К середине лета на юге разразился настоящий транспортный коллапс. Блоги и социальные сети Украины полны возмущенными комментариями о беспределе вокзальных спекулянтов, скупивших билеты на самые востребованные курортные направления.
На поезда и автобусы в кассах мест практически нет. «Даже в 5 утра очередь бессмысленно занимать. Билетов нет уже в 4:59. Просто перекупщики и турагентства договариваются с кассой, и все билеты скупаются оптом», — сообщает Вконтакте Елена Румянцева.
— Пытался купить билет на Симферополь за 45 суток, но к обеду в кассе остались только люксы, — возмущен житель Донецка Тарас Кузьменко. — Теперь придется приобретать у знакомых в турагенстве, с переплатой за каждое место в купе по 10 долларов.
Начальник пресс-службы Донецкой железной дороги Владимир Селиванов признал, что на крымское направление уже через 30—40 минут после начала продаж в кассах билетов не достать. Между тем, дорога ввела дополнительные сезонные поезда, и уже месяц увеличивает количество вагонов в основных составах.
В головном офисе «Укрзалiзниці» ответили, что новых поездов уже не будет — все резервы исчерпаны:
— Потому что нам не хватает вагонов!.. Всё, что имели предложить на данный момент, мы предложили, — заявила пресс-служба «Укрзалiзниці».
Полностью подмяв под себя предварительную продажу, вокзальные «жучки» окучивают сейчас даже кассы возврата. Независимые эксперты утверждают — под контролем спекулянтов оказалось до 85% от всего курортного пассажиропотока!
Даже на центральном вокзале Киева любая касса может закрыться, чтобы на глазах многочисленной очереди оформить пачку билетов «на сторону».
Легче с самолетами, однако перелет Киев-Симферополь летом подорожал до 300 у.е. Позволить себе такую роскошь может далеко не каждый. Тем более, примерно столько же обходится неделя «All Inclusive» в Турции.
Характерная деталь — кое-как на курорт уехать еще можно. Зато вернуться домой крайне тяжело. Словно действует некая «технология заманухи». Если человек не сумел взять обратный билет заранее, он вынужден переплачивать перекупщикам или сидеть у моря до посинения.
Причем этот вокзальный шантаж одинаково касается и граждан Украины, и многочисленных отдыхающих-россиян.
…Объяснение у «билетной проблемы» достаточно простое. Как известно, после победы Майдана украинский Кабинет министров отменил именные проездные документы на поезда. «Оранжевые» реформаторы заявили, что тем самым сократят очереди у железнодорожных касс. Сделано это было под предлогом «демократизации» работы «Укрзалiзниці».
Постановление, вступившее в силу 21.10.2007, разрешило оформлять ж/д билеты без предъявления паспорта. И главное — не вносить фамилию пассажира в билетный бланк.
Воспользовавшись нововведением, теневые вокзальные дельцы в сговоре с коррумпированными сотрудниками касс начали массовую скупку билетов на самые востребованные направления. Ведь «бесфамильный» билет можно продать любому человеку! Так правительство Украины фактически дало «зеленый свет» тотальной билетной спекуляции.
Процесс начался в столице и постепенно захватил все крупные города страны. А сейчас, несмотря на смену власти в стране, он дошел до своего пика.
Между тем, Российские и Белорусские железные дороги сохранили продажи по паспортам. Опыт показал — разница во времени оформления проездных документов составляет лишь 3−5%. Совершенно несущественная величина! Зато спекуляция билетами с рук крайне затруднена.
На берегах Днепра это понимают. Но опыт «москалей» и «лукашенковской тирании» для властей незалежной державы явно не годился…
Естественно, транспортная милиция Украины прекрасно осведомлена о ситуации. Увы, в линейных РОВД и налоговой полиции разводят руками: мол, по закону не имеем права препятствовать «вокзальным бизнесменам», абсолютное большинство которых предусмотрительно обзавелись ИПД — патентами индивидуальной предпринимательской деятельности.
Получается замкнутый круг, выход из которого один. В уставшем от произвола спекулянтов обществе все сильнее зазвучало требование экстренно отменить «бесфамильную» продажу билетов, вернувшись к прежней именной системе. Кассовые компьютерные системы и действующие билетные бланки позволяют сделать это в любой момент.
Тем более, сама «Укрзалiзниця» вовсю ведет продажи билетов через интернет. Оформив заказ в сети, пассажир все равно должен явиться в вокзальную кассу, где не только предъявляет паспорт, называет код заказа, но и заполняет соответствующую квитанцию. И очереди у касс вовсе не увеличиваются…
Нынешний коллапс с билетами — уже не первый. Похожая ситуация была и на Рождественские праздники, и на майские. Весной, когда возмущение людей плескало через край, вице-премьер Борис Колесников сделал сенсационное заявление:
— Министерство инфраструктуры Украины хочет ввести продажу железнодорожных билетов по паспортам!
Украина была абсолютно уверена, что так оно и случится. Поскольку г-н Колесников входит в ближайшее окружение президента Януковича.
Казалось, вокзальная мафия — сопливые пацаны по сравнению с ними. Однако проходили недели, а обещанной «персонификации» так и не случилось.
Поначалу такой облом власти объяснили грянувшим Евро-2012 — мол, иностранным болельщикам удобно ездить без документов.
Но футбольное действо закончилось 1 июля. Западные фаны разъехались. А на следующий день украинские «спекули» вновь взяли в оборот железнодорожные кассы.
Участник ялтинской встречи с Путиным, супер-влиятельный вице-премьер Б. Колесников уже не вспоминает свое обещание. Вокзальная мафия оказалась сильнее правительственных VIP-ов — или обе стороны нашли общий язык?