Общество

И Бэтмен великий нам путь озарил…

В России стартует прокат нового фильма Кристофера Нолана

  
408

Супергерои в США представляют собой не просто детские забавы. Содержание комиксов, перенесенное на киноэкраны, отражает процессы, происходящие в обществе. Причем каждый известный персонаж может относиться к проблемам современности по-своему, и популярность этой позиции у населения прямо пропорциональна успеху фильмов, где это проговаривается. Бэтмен — самый популярный супергерой последних восьми лет. Новую картину с его участием —"Темный рыцарь: возрождение легенды" будут сравнивать с успехом недавних «Мстителей», но нужно учитывать, что в этой схватке Человек-летучая мышь будет биться сразу с сонмом героев комиксов «Marvel». Что же такого может быть в фильмах про Бэтмена, что они так востребованы зрителем?

Комиксы про Бэтмена были политизированы еще при появлении на свет. В сериале 1943 года человек-летучая мышь бился с японским шпионом, превращавшего жителей Готэма в зомби. После был период, когда Бэтмен — он же добрый миллиардер Брюс Уэйн, олицетворял собой маскулинность, что отрицательно сказалось на его боевом духе и привело к шутливому тону экранизаций. Всё изменилось к концу восьмидесятых, когда за персонаж взялся иллюстратор Фрэнк Миллер. Отныне Бэтмен стал выразителем жесткого милитаристского духа Америки, воплотив в себе черты политики Рональда Рейгана, а спустя еще двадцать лет — курса Джорджа Буша-младшего. Человек-летучая мышь сражался с коммунистами и террористами, вплоть до анонса комикса, где ему должен был противостоять Осама Бен Ладен. После конца эпохи Рейгана, на какое-то время облик воинствующего крестоносца стал непопулярен и в «Бэтмене и Робине» (1997) Джордж Клуни попытался сделать из супергероя гея. Для этой цели на прежде боевом костюме появились контуры сосков. Но зритель не принял столь разительную перемену в фигуре человека-летучей мыши, и сборы фильма стали самыми низкими среди всех экранизаций последних 25-ти лет. Франшиза пребывала в упадке, пока не настали нулевые, со своими проблемами. И прежний, агрессивный Бэтмен был здесь очень кстати!

События 11 сентября с последующей эскалацией конфликта, создали в американском обществе устойчивое мнение о силовом решении вопроса с терроризмом. Киностудии воспользовались моментом и вдохнули новую жизнь в проекты времен холодной войны. Бэтмен стал самым популярным супергероем последнего времени, благодаря особенностям своего образа. Его отличительной стороной была репутация нарушителя закона и игра не по правилам. Собственно, это же часто вменялось администрации Буша-мл. в период войны с террором. В сюжете первой картины франшизы Нолана «Бэтмен: Начало» (2005) Брюс Уэйн постигает секреты мастерства у Лиги теней, — древнего братства, чьим аналогом является «Аль-Каеда» и подобные ей организации. Америка после событий 11 сентября перенимает у своего врага отношение к морально-этической стороне вопроса, огнем и мечом громя Ближний Восток.

Во втором фильме трилогии — «Темный рыцарь», противником Бэтмена выступает Джокер. Этот суперзлодей, ставящий главной задачей посеять животный страх в сердцах людей, имеет несколько иное внутреннее наполнение, нежели Лига теней. Фильмом ранее, древнее братство, уничтожившее древний Рим и сидящее в горах, желало Готэму смерти из-за его погружения во грех. Джокер не настолько концептуален: его задача — анархия и хаос, заставляющие людей преступить законы морали. Убийства, совершенные суперзлодеем, приводят к тому, что один из его противников — окружной прокурор Харви Дент теряет свое прежнее лицо. Он начинает вершить расправу над коррумпированными элементами системы. В итоге, Бэтмен берет на себя грехи Харви Дента, как необходимое условие для сохранения авторитета фигуры прокурора. Человек-летучая мышь, являясь по своей природе супергероем, становится жупелом, на которого можно повесить преступление, совершенное другими.

Сюжет «Темного рыцаря» представлял собой полный набор аргументов, которыми пользовалась администрация Буша-мл. в оправдывании своих поступков в войне с террором. Здесь присутствовали ограничения гражданских свобод и прав заключенных, оправдывание пыток, превышение норм международного законодательства. Вышедший в год выборов — 2008-й, фильм словно иллюстрировал программу республиканской партии. Но тогда победил другой кандидат — Барак Обама, у которого была своя риторика. Спустя полгода по всему США были расклеены листовки с изображением действующего президента, стилизованного под Джокера, и подписью «Социализм».

Последний, третий фильм франшизы — «Темный рыцарь: возрождение легенды», вышел спустя четыре года или один электоральный цикл. В нем нет амбиций прежней ленты повлиять на текущую предвыборную кампанию, а действие картины происходит спустя 8 лет после окончания последнего фильма, то есть в 2016. Это обстоятельство, вероятно, указывает на неизбежность президента-демократа в этом году и то, к чему может привести его политика.

Крайне соблазнительно было бы связать события новой картины с движением «Захвати Уолл-Стрит». Нолан даже снимал лагерь протестующих, с намерением вставить это в будущий фильм. Однако, эти кадры не вошли в окончательный монтаж. Режиссер заявил, что не хотел бы своими действиями поддерживать «оккупантов», предоставляя им шанс заработать. Проблема протестов, по его словам, гораздо шире чем сюжет его картины, и не стоит ее упрощать. Нолан после этого не раз заявлял, что события вокруг «Захвати Уолл-Стрит» не могли быть заложены в основу сценария, так как писался он гораздо раньше середины 2011 года. Это обстоятельство, правда, не помешало режиссеру придать бунту в Готэме классовый характер. Дома богаче подвергаются разорению, а их владельцев, дрожащих от страха, вытаскивают из-под кровати. Всё это было еще в трейлере, под слова Женщины-кошки «Надвигается буря! Вам и вашим друзьям стоит ждать неприятностей, потому что, когда он придет вы будете удивляться, как, вообще, вы могли так красиво жить и ничего не оставить после себя». Однако, классовая составляющая не является исходным посылом авторов картины, а, скорее, побочным.

Кристофер Нолан заявил, что при написании сценария вдохновлялся произведением Диккенса «Повесть о двух городах». Речь в книге шла о событиях на фоне Великой Французской революции и последующего террора, как инструмента выяснений личных счетов. Главными мировыми событиями последних лет, изменивших глобальный ландшафт, стали цветные революции в странах Африки и Ближнего Востока. Именно они послужили сюжетной основой для «Темного рыцаря: возрождение легенды». В фильме показано, как под лозунгами свободы, к власти приходят озлобленные личности, одержимые личной местью и нигилизмом. Готэм становится ареной для социального эксперимента, с формальным разрушением вертикали власти. В итоге руководить всем негласно начинают фанатики, опасные для всего человечества. Только Бэтмен в подобной ситуации способен взять всё под контроль. Это аналогично мнению, что США должны контролировать революционные процессы в странах Ближнего Востока, во избежания прихода к власти нежелательных для Запада сил. Немалую часть картины Брюс Уэйн сидит в страшной тюрьме на Ближнем Востоке, откуда, по законам жанра, не только должен выбраться, но дать шанс другим узникам узнать свободу. Крики пленников «Восстань!» (один из вариантов перевода «Rise», в русском дубляже звучащем как «Возродись!») адресованные Брюсу Уэйну, стали элементом саундтрека картины. В этом плане очень уместна репутация Бэтмена, как действующего вне закона. Кому, как не этому супергерою, от которого открестились власти, прервать круг вечного заключения народов Востока. Тем более, если на свободу выходят такие злодеи как Бэйн. В отношении этого врага Бэтмена из нового фильма, авторам из концептуальных соображений пришлось поменять тюрьму, в которой он содержался, — с Карибских островов она переехала на Ближний Восток.

Вирусная рекламная кампания по раскрутке нового фильма включала в себя элементы протестных акций. Фотография главного злодея, расположенная на официальном сайте картины, открывалась по пикселю за каждый твит с определенным хэштэгом. Это дань участию социальных сетей в недавних революционных событиях. Другим заданием для фэнов со всего мира стал сбор граффити с изображением фирменного знака Бэтмена. Авторы маркетинговой кампании играли и на протестных настроениях американцев. Ирония ситуации в том, что движение «Захвати Уолл-Стрит», в своих акциях вдохновлялось опытом арабской весны. Поэтому, через призму процессов по смене власти в другом земном полушарии, американские реалии в новой картине обретают актуальное звучание. И претензии в прессе США, осуждающей режиссера за, якобы, сравнение Нью-Йоркских протестующих с выбегающей из тюрьмы вооруженной толпой, необоснованны, так как здесь имеется в виду совсем другая цивилизация.

Помимо протестных настроений в фильме затронуты другие проблемы современности. Взгляд на них дается в сугубо консервативном ключе, что близко настроениям поклонников фигуры Бэтмена. В картине идет речь о технологиях будущего в разработке новых источников энергии. Как известно, этот вопрос представляет собой водораздел между демократами и республиканцами. Как показано в новом фильме, будущие технологии несут в себе опасность, аналогичные ядерной. Абсурд, конечно, но в консервативные установки франшизы вписывается органично. Другим, забавным взглядом на эпизод, обыгрывающий финансовый кризис, становится причастность к экономическому краху преступных элементов. Мол, произошло преступление, в результате которого плохие люди обманом обрушили рынок. Невинные богатые пострадали и даже лишились своих накоплений.

В «Темном рыцаре» картина мира была реалистична и методы борьбы со злом имели много доводов в оправдание своей жестокости. В новой картине такой убедительности нет, а логика многих процессов, отображенных в сюжете, балансирует на грани здравого смысла. Утрированное полотно, воссоздающее фальшивый социализм с военным бэкграундом, словно соткано из речей-страшилок правых республиканцев. Однако не следует опасаться за судьбу картины. Воинствующая риторика, помноженная на высокое мастерство режиссера, найдет своих последователей в лице зрителей. Борцы с режимом из противоположного лагеря, входящие в движение «Захвати Уолл-Стрит», пока используют бэт-сигналы для донесения своих идей до человечества.

Фото ИТАР-ТАСС/ Кинокомпания Каро Премьер

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня