18+
среда, 7 декабря
Общество

Отдам «Ан-28» в хорошие руки

Чиновники карельского правительства ломают голову над тем, куда деть старенькие самолеты

  
2291

Можно ли сделать бизнес на старых самолетах? Тех, которые ещё летают, но уже не так комфортны, и вообще едва отвечают современным требованиям как по шумовым качествам, так и по безопасности? В республике Карелия решили, что можно. И выставили на аукцион два «сэконд-хенда» марки «Ан-28».

Аукцион назначен на 11 апреля. Аккурат к началу активного туристского сезона в красивых пока ещё карельских местах. Выставили не на продажу — в аренду. С продажей сделка вызвала бы, видимо, слишком много вопросов. Ведь оба самолета были приобретены республиканским правительством совсем недавно, в 2011-м году. Из местного бюджета (заметим в скобках, дефицитного) выделили на это 30,5 миллиона рублей.

Для каких целей приобретались данные «суперлайнеры», местные жители гадают до сих пор. По одной из версий, глава правительства Андрей Нелидов собирался летать на них «по округе» с разными там проверками, однако быстро от подобной идеи отказался. «Анушки» и в девичестве-то никак не годились для ВИП-пассажиров, а уж войдя в возраст!..

Тогда же, в 2011-м, практически сразу после приобретения, они были переданы в аренду вологодскому авиаотряду, перевозившему на нем нетребовательных пассажиров на Соловки. А уже в конце все того же 2011-го самолеты выставили на аукцион.

— Та попытка оказалась неудачной, — сказала «СП» сотрудница фонда государственного имущества Карелии по имени Наталья Владимировна. — Вопреки ожиданиям, ни одной заявки подано не было, и торги признали несостоявшимися.

Наталье Владимировне корреспондент «СП» представилась заинтересованным лицом. С прессой в данном фонде разговаривать почему-то решительно отказываются, словно чего-то (или кого-то?) боятся. Зато как «заинтересованному в аукционе», мне подробно рассказали о том, что «самолеты, конечно, старые, но ведь летают!». И цена запрашивается за них «более чем скромная» — размер годовой арендной платы на каждый из двух «АНов» установлен в сумме 2,9 миллиона рублей. Сама аренда рассчитана на 3 года.

— Что ж владельцы отказались от них уже через несколько месяцев? — Уточняю у Натальи Владимировна.

— Это не ко мне, я отвечаю только за прием заявок на аукцион. Если хотите, могу подсказать телефон руководства аэропорта «Петрозаводск»…

Владимир Жирнов, начальник печально знаменитого аэропорта «Бесовец», оперативно переименованного в «Петрозаводск» после страшной авиакатастрофы в июне прошлого года, отозвался на мой звонок без энтузиазма:

— Два этих воздушных судна «Ан-28», «производства» 1990 и 1991 годов, переданы нашему аэропорту в оперативное управление. Нам от них, честно сказать, одна головная боль. Аэропорт — международный, принимаем более современные лайнеры. А эти… Надеемся, найдется арендатор. На местных недальних линиях они в принципе могут ещё пригодиться.

Более общительным оказался Андрей Макаревич, бывший не один год начальником «Бесовца», но в прошлом году вынужденный уйти. Теперь он возглавляет второй, более скромный аэропорт Петрозаводска — «Пески».

"СП": — А можно узнать, Андрей Владимирович, почему поменяли место работы? — Спросила я у Макаревича.

—  Привык говорить, то, что думаю, вот и договорился… Чиновники из республиканского правительства взяли за правило указывать нам, летчикам, что и как делать. Требовали, например, чтобы «аэропорт зарабатывал». Я у них спрашиваю: как вы себе это представляете? Надо ведь для начала, наверное, реконструировать его, приобрести современные воздушные суда, а не «Ан-28», организовать учебу пилотов … Да и в этом случае коммерческая деятельность никак не может быть главенствующей. Главное в нашем деле - безопасность. Всегда! И ещё качество обслуживания. А не выколачивание денег любым способом.

«СП»: — На ваш взгляд, какой смысл было приобретать подержанные «Аннушки», а потом сдавать их в аренду?

— Да всё та же пресловутая коммерческая деятельность. Правда, и тут чиновники, похоже, просчитались. Судя по тому, что никто не спешит подать заявку на аукцион, не очень-то эти самолеты и востребованы. Хотя летать на них, думаю, ещё можно. Ресурс есть. Один налетал 6800 часов, другой — 3019. Но надо бы, конечно, привести оба в порядок.

«СП»: — Что вы имеете в виду?

— Потребуются ежегодные затраты на обслуживание каждого порядка 18,5 миллиона рублей. Для постоянной эксплуатации их надо оснастить системой ГЛОНАСС, переучить летный состав. «Ан-28» у нас в стране когда-то активно закупали африканские страны, а также Пакистан, Афганистан. Эти самолеты хороши в высокогорных краях. Зачем они Карелии, непонятно.

Любопытно, что законность приобретения республиканским правительством подержанных «Ан-28» вызвала в свое время сомнение не только у специалистов авиации, но и у представителей правоохранительных органов Карелии. Проверки по этому делу, как говорят, продолжаются.

Между тем, «лётные истории» этой одной, увы, не ограничиваются. Нет, иных лайнеров сомнительного назначения в республике больше не приобреталось. Но не приобретались и те, что как раз необходимы. Например, для лесной авиации.

Карельские леса — заповедные. Ценятся во всем мире. Для их охраны, в частности, от пожаров, в республике ещё в советские времена была создана специальная лётная служба. Если считать по минимуму необходимого, то, согласно действующему Лесному плану Карелии, она должна располагать 6 самолетами «Ан-2» и тремя вертолетами «Ми-8». Реально же располагает только двумя далеко не новыми вертолетами и четырьмя «ещё более подержанными» «Ан-2».

Сотрудники профильной авиабазы бьют во все колокола: «Экономия на лесной авиации может обернуться бедой!». Но в правительстве их, похоже, не слышат. Коммерция на всем и вся стала для главы региона, судя по всему, некой «идеей фикс». Вопрос лишь в том, в чью пользу эта коммерция — республики? Её жителей? Самого господина Нелидова и его команды?

С первых месяцев своего пребывания в нынешней должности (утвержден в ней в июле 2010 года), уроженец Ленинграда Андрей Нелидов поставил одной из первостепенных задач для себя — перевезти в Карелию как можно больше своих питерских друзей и знакомых. Дать им здесь, как открыто говорят сейчас в Петрозаводске, подзаработать. Именно такое впечатление складывается, когда знакомишься с ротацией кадров в краевом правительстве.

За неполных два года там только по приблизительным подсчетам и не считая «мелких служащих» сменилось более 70 процентов сотрудников. Новоявленные карельские чиновники так рьяно взялись за дело, что просто не могли не попасть в поле зрения правоохранительных органов.

Одним из первых «отличился» Юрий Рафальский. «Молодой, талантливый, энергичный руководитель с прекрасной репутацией и хорошими связями», как рекомендовал его при утверждении официальным представителем Карелии при Президенте РФ А. В. Нелидов. Не прошло, что называется и полгода, как Рафальского поймали за руку на сомнительном договоре залога, с помощью которого компания, совладельцем которой он был, получила крупный кредит.

Или — Андрей Бенин, «личный друг и партнер еще по Питеру» (характеристика Нелидова), назначенный было на должность руководителя главного предприятия всей лесной отрасли Карелии «Кареллеспрома». Его арестовали по обвинению в вымогательстве взятки…

Не забыта петрозаводчанами и «история с набережной». Само это слово — Набережная — в столице республики пишут обычно с большой буквы. Идущая вдоль красивейшего берега Онежского озера, она справедливо слывет гордостью карельской столицы. На ней давно запрещена так называемая уплотнительная застройка. А покупка участка земли на Набережной или близ неё возможна, согласно принятому депутатами Петросовета закону, только через открытый аукцион. Что не помешало новой краевой команде долго, настойчиво и категорично лоббировать у городских властей свою заявку на строительство здесь элитного яхт-клуба.

— Пока держимся, напрочь отметая все подобные попытки «республиканцев», — сказал «СП» один из петрозаводских депутатов-ветеранов. —  За что, кажется, теперь и имеем. Все правительственные СМИ поливают нас грязью, цепляясь за любой пустяк. Не пришел какой-то депутат на плановое заседание — ату его! Зашел на заседании спор по какому-то вопросу — ага, дерутся народные избранники, гнать их! Работать становится просто невыносимо…

Впрочем, отношения депутатов и чиновников, городской и республиканской администрации — тема для отдельного разговора. Вполне возможно, и те и другие «гонят» друг на друга напраслину, у всех свои амбиции. Но нельзя не согласиться с тем, что все эти «разборки местного значения» вкупе с коррупционными скандалами и сомнительными сделками, явно не добавляют очков руководителю славного Карельского края.

О чем, к слову, свидетельствуют и данные опубликованного на днях «рейтинга политической выживаемости губернаторов» Международного института политической экспертизы и фонда «Петербургская политика». Согласно «рейтингу», губернатор Нелидов — один из верных кандидатов на отставку. Может, спасет, что он «питерский»?

Фото: ИТАР-ТАСС

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня