Общество

Фурсенко считает, что в России слишком много ВУЗов

Министр образования и науки выступил с очередной идеей «оптимизации»

  
304

Один из самых нелюбимых народом министров путинского правительства руководитель Минобрнауки Андрей Фурсенко высказался за «оптимизацию количества ВУЗов».

По его словам за пять лет количество выпускников школ в России уменьшилось почти вдвое — с 1,4 миллиона до 730 тысяч. Такой уровень числа 11-классников сохранится до 2020 года, уверен министр.

«И это означает только одно — мы стоим перед необходимостью существенно сокращать сеть высших школ», — цитирует размышления Фурсенко ИТАР-ТАСС.

При этом инициатор введения скандальной системы ЕГЭ отметил, что важно в ходе реформирования «сохранить сильные ВУЗы». Однако есть серьёзные основания полагать, что, как не раз уже бывало в нашей стране, очередная реформа-сокращение приведёт к очередному же развалу реформируемой системы.

— Логика заявления Фурсенко заключается в том, что между количеством выпускников школ и количеством абитуриентов прямая связь.

Но это говорит о том, что министр образования вообще не понимает специфики образования, — считает федеральный эксперт в области профессионального образования Виталий Калинин. — Школьники, особенно девушки, зачастую поступают в ВУЗЫ не в первый год после окончания школы, а во второй. Немало студентов, бросивших учёбу в институте через некоторое время пытаются восстановиться и продолжить образование.

Фурсенко думает, что из школы они просто передают нам в институты молодых людей, чтобы мы за ними присматривали. Если исходить из этой логики, — Фурсенко прав, наблюдателей и нянек в виде преподавателей высшей школы должно быть меньше. Но ведь это не так.

Данное заявление министра Минобрнауки свидетельствует также, что реальной цифры специалистов, необходимых для России, в Минобрнауки не представляют. Если стране нужно, к примеру, 20 тысяч инженеров, это никак не зависит от количества выпускников школ. Фурсенко в данном случае отталкивается не от образовательных программ. Он, как всегда, выводит некие цифири.

«СП»: — Речь идёт о сокращении числа государственных ВУЗов?

— Да. Коммерческие сами решают, насколько целесообразно их существование.

«СП»: — По словам Фурсенко, в 2020 году число выпускников снова увеличится. Не может ли повториться ситуация, которую мы проходили с детскими садами: сначала закроют институты, а потом резко вырастут конкурсы в государственные ВУЗы?

— Такая ситуация возможна. При этом закрытие государственных ВУЗов весьма опасное занятие. Многие преподаватели, которых можно отнести к интеллектуальной элите общества, окажутся на улице. Если Фурсенко хочет создать революционную ситуацию в стране, тогда я с ним соглашусь: надо сокращать число ВУЗов.

Кроме того, уменьшение числа абитуриентов — вечный жупел, который разыгрывают чиновники Минобрнауки. Много охали, что случится провал с абитуриентами 1991−1992 годов рождения. Демографы давали показатель, что будет глобальный спад числа желающих поступать в ВУЗы. Однако на деле число абитуриентов уменьшилось не так катастрофически, как предполагалось.

Практически все заявления Фурсенко показывают, что он выстраивает какие-то схемы. Но эти схемы — всё дальше от реалий сегодняшнего образования.

«СП»: — А могла бы Россия зарабатывать, более широко принимая на освободившиеся места абитуриентов из ближнего зарубежья? Ведь это ещё и вопрос политики: люди со всего мира учившиеся в СССР, как правило, и сегодня сохраняют доброжелательное отношение к нашей стране.

—  Это вопрос межправительственных соглашений. Сегодня на уровне ВУЗов решаются подобные вопросы, есть и межгосударственные соглашения. Расширение подобной практики связано с экономическими вопросами. Не каждая из стран СНГ способна оплатить учёбу своих студентов в России. А те, которые способны, не всегда захотят это сделать. Например, грузины не поедут к нам в связи с известными обстоятельствами. Узбеков и киргизов не устраивает идеология нашего образования. Так что вопрос этот очень непростой.

Директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина считает, что процесс «оптимизации» сети российских ВУЗов уже запущен.

— В прошлом году объединилось примерно 35 ВУЗов. В основном объединения шли по принципу специализации. Например, к Финансовому университету присоединился Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Есть и исключения. Например, Высшую школу экономики, в которой я работаю, присоединили к Московскому институту электроники и математики. Этот проект обсуждался не один год. И с этого года мы будем принимать в оба ВУЗа, как в один.

Процесс объединения наших высших учебных заведений — это, в том числе, и поиск возможностей создавать современные крупные холдинги, которые могли бы работать на современном уровне, транслировать образовательные технологии. И в этом смысле — это правильный процесс.

Вопрос, сколько нужно ВУЗов и каких, поднимался многократно. Одна из попыток решить проблему — создание федеральных университетов путём объединения нескольких учреждений.

Кроме того, ВУЗы объединяют по территориальному признаку. Например, во Владимире Политехнический университет объединился с Педагогическим институтом. Получился полифункциональный ВУЗ.

«СП»: — То есть можно надеяться, что срезать под корень «лишние» ВУЗы не будут?

— Думаю, не будут. Имущественные комплексы институтов останутся в ведении тех министерств и ведомств, которым они принадлежат. В России всего около 660 государственных ВУЗов. Из них только половина подведомственны Минобрнауке. Остальные имеют иных учредителей — Минкультуры, Минздравсоцразвития, Минтранспорт, Минсвязи.

Необходимо, конечно, учитывать и реальные потребности в специалистах. В России 88 ВУЗов, которые выдают диплом школьного учителя. Даже для такой большой страны, как наша, это перебор. Поэтому речь идёт о том, что сохраняя имущественный комплекс ВУЗов, обсуждая стратегию развития кадрового потенциала, надо создавать мощные университеты, которые могли бы обновлять образовательные программы, переоснащать учебный процесс и становится сколько-нибудь конкурентными на мировом рынке.

Нашим преподавателям надо публиковаться, приобретать известность в мире. И свои программы строить, исходя не только из пересказа чужих учебников, но и опираясь на собственные прикладные разработки и научные исследования. Это, кстати, запрос и со стороны работодателей, и самих студентов, ориентирующихся на успешность карьеры.

«СП»: — То есть часть сил педагогического состава ВУЗов с обучения студентов будут переключены на научную работу, и это позволит максимально сохранить кадры?

— Кадровая политика — вещь очень серьёзная. Конечно, необходимо привлекать молодёжь, занимать людей научными изысканиями. Многое было утрачено за последние десятилетия. Сейчас много сделано кАлек с зарубежных образовательных программ, чтобы хоть как-то соответствовать современным вызовам. А вот собственных, конкурентных программ, которые опирались бы на реальные научные достижения, у нас очень мало. Поэтому кадровая политика должна быть очень осмысленной. И здесь очень много зависит непосредственно от ВУЗов. Сегодня для всего мира это актуальная проблема. Раньше считалось, что профессор на кафедре полноправный и единоличный хозяин. Сегодня многие университеты стараются приглашать современных консультантов, бизнес-лидеров, сумевших добиться успеха, в следствии чего трансляция их опыта очень важна для молодых.

«СП»: — Не приведёт ли очередная «реформаторская затея» к тому, что мы развалим систему своего высшего образования? Ведь нечто подобное мы наблюдали в последние годы в отношении вооружённых сил.

—  Да, реформирование ВУЗов — сложная задача. Поэтому действовать необходимо постепенно и последовательно. Общие условия для реформы нашим ВУЗам созданы. Им финансируют не только текущую деятельность, но и программы развития. Резко увеличены расходы на науку в высших учебных заведениях. Часть — на конкурсной основе, но и в рамках госзаданий — тоже. Вообще процесс модернизации нашей высшей школы очень медленный. И это не всегда зависит от наших преподавателей. Например, для того, чтобы сравняться по публикационной активности с ведущими мировыми университетами надо, чтобы в ближайшие 10 лет все научные журналы, отвечающие за рейтинги ВУЗов, только нас и публиковали. Но это, как вы понимаете, невозможно. Даже в случае, если работа принимается к публикации, она нередко ждёт своей очереди год, а то и два. А потом когда ещё автора прочтут и начнут цитировать… От активности ВУЗов зависит и то, насколько коммерчески привлекательные разработки они смогут вести. Мало запатентовать изобретение, надо, чтобы им воспользовались.

«СП»: — После 2020 года можно ожидать сильного увеличения числа поступающих в российские ВУЗы?

— Небольшой всплеск будет до 2023 года. Потом стабилизация на год-два. А потом — очередной дефицит абитуриентов. Демография — волновой процесс. Считать, что сегодня мы закроем ВУЗЫ, а потом некому будет обучать студентов, неправильно. Два десятилетия назад у нас было 22,7 миллиона школьников. Сейчас — 13,5. Демографические прогнозы показывают, что 17,5 миллиона школьников — это предел, на который мы можем рассчитывать. По крайней мере на период до 2050 года.

Фото: ИТАР-ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня