и выше». Кроме того, «Измеренные параметры уровней шума… могут оказать неблагоприятное воздействие на проживающее население близлежащих домов и на течение учебного и воспитательного процесса детей и подростков». Заканчивается письмо рекомендацией перенести полеты самолетов за пределы территории жилого фонда г. Челябинска.

Словом, ситуация почти такая же, как в Воронеже, где у военных летчиков точно такой же конфликт с горожанами. В октябре 2011 «Свободная пресса» писала о жителях Воронежа, подавших в суд на Министерство обороны России за то, что оно в километре от города создало крупнейшую авиационную базу России на аэродроме «Балтимор». Дислоцированы там, в основном, тоже весьма шумные фронтовые бомбардировщики Су-24 и новейшие Су-34. Авиабаза создает такой грохот, что и в Воронеже серьезно нарушена повседневная жизнь горожан.

О схожести проблем Челябинска и Воронежа было известно уже тогда. Но в той статье мы черезчур оптимистично написали, что в Челябинске решение найдено. Осенью 2011 появилось сообщение, будто губернатор Челябинской области Михаил Юревич нашел альтернативный вариант размещения авиабазы бомбардировщиков. Он предложил перевести летчиков на аэродром в Троицком районе, ныне почти не использующийся. Вариант, вроде бы, понравился министру обороны Анатолию Сердюкову. Глава военного ведомства приказал ВВС «проработать вопрос». Те, очевидно, «проработали». Итог — все осталось как было.

Нынешняя публикация уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Севастьянова уже вызвала самые разные противоречивые отклики, как в самом Челябинске, так и в центральной России. Например, корреспондент ИА Uralpress отмечает, что военные внесли уже пять поправок в инструкцию по производству полетов на аэродроме Шагол. В частности, круг полетов был поднят с высоты 500 до 1500 метров. О том, как полеты реактивных самолетов влияют на повседневную жизнь в Челябинске, рассказывает один из его жителей:

— У нас в городе раньше было Высшее военное авиационное училище штурманов, которое расформировали. А примерно год назад мы почувствовали, чем для нас оборачивается решение разместить на освободившемся аэродроме крупную базу наших ВВС. Над городом начали летать другие самолеты — звук двигателя такой, словно в метре от тебя работает трактор.

«СП»: — Это сильно мешает повседневной жизни?

— Судите сами: лето, окна открыты, у нас на работе совещание. Приближается самолет и мы перестаем друг друга слышать. Надо пережидать пока бомбардировщик взлетит или сядет. Но это при том, что я работаю в центре города. А те люди, которые живут на северо-западе Челябинска, в непосредственной близости от авиабазы, готовы вообще чуть ли не стреляться: ведь самолеты заходят на посадку и снижаются прямо над их головами.

«СП»: — Нельзя организовать взлеты и посадки другими курсами?

— Военные специально собирали журналистов и объясняли, что траекторию изменить невозможно. Возникло ощущение, что мы живем не в миллионном городе, а в каком-то военном городке в условиях военного времени. Кроме того, есть подозрение, что эти самолеты старые. Мало того, что постоянно шумят над нами, так могут еще и упасть. Как это случилось 13 февраля в 90 километрах от Челябинска, в Курганской области. Там разбился Су-24, который взлетел именно с нашего Шагола.

«СП»: — Военные утверждают, что для комфорта жителей теперь круг полетов поднят с высоты 500 на 1500 метров. Это заметно?

— Когда самолеты только начинали летать, шума действительно было больше. Но он все равно очень сильный.

Ситуацию комментирует уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов:

«СП»: — Почему с самого начала не было предусмотрено, что шум двигателей самолетов с авиабазы будет мешать жителям Челябинска?

— Решение принимал министр обороны и федеральные органы власти, поэтому я на этот вопрос ответить не могу. Считаю, что конечно, это неправильно. Во-первых, не была проведена процедура согласования этого решения с местным сообществом. Не было ни обсуждения, ни опроса — с самого начала возник конфликт интересов. Во-вторых, у нас есть техническое заключение, что при внезапном отказе двигателей на такой высоте Су-24 сможет пролететь над городом только 2−3 километра. А жилые кварталы тянутся на 17 километров. В-третьих, мы получили медицинское заключение экспертов, где указано, что шумы самолетов вредят здоровью детей.

«СП»: — В ответ на публикацию вами результатов медицинской экспертизы о воздействии шумов от самолетов в прессе уже появились статьи, в которых утверждается, будто вы проводили замеры в то время, когда полеты самолетов не осуществлялись в принципе, но зато двигались трамваи.

— Это просто бред. Во-первых, замеры официально осуществлялись Роспотребнадзором. Во-вторых, движение трамвая не создает такого уровня шумов, которое зафиксировано. В-третьих, управление гражданской защиты и Роспотребнадзор провел такое же исследование с участием военных и постановил, что есть нарушения. Эти протоколы переданы в Челябинскую государственную медицинскую академию. На их основании ректор подготовил ответ, суть которого вам известна. Военным просто нечего возразить по существу, поэтому они начинают говорить: или мирное небо над головой или развал армии. То есть политотдел хорошо работает.

«СП»: — Как обстоят дела со звучавшей прошлой осенью идеей переноса базы на аэродром в Троицком районе Челябинской области?

— С тех пор ничего не сдвинулось. Представители Министерства обороны в устных беседах говорят, что это стоит миллиард рублей. Мы все равно настаиваем на переносе. Кроме того, сейчас идет суд. Все необходимые документы запрошены, экспертизы проводятся. У нас хорошая перспектива выиграть судебный процесс.

«СП»: — Что произойдет, если вы выиграете?

— Другая сторона будет вынуждена прекратить деятельность, приносящую вред жителям города, и подыскивать себе новое место.

«СП»: — Ваш случай сильно напоминает ситуацию в Воронеже. Вы как-то координируете свои действия?

— Да, случаи почти идентичны, и сейчас мы начинаем сотрудничать с юристами оттуда.

Официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик отказался комментировать ситуацию с аэродромом Шагол. Зато своим мнением из Челябинска рискнул поделиться заместитель командира авиабазы по работе с личным составом гвардии полковник Александр Шкребтий:

— Мы, офицеры, выполняем приказы. Приказали летать с этого аэродрома — летаем. У жителей города, разумеется, свои интересы. Но я считаю: для любого русского человека с древнейших времен было истинным, что «народ и армия едины». Теперь в Челябинске, выходит, мы пришли к тому, что так считает не каждый.

«СП»: — Но ведь жители Челябинска не против укрепления армии, они лишь хотят, чтобы это происходило не в ущерб их интересам.

— Хорошо, но почему омбудсмен не поднимает проблему железной дороги, которая проходит крест-накрест через весь город? Ведь от нее грохота гораздо больше. Когда производили замер шумов от пролетающих самолетов, параллельно замерили и шумы поездов. Просто не всем выгодно об этом говорить. И еще: из полуторамиллионного Челябинска (по переписи население Челябинска 1 млн 130 тыс. человек — ред.) в суде только три жалобы. В суде представитель Министерства обороны обратил внимание на места проживания людей, их подавших. Выяснилось, что те живут очень далеко от аэродрома и возникающий шумовой эффект никак не может влиять на их здоровье. Мы отвечаем за свои слова и поступки вплоть до уголовного наказания. А чем отвечают те, которые поднимают этот шум?

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня