Общество

Фавориты и парии Минфина

Михаил Делягин о неисправности бюджета

  
16

После ухода Кудрина Минфин заметно повысил уровень своей открытости для общества, возобновив, в частности, предоставление в открытом доступе данных о помесячном исполнении расходной части федерального бюджета — причем в разрезе не только 14 основных групп расходов, но и 94 более мелких статей, чего не было никогда раньше.

Увы: в определенных ситуациях пресловутая «прозрачность» не доставляет никакого удовольствия, — ибо лишний раз обнажает болезненные проблемы, которые игнорируются, без преувеличения, десятилетиями.

Одна из них — крайняя неравномерность финансирования различных расходных статей, показывающая, что одни группы бюджетополучателей получают средства практически авансом, а другие недофинансируются в течение всего года и получают деньги едва ли не в конце декабря, когда говорить об их рациональном использовании уже не приходится.

Разумеется, в отдельных случаях это вызвано сезонностью: понятно, что выделение денег на строительство дорог зимой может привести к тому, что асфальт будут класть непосредственно по снегу. Сезонность имеют и сельское, и лесное хозяйство, не говоря уже о проведении президентских выборов. Но за исключением последнего примера большинство влияния сезонного фактора нивелируются в пределах полугода, что позволяет оценивать равномерность финансирования разных расходов по имеющейся отчетности первой половины 2012 года.

Эта «равномерность» вызывает шок: по 41 статьям расходов, то есть по 44% от их общего числа отклонение от среднего выполнения бюджета по расходам превышает 10 процентных пунктов! То есть при общем финансировании годовых расходов в 46% за полгода (что нормально с учетом ожидающейся осенью инфляции) расходы по 27 статьям профинансированы менее чем на 36%, а по 14 — более чем на 56%!

Дежурной отговоркой представителей Минфина длительное время была неспособность чиновников и бюджетополучателей правильно заполнять документы. Учитывая абсурдную усложненность документооборота, в это легко было бы поверить, — если бы значительная часть недофинансируемых направлений не оставалась неизменной на протяжении почти полутора десятилетий.

Даже с учетом легендарного разгильдяйства и разложения отечественной бюрократии невозможно представить, что за это время не удалось научить правильно заполнять бумажки бюджетополучателей хозяйственной сферы или, например, ЖКХ (единственный укрупненный раздел, который был существенно недофинансирован, — он получил менее четверти годовых проектировок!) А ведь эти статьи недофинансируются регулярно.

Дело не в неумехах-чиновниках: ошибка, которая продолжается так долго, — это как минимум политика.

И недо- или перефинансирование тех или иных направлений представляется наиболее надежным индикатором реальных, а не пропагандистских приоритетов — причем не только Минфина, но и всего правящего бюрократического класса. В самом деле: попробовал бы кто-нибудь задержать финансирование какой-либо имиджевой «стройки века» типа многострадального моста на остров Русский или смытого штормом порта около Сочи, не говоря уже о «бедствующих» республиках Северного Кавказа! «Доктор» посетил бы такого чиновника немедленно, в автоматическом режиме, безо всяких путинских телеобещаний. А задержка финансирования неважных отраслей и направлений гарантированно сойдет с рук, и это понятно всем.

Разумеется, говоря о приоритетах бюрократии, надо помнить о коррупционном характере ее значительной части: ударное финансирование закупок, например, лекарств или вооружений может быть признаком не только приоритетности этих сфер для государства, но и сравнительно большей нормы воровства в этих сферах, что делает их приоритетом клептократии. Разделить эти две мотивации, к сожалению, так же сложно, как отделить «жуликов и воров» от всей правящей тусовки.

Главными фаворитами государства являются «молодежная политика и оздоровление детей», получившая за полгода 90% годового финансирования (вероятно, за счет ударной поддержки разного рода «кремлевских движений», в том числе в преддверии разгона некоторых из них), общее образование — 80% (что радует), ядерно-оружейный комплекс (78%, что вызывает тревогу, учитывая репутацию Кириенко в профессиональных кругах), кинематография (71%), мобилизационная и вневойсковая подготовка (68%), «прочие» межбюджетные трансферты (67%), охрана семьи и детства (63%, что хотелось бы поддержать, если бы не пугающая нормальных людей активизация ювенальной юстиции в последнее время), военные исследования и санитарно-эпидемиологическое благополучие (по 62%).

Среди париев бюджетной системы следует выделить общеэкономические вопросы, а также санаторно-оздоровительная помощь (по 36%), исследование космоса, а также связь и информатику (по 35%), как ни странно, внутренние войска (34%), водное хозяйство и дошкольное образование (по 32%), профессиональную подготовку и повышение квалификации (31%), жилищное хозяйство (20%), благоустройство (17%).

Впечатляет недофинансирование массового спорта (получившего за полгода лишь немногим более трети положенного на год) на фоне перефинансирования «спорта высших достижений», которые не перестают шокировать болельщиков. При этом и годовые расходы на «высшие достижения», то есть, по сути, на картинку в телевизоре, вдвое превосходят расходы на массовый спорт, необходимый как для физического, так и для морального здоровья народа.

Пугает, что в список недофинансированных статей бюджета попала «заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов», профинансированная лишь на 36%. Ведь нехватка донорской крови с высокой вероятностью ведет к гибели людей, — и, соответственно, недофинансирование этой статьи расходов весьма напоминает массовое убийство.

Но даже на этом фоне фееричным выглядит финансирование статьи бюджета «сбор, удаление отходов и очистка сточных вод»: из 691,5 млн руб, предусмотренных на год, за первое полугодие было выделено аж 9 млн, — то есть 1,3%! Это рекорд, и остается лишь надеяться, что мы по-прежнему будем тонуть в обычных наводнениях, а не в канализации.

Критикуя неравномерность расходов бюджета, нельзя забывать, что наименее равномерно финансируются небольшие статьи расходов. В результате на 44% неравномерно финансируемых статей приходится лишь 18% годовых расходов.

Но это все равно значительная сумма, не просто свидетельствующая о сохранении глубокого неблагополучия бюджетного процесса, но и дезорганизующая работу добросовестных бюджетополучателей.

О работе Минфина давно уже нужно судить в том числе и по ритмичности, равномерности исполнения им бюджета страны, — однако российское руководство, если судить на примере Кудрина, предпочитало опираться на принципиально иные критерии, вплоть до одобрения его деятельности стратегическими конкурентами России.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня