18+
четверг, 21 сентября
Общество

Демократия в обмен на картошку

По всей стране покупаются и продаются голоса избирателей

  
15

«О, Михалыч! Ты в депутаты идешь? А дай мне три мешка картошки, я за тебя проголосую!»

Звучит как издевка. Но именно так — почти дословно — предлагал купить свой голос одному из кандидатов житель города Лермонтова, где в июне состоялись-таки выборы депутатов Совета города. Основным орудием предвыборной агитации кандидатов в этом городке было не общение с избирателями, не распространение листовок и агиток, а банальный подкуп. Люди развращены «подарочками» со стороны рвущихся к власти группировок. И такая ситуация характерна не только для Лермонтова, жители которого уже сами вымогают у кандидатов «бонусы». По всей России выборы давно делаются не только с помощью агитации и пропаганды. В дополнение набившему оскомину административному ресурсу, народное волеизъявление осуществляется за счет покупки одними гражданами дешевой совести других.

Несостоявшаяся «революция» в облученном городе

В феврале этого года маленький город Лермонтов, что в пяти километрах от Пятигорска Ставропольского края, чуть было не окрестили очередной колыбелью очередной «революции».

Почти никто не вдавался в детали происходящего в Лермонтове. Бывший мэр города Александр Дунаев и его сподвижники устроили голодовку и подняли шумиху в центральных СМИ, возмущаясь тем, что их по разным причинам сняли с предвыборной гонки, либо не зарегистрировали вовсе.

В результате выборы в Лермонтове отменили. И все усилия администрации Ставропольского края, направленные на устранение неугодного Дунаева и его людей, пошли прахом.

Почем демократические ценности?

Совершенно другая ситуация сложилась перед очередными выборами, назначенными на 17 июня. За это время в крае успели поменять губернатора (Валерия Гаевского срочно «ушли» по его «собственному желанию»), а позицию края по отношению к выборам в Лермонтове можно было в двух словах выразить так: «пусть себе выбираются, главное, чтобы вони было поменьше». Поэтому избирательная комиссия регистрировала повально всех, несмотря на многочисленные нарушения. А дальше началось самое интересное: прознав, что можно творить все, что угодно, группировки, выдвинувшие своих кандидатов, начали действовать максимально цинично, абсолютно наплевав на закон. А именно — напрямую, нагло и неприкрыто заниматься подкупом избирателей.

И здесь на поверхность выходит феномен современного российского общества, который ни за что не понять людям с Болотной, или людям «из интернета»: избиратель покупаться-то и рад! С удовольствием, алчно брали люди «подарки» у кандидатов. Более того — сами выпрашивали материальные блага! Кто-то просил сделать ремонт, кто-то — застеклить балкон, кто-то напрямую просил «помочь материально». Так, одна женщина даже написала письмо кандидату в депутаты, в котором просила организовать поездку группы детей в соседний регион. За это кандидату обещали «поддержку» в день голосования.

В целом же во время предвыборной кампании городок, что называется, вскипел от бурной деятельности, которую развели кандидаты в депутаты и их команды. То тут, то там устанавливали новые детские площадки (самый, наверное, затратный пункт), ремонтировали крыши, красили перила, ставили скамейки и урны, пилили старые деревья… Словом — всячески «завоевывали» доверие избирателей. Даже печатных агиток и газет в этот раз было не очень много: штабы кандидатов после февраля решили делать упор именно на «ублажение» горожан с помощью материальных ценностей.

В один из дней, сразу после окончания рабочего дня, по ряду округов рассредоточился своеобразный «десант» из агитаторов, которые ходили из дома в дом с пакетами. В пакетах были так называемые «продуктовые наборы», которые вручали гражданам от имени некоторых кандидатов. «Это распространенный метод, причем, если продуктовые наборы доходят до нужных адресатов — преимущественно малообеспеченных пенсионеров, то результат превосходит все ожидания, — рассказывает „СП“ политтехнолог Николай Т. — Так, скажем, на одной кампании в Ставропольском крае после грамотного „разноса“ рейтинг нашего кандидата с 15% вырос до 60%, и это всего за две недели».

Под конец кампании кандидаты уже вообще перестали бояться чего-либо. Так, одна из группировок решила получить голоса избирателей за счет детей последних. Были организованы конные прогулки, на которые приглашали с помощью листовок от имени того или иного кандидата. Стоит ли говорить, что рейтинг (а за ним — и результат на выборах) «коннозаводчиков» просто взлетел… Занимательно, но в качестве «ответа» на конные прогулки другой избирательный штаб повез детей и их родителей в дельфинарий в Кисловодск. Жители Лермонтова, видимо, надолго запомнят такие щедрые выборы.

Показательна реакция избирательной комиссии на случаи подкупа избирателей. Как рассказал «СП» бывший член комиссии с правом совещательного голоса Сергей Петров, на незаконные действия комиссия просто закрывала глаза. «Когда в очередной раз мы пожаловались на факты уже совсем не прикрытого подкупа, председатель комиссии на это ответила: „ну что же, хоть во время выборов для жителей что-то полезное сделают“, — рассказал Петров. — С одной стороны, по-человечески такую точку зрения еще можно понять. А вот что касается законности этого заявления… это совсем уже беспредел».

Сколько бюллетеней вешать в граммах?

Покупаются голоса по всей России, от Владивостока до Калининграда. Правда, последние города отличаются повышенным уровнем протеста в обществе, и являются своего рода исключением из правил. В остальных же населенных пунктах — от села до города-миллионника — политтехнологи находят самые разные способы обменять различные материальные ценности на бюллетени с правильно поставленными галочками.

Методика разнится от города к городу, в том числе из-за его размера, рассказывает Алексей Р., политтехнолог, занимавшийся выборами в «нулевые». «Например, в деревнях и сёлах распространен такой метод: в период агитации приезжает передвижной медицинский пункт, где граждан бесплатно принимают несколько врачей — терапевт, хирург, гинеколог, — говорит Алексей. — При этом — в зависимости от наглости — либо рядом с медпунктом стоит „нужный“ кандидат, либо сам медпункт обклеен агитационными материалами».

Еще один метод, фактически являющийся подкупом, — это организация концертов и праздников перед выборами. Особенно эффективно он срабатывает, если пиарщики привозят артистов, которым симпатизирует целевая аудитория. В основном это — подзабытые уже ВИА, бывшие на пике своей популярности в 1980-х.

Также политтехнологи не гнушаются использовать пороки и болезни общества для достижения своих целей. «Бывает, что местных алкоголиков и маргиналов, у которых есть паспорт, покупают банально одной-двумя бутылками водки», — рассказал «СП» политтехнолог Илья А. Он также упомянул про один из видов прямого подкупа — «пирамиду». «Это прямо как у Мавроди: покупается один человек, ему, к примеру, дают 1000 рублей. Если он приводит еще одного готового продаться — то второй также получает тысячу, а первый — дополнительно рублей 200. И так далее», — рассказал пиарщик.

Психология «голосопродавцев»

Впрочем, подкуп по-разному действует на избирателей, отмечают политтехнологи, опрошенные корреспондентом «СП».

"В так называемых «протестных» городах, вроде Владивостока, Иркутска, Калининграда, подкупая избирателей можно конкретно нарваться вплоть до физического насилия, — говорит Алексей Р. — Люди в таких городах слишком плохо настроены к власти во всех ее проявлениях".

Еще один типичный вариант поведения — «назло начальнику», продолжает политтехнолог. «Это в основном касается граждан, занятых на производстве, которых начальство всячески склоняет к голосованию за „правильного“ кандидата, — рассказывает Алексей Р. — В этом случае работяга даже может с улыбкой взять „подарок“, а затем из принципа проголосовать за кого угодно, но только не за указанного руководством кандидата».

При этом, отмечают пиарщики, молодежь почти никогда не становится объектом подкупа: молодые люди — до 30 лет, да и старше, практически не ходят на выборы, поэтому и покупать у них, получается, нечего.

Кстати, почти на каждой кампании распространяются агитационные материалы, призывающие граждан не продавать свои голоса. Бывает, что агитки выполняются в форме инструкций: «возьмите деньги (или что-то другое), но проголосуйте за кого угодно, кроме покупающего вас кандидата». Возникает вопрос: почему же тогда подкуп все равно используется так массово?

«Все дело в том, что на выборы в основном у нас ходят пенсионеры — люди, которые значительную часть своей жизни прожили при Советском Союзе, — объясняет Алексей Р. — У них в сознании сохранился принцип ответственности перед начальством: то есть если ты взял деньги либо какой-нибудь продуктовый набор, то это не подкуп, это начальник на тебя рассчитывает. Подвести его нельзя».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня