Общество

Таких архитекторов Петр Великий бил палкой

Питерские власти наплевали на требования ЮНЕСКО и спешно застраивают центр города

  
31

В субботу в Санкт-Петербурге завершается 36-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но говорили на ней о чем угодно, только не о проблемах города, в котором собрались — не о Питере. Рассмотрение «питерского вопроса» перенесено на 2013 год. Об этом журналистам сообщил директор Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО Кишер Рао. Официальная причина — российская сторона не подготовила пакет документов по проекту объекта культурного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». А обсуждать, между тем, есть что.

Вот мнение на этот счет авторитетного эксперта градозащитного движения, кандидата исторических наук, председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александра Марголиса.

«СП»: — Александр Давидович, как вы считаете, почему петербургский вопрос в действительности выпал из повестки сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО?

— Российское правительство не заинтересовано в том, чтобы этот петербургский вопрос разрешился. Хотя странно, что ведущие мировые эксперты отказались наглядно познакомиться с проблемами города, о существовании которых они знали до этого лишь заочно.

«СП»: — По словам Кишера Рао, проблемы Петербурга на этой сессии не стали рассматривать потому, что российская сторона не представила необходимые документы. Как такое могло случиться?

— Давайте вспомним события последнего десятилетия. Все началось в 2004 году, когда ЮНЕСКО пересмотрело свои требования к странам-участникам. Одно из этих требований имело важное значение для Петербурга. ЮНЕСКО потребовало от российской стороны подготовить документы по уточнению границ его исторического центра с учетом буферных зон, и провести «повторную инвентаризацию» объектов охраны. Кроме того, при подготовке документов, должен был учитываться тот факт, что наибольшую ценность в Петербурге представляет ансамбль города в целом: и архитектурный пейзаж и окружающий ландшафт.

В ответ правительство города, во главе с Валентиной Матвиенко, утверждает генеральный план, действующий и по сегодняшний день. В этом плане охранная зона (по сравнению с границами 1990 года, когда была подана заявка в ЮНЕСКО) сокращается почти в 5 раз. Возникла ситуация абсолютно неприемлемая. Правительство города просто плюнуло на обязательства перед ЮНЕСКО. А Москва, вместо того чтобы сразу вмешаться и дать по рукам, смотрит на эту ситуацию сквозь пальцы.

В 2006 году ЮНЕСКО публикует постановление, в котором российской стороне предписывается определить границы исторического центра Петербурга и его буферных зон. Проходит четыре года — ничего сделано не было. В 2010 году ЮНЕСКО ставит ультиматум федеральным властям: либо выход России из ЮНЕСКО, либо выполнение требований. Только после этого власти проснулись и начали шевелиться.

Вера Дементьева, в то время возглавляющая КГИОП, обращается к членам Совета по охране культурного наследия при правительстве РФ с просьбой сформировать рабочую группу и подготовить все необходимые материалы. Председателем этой группы становится профессор Сергей Семенцов. В рекордно короткие сроки разрабатывается комплект документации, который и был представлен международному форуму экспертов ЮНЕСКО в мае 2011 года. Форум закончился на оптимистической ноте. Группа Семенцова заложила хороший фундамент, который нужно было доработать и привести в соответствие с международным законодательством. Но тут занавес опустился. Вся работа была остановлена мощным административным ресурсом. Никакого содействия Семенцов не получил, а материалы, которые он отправил для согласования в Минкульт РФ, легли там мертвым грузом. Его личные запросы в Москву ни к чему не привели. Ответ был примерно такой: занимайтесь своими делами, а когда вы понадобитесь, мы вас позовем.

В начале 2012 года, когда формировалась повестка заседаний Комитета Всемирного наследия, об этой ситуации узнали в ЮНЕСКО. Так как вопрос Петербурга не был готов к обсуждению, в повестку его не включили. От правительства страны ЮНЕСКО не получило ничего. Я считаю, что из-за этого вопрос и не рассматривался. В данном случае мы имеем дело с откровенным саботажем со стороны федеральных властей.

«СП»: — Как вы считаете, с какой целью федеральные власти «тормозили» выполнение обязательств перед ЮНЕСКО?

— На этот счет у меня есть гипотеза. В этом году было объявлено о грандиозной программе реконструкции исторического центра Петербурга. Программа рассчитана на 8 лет. Уже названа и ее стоимость — 300 миллиардов рублей. Идеологи программы все свои карты пока не раскрыли, и, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы были приняты окончательные договоренности относительно границ исторического центра и их юридического режима. О том, что моя гипотеза имеет право на существование, я убедился, познакомившись с некоторыми проектами, представленными на Всемирном Экономическом форуме. Разумеется, ни «Амфитеатр на Марсовом поле», ни «Гостиничный комплекс с подземным паркингом на Конюшенной площади», не совместимы с обязательствами перед ЮНЕСКО. Конечно эти проекты лишь «верхушка айсберга», но по ним можно судить и обо всей программе. Вообще, я пессимистически настроен — даже к 2013 году ЮНЕСКО вряд ли получит необходимые материалы. Скорее всего, власти придумают какой-нибудь повод, для того, чтобы отложить рассмотрение питерского вопроса еще на год.

«СП»: — На прошлой неделе стало известно, что к концу 2013 года историческая часть Санкт-Петербурга может получить юридический статус «достопримечательного места». Как вы оцениваете значимость данного решения?

— Вообще, присвоение Петербургу федерального юридического статуса — одно из главных требований ЮНЕСКО к российской стороне. Принятие этого закона — первый шаг к исправлению сложившейся ситуации. Он позволит гораздо эффективнее защищать культурное наследие Петербурга. Теперь, доказывая свою правоту в суде, мы можем апеллировать к федеральному закону.

«СП»: — Как теперь изменится регламент охраны исторических памятников?

— Если раньше объектом охраны были отдельные городские здания и памятники, теперь под защиту попадет вся историческая часть города. Охраняться будет вся пространственная среда — ширина улиц, скверы, площади, ландшафт. Соответственно, после принятия закона будет запрещено строительство зданий, которые диссонируют с общим обликом постройки. Властям придется реставрировать разрушенные памятники с сохранением их исторического облика. Кроме того, этот закон позволит нам бороться с «фасадизмом». Знаете, что это такое? В последнее время у нас практикуется архитектурный подход, при котором здание уничтожается практически полностью, а от первоначального вида остается лишь фасад. Иногда фасадная стенка ликвидируется полностью, а вместо нее отливается железобетонная конструкция, на которую впоследствии лепится копия декора. Конечно, «фасадизм» не имеет никакого отношения к реконструкционной архитектуре, такой подход полностью разрушает исторические памятники.

«СП»: — Можете привести самые яркие примеры «фасадизма»?

— Примеров в Питере достаточно. Многие памятники в центральной части города подобным способом перестроены в огромные торговые центры. Самые вопиющие — ТК «Владимирский пассаж», ТК «Невский центр», галерея бутиков «Grande Palace». Я предполагаю, что на принципах «фасадной» архитектуры строится и большая часть пресловутой программы реконструкции исторического центра Петербурга.

«СП»: — То есть, юрстатус «достопримечательного места», наконец, защитит центр города?

— У меня на этот счет есть некоторые опасения. Понимаете, все упирается в нашу ментальность. Как известно, «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Поэтому, когда дело дойдет до абсолютной конкретики, закон о достопримечательном месте будет выглядеть скорее декларацией, а не законом прямого действия. Поэтому, сразу после его принятия, необходимо добиваться набора подзаконных актов, которые закрепят конкретные механизмы в конкретных случаях.

«СП»: — Александр Давидович, как вы оцениваете результаты 10 месяцев работы губернатора Георгия Полтавченко?

—  В начале своей работы, Полтавченко говорил о подробнейших экспертизах, контроле над сносами. Потом, видимо испытав давление сверху, отпустил ситуацию. За время его губернаторства уже снесено почти 20 зданий. Кроме того, как я говорил, правительство Санкт-Петербурга торопится поскорее утвердить грандиозную программу реновации исторического центра. Конечно, губернатор должен обладать невероятно мощным властным ресурсом, чтобы преодолеть давление инвесторов. Но, судя по всему, у Полтавченко такого ресурса нет. Как и соответствующего рычага в Москве. Да и федеральное правительство, видимо, совсем не заинтересовано в спасении Петербурга.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Дмитрий Аграновский
Дмитрий Аграновский

Поздравляю всех моих товарищей, братьев по оружию, соратников по борьбе из «Свободной прессы» с этим знаменательным юбилеем. Десять лет мы сражаемся за правду, за справедливость и за торжество левой идеи. Все это время сайт «Свободной прессы» остается и свободным, и интересным, и независимым, и абсолютно левым, и патриотическим, и правильным, и вообще одним из лучших СМИ в России. Абсолютно разностороннее СМИ, где можно найти не только политику, но и много других тем. Желаю коллективу оставаться такими же живыми, интересными, честными, благородными. И всем нам желаю общей победы!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня