18+
суббота, 23 сентября
Общество

Мимо цели

Система целевого набора в вузы по направлениям из регионов давно показала свою неэффективность и коррумпированность

  
107

На днях к полномочному представителю Республики Ингушетия в Свердловской области и региональному уполномоченному по правам человека обратились родители пятерых ингушских студентов-первокурсников, отчисленных в конце прошлого месяца из Уральского федерального государственного университета имени Б. Н. Ельцина (УрФУ). Они утверждают, что причиной отчисления стала национальная неприязнь. «К нашим детям сразу стали относиться предвзято, находили поводы для придирок, а затем — вышвырнули!» — говорят мамы и папы отчисленных юношей.

Пресс-служба вуза так объяснила причины отчисления: они поступили в университет в рамках соглашения между администрацией республики и УрФУ (это было первое целевое направление студентов из этого региона). Однако по итогам учебного года у юношей возникла академическая задолженность (до семи несданных предметов). Кроме того, по данным представителей УрФУ, студенты были замечены в неоднократном нарушении дисциплины и подозревались в употреблении наркотических средств. «На них поступали коллективные письма от студентов, которые жаловались на возникающие конфликты. Исключение этих учащихся произошло по объективным основаниям, и не имеет какого-либо межнационального подтекста», — добавили в пресс-службе УрФУ.

Ректор вуза Виктор Кокшаров направил письмо в правительство Ингушетии, в котором, среди прочего, написал: «Мы понимаем, что республике необходимы инженеры. Когда к нам с просьбой взять на обучение ребят обратился глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров, мы согласились помочь и приняли их, хотя у них были не очень хорошие показатели по ЕГЭ».

А совет ректоров Ростовской области в прошлом году принял решение о прекращении целевого набора жителей северокавказских республик и направил его в адрес федерального министра.

Министр образования региона Игорь Гуськов сказал тогда: «Предположительно, целевой набор будет сокращён. Не будет такого, что его отменят вообще, но количество студентов-целевиков станет несколько ниже по сравнению с прошлым годом.

Но северокавказским студентам, чьи отцы погибли при исполнении служебных обязанностей, по-прежнему будут предоставляться льготы при поступлении".

Ректор Ростовского института народного хозяйства Николай Кузнецов заявил, что система целевого набора студентов из этих республик неэффективна: «Среди выпускников нашего вуза — премьер-министры Адыгеи, Калмыкии и Ингушетии. Но они поступали не как целевики, а как обычные ребята. По нашей информации, только 20% целевых студентов вуза возвращаются в республики, из которых они направлены. Это не та эффективность, на которую рассчитывают те, кто направляет их. Либо направляют, заведомо зная, что они не вернутся».

Наличие проблемы подтвердила Федеральная службы по надзору в сфере образования и науки, признавшая, что многие ребята, получившие образование, далеко не всегда возвращаются работать на родину. Как правило, они слабо подготовлены, сказал начальник отдела учреждений высшего профессионального образования названной организации Евгений Егорушкин. Первый год вузы проводят с ними углубленную дополнительную подготовку, а затем они не могут сдать экзамены, сообщил он. Также, по словам представителя ведомства, многие решают остаться в крупных городах и работать на более выгодных условиях. Проблема заключается в том, что невозможно отследить, сколько их уезжает трудиться в свои республики. В стране не существует чёткой системы регистрации и трудоустройства.

— Что такое целевой набор в вузы? Абитуриент поступает в них по направлению от какого-либо региона или учреждения. Он имеет документ о том, что региону или учреждению необходим специалист определённого профиля, — говорит доктор педагогических наук, президент «Всероссийского фонда образования» Сергей Комков. — В основном «целевики» обучаются на бюджетных местах, но бывает, обучение оплачивают те, кто их направил. В большинстве случаев, они не участвуют в общем конкурсе на учебные места, вуз предоставляет определённое количество мест по этим направлениям.

Да, многие «целевики», особенно из республик Северного Кавказа, имеют невысокие показатели по ЕГЭ и часто не возвращаются обратно.

Впрочем, не возвращаются и выпускники из других регионов. В прошлом году в Татарстане приостановили такой набор в вузы по направлениям министерств и районных администраций. Проверка показала, что 400 дипломированных специалистов, которых на заказ выучили в пяти вузах Казани, не явились к работодателям, по инициативе которых пять лет обучались на бюджетных местах.

А «целевики» с Кавказа, повторю, отличаются и невысоким уровнем знаний.

«СП»: — Стало быть, они занимают места выпускников школ с более высокими показателями по ЕГЭ?

— Занимают и те, и другие. Поступить по направлению значительно проще — на таких льготных условиях в вуз не попадают лишь отпетые двоечники.

В 2009 году управление ФСБ по городу Москве подготовило министерству образования справку, в которой приводились, например, такие факты: документы абитуриентов в столичные вузы привозятся родственниками или знакомыми в распечатанном виде, что категорически запрещено. Подписи абитуриентов на заявлениях не совпадают с подписями на экзаменационных листах, во вступительных документах попадаются незаполненные экзаменационные листы, имеют место несовпадения в именах и отчествах абитуриентов.

Самое печальное, что многие из таких студентов — «фальшивые».

Целевой набор в вузы Москвы студентов с Кавказа начался в 2005 году. Федеральное агентство по образованию хотело кем-то заменить бежавших оттуда русских специалистов.

В вузы столицы поступают в среднем по 1000 юношей из северокавказских республик. В целом по стране для абитуриентов из Чеченской Республики выделяется ежегодно до 600 бюджетных мест, из Республики Ингушетии — до 700, из Карачаево-Черкесской республики- до 350, из Республики Дагестан — до 150.

«СП»: — Почему руководство минобразования и российское правительство до сих пор не обратили внимания на происходящее?

— Вероятно по той же причине, по какой создали законопроект «Об образовании», поступивший на днях для рассмотрения в Госдуму. Этот проект предусматривает остановку системы образования. Такую оценку ему дало ректорское сообщество. Равнодушие и коррумпированность.

На несовершенной системе этого набора наживаются нечестные педагоги. Один из самых громких примеров — скандал, связанный с руководителем отделения международных отношений Российского государственного гуманитарного университета Мариной Опариной. В фильме, снятом скрытой камерой, она рассказывает потенциальному клиенту, в роли которого выступил журналист, про «варианты» поступления его дочери в вуз, в том числе на бюджетное отделение: «На такие случаи есть целевой набор, свои бюджетные места… Либо она талантливая и гениальная, либо в связи с тем, что Минобр выделяет бюджетные места под регионы…»

«СП»: Выходит, это ещё и хорошая «кормушка». Возможно, поэтому власть не реформирует систему целевого набора?

— Наверняка.

Хотел бы сказать и вот что: продолжающийся в таком виде целевой набор является составляющей развала системы российского образования.

Фото: ИТАР-ТАСС/Валерий Шарифулин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня