18+
вторник, 6 декабря
Общество

Госдума облегчит жизнь таксистам

Только в Москве нелегальные таксисты зарабатывают до миллиарда долларов в год. Как контролировать этот рынок?

  
20

Во вторник, 20 марта, стало известно, что 10 апреля Государственная Дума намерена рассмотреть поправки во вступивший в силу 1 сентября 2011 года федеральный закон № 69, который принято называть законом о такси. Он существенно осложнил жизнь не только «бомбилам», но и тем, кто вполне официально занимается такими перевозками. Закон обязал их работать на машинах, оснащенных профессиональной атрибутикой («шашечками» на бортах и фонарями на крышах), иметь таксометры, выдавать кассовые чеки, проходить техосмотр один раз в шесть месяцев и получать лицензию. Нововведения вызвали протест у многих водителей.

Новый законопроект подготовили на основании предложений первого всероссийского съезда таксистов, прошедшего в столице 3 августа 2011 года.

Один из создателей закона о такси исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников признаёт:

— Изменения внести необходимо. В Москве лицензии начали выдавать ещё в июле. Механизм выдачи был несложным: документов требовалось немного, оплата не взималась, оформление можно было осуществить через интернет. Но не во всех регионах избрали этот путь: требовали по 23 документа и оплату. Перевозчики возмущались. В ряде регионов не выдержали сроки, разрешения стали выдавать не с сентября, а с декабря. В том числе и поэтому возникла необходимость поднастроить этот закон — упростить схему выдачи документов.

Нужно урегулировать и вопрос с использованием таксометров. В России — огромное количество малых городов, в которых тариф на проезд в такси не зависит от расстояния: 70 или 100 рублей в любой конец. Устанавливать там таксометры, которые будут вводить в заблуждение пассажиров, пожалуй, не следует.

«СП»: — Что изменилось после принятого в прошлом году закона о такси? Стало ли меньше «бомбил»? Повысились ли цены на проезд?

— Повышение цен не связано с законом: растёт стоимость бензина, запчастей, ремонта. А борьбу с нелегальным извозом, к сожалению, никто так и не ведет. С 1 сентября сотрудники ГИБДД обязаны усилить контроль за такими перевозками. Только за ними закон закрепляет право останавливать транспортные средства и накладывать на водителей штрафы в размере пяти тысяч рублей за нелегальный извоз. Почему этого не произошло? Об этом нужно спросить у руководства ГИБДД.

Председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин согласен с необходимостью корректировки закона, но считает, что изменения не решат одну из главных проблем перевозчиков:

— Водителям легче станет получить работу. А вот требуемые ежедневные технические осмотры автомашин и медицинские осмотры огромного числа таксистов осуществить практически невозможно. Просто некому это делать. Особенно в маленьких городах.

«СП»: — Как исполняют эти требования крупные перевозчики?

— Им проще — покупают услуги оптом. Сажают в своих фирмах специалистов, и те делают, всё, что нужно.

«СП»: — Как отразилось принятие в прошлом году закона на водителях такси в регионах?

— Они растерялись. Местные власти принялись усложнять процедуру получения разрешений на перевозки. В некоторых местах за лицензию требовали 11 тысяч рублей.

«СП»: — Количество перевозчиков сократилось?

— Практически нет, людям нужна работа.

«СП»: — Возможно, закон недоработан?

— Цель преследовалась благая. Но разработчикам закона прежде следовало детально изучить ситуацию на рынке таксомоторных перевозок. Похоже, они вовсе этим не занимались. Не пригласили представителей экспертных сообществ. Не до конца представляли, что создают.

Водитель такси официальной компании из Воронежа Алексей говорит, что он и его коллеги очень ждали закона о такси:

— Не особенно надеялись, что он избавит от «бомбил», но думали, что хотя бы остепенит их и не позволит задирать цены. Не тут-то было — они вовсе страх потеряли. Стоят на самых «хлебных» местах — припарковаться невозможно! Всё у них схвачено, за всё заплачено. А ведь многие ездят пьяными, обкуренными и обколотыми… Гибэдэдэшники не обращают на это никакого внимания.

Как получают работу таксисты в других странах? Сталкиваются ли они с трудностями?

В Германии стать водителем такси может любой гражданин, прошедший профессиональный экзамен, во время которого проверяются картографические знания и ориентирования на местности.

Разрешение на занятие извозом выдают земельные учреждения по делам граждан и порядку. Там необходимо ответить на вопрос, главной ли будет эта работа.

Индивидуальный таксист платит налоги: НДС, налог на собственное предприятие, подоходный налог и налог на автомобили.

Владельцы фирм обязаны предъявлять список водителей со справками из страховых компаний о выплате социальных отчислений за каждого из них.

В Бельгии для того, чтобы стать таксистом необходимо пройти специальные курсы, сдать теоретические и практические экзамены и получить свидетельство.

Корпоративные такси оснащены аппаратурой GPS, позволяющей диспетчерам обеспечивать время прибытия машины до минуты. Таксисты-частники серьёзно проигрывают им.

В Южной Корее индивидуальных таксистов немного, хотя процедура получения лицензии несложная: необходимо сдать один экзамен и пройти короткие формальности. Однако для того, чтобы стать частником нужно минимум три года безаварийно проработать в фирме.

К тому же, индивидуальные таксисты лишены заказов, поступающих от диспетчеров, поэтому клиентов приходится искать на улицах.

Тарифы на проезд в такси в столице страны — Сеуле, невысокие: за 25 долларов можно уехать из одного конца города в другой. Но высокого дохода таксисты не получают из-за существующей в стране системы налогов: чем выше прибыль, тем выше налог.

Похоже, особых проблем с получением разрешений на работу в названных странах не имеется. И проблема «бомбил» отсутствует. Ведь удалось же там сделать этот бизнес цивилизованным.

Справка «СП»

По данным межрегионального некоммерческого партнерства «Лига такси», в столице по лицензии действуют всего 13200 водителей. Между тем, всего на улицах столицы перевозки пассажиров за плату осуществляют приблизительно 40000−50000 тысяч легковых автомобилей. В Санкт-Петербурге — 4000 из 15000.

Штрафы за нелегальный извоз для индивидуальных предпринимателей составляют лишь 5000 рублей.

Согласно данным из других источников, за один год «нелегалы» зарабатывают в столице 1 миллиард долларов.

Фото: ИТАР-ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня