18+
воскресенье, 24 сентября
Общество

«Летай, кто хочет!»

В российском небе все больше летчиков, полеты которых никто не контролирует

  
174

Расследование причин гибели пилота и пассажира двухмоторного частного самолета «Сessna-42», разбившегося на прошлой неделе в Ленинградской области, сильно затягивается. Об этом корреспонденту «СП» сообщил помощник руководителя Северо-Западного Следственного управления на транспорте СК РФ Марат Асакаев. Основная причина тому — необходимость дополнительной экспертизы мотора разбившейся машины.

Напомним, «Сessna-42» взлетел с аэродрома в поселке Горелово. На борту его находились 53-летний Виктор Игнатьев, пилот первого класса, налетавший к тому времени более 7 тысяч часов, и его 31-летний знакомый, житель Краснодарского края Алексей Сырчина. Через короткое время после взлета самолет упал в соседнем с Горелово поселке Аннино на территории детского садика. Тот, по счастью, не работал из-за летних каникул. Иначе жертв могло быть больше. Упав, авиамашина не загорелась, сработала собственная система пожарозащиты. Но развалилась на части. От сильного удара о землю тело пилота выбросило из кабины, его пассажир оказался зажат в кабине. Оба погибли на месте. Принадлежала «Сessna-42» авиационно-учебному центру «Интертрансавиа».

По некоторым данным, пассажир-краснодарец — тоже пилот, приезжавший в Северную столицу для того, чтобы «приглядеть для себя новый самолет». Непонятно пока, этот ли, на котором взлетели и потом упали, другой ли… Известно лишь, что для разбившейся «Сessna-42» это был первый полет после долгого ремонта. Как обмолвились сотрудники аэродрома в Горелово, «ребята совершали технический облет, надо же было как-то проверить отремонтированный мотор. Они вообще герои, увели падающую машину от жилых домов, чем спасли множество жизней».

— Двигатель на упавшем самолете был американский, — говорит Марат Асакаев. — Вся инструкция к нему на английском языке. Сейчас её изучают специалисты. Есть данные, что он отказал практически сразу после взлета, «Сessna» не успела даже набрать нужную высоту. Чтобы точно определить, это ли стало причиной ЧП или что-то другое, нужна специальная экспертиза того завода, на котором самолет изготовлен. Поэтому решено отправить самолет на родину, в США. Делом занимается комиссия МАК (межгосударственного авиационного комитета РФ — авт.). Пока же возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшей по неосторожности смерть двух и более людей).

«СП»: — Марат, подобные происшествия с легкими самолетами давно, увы, не редкость в Северо-Западном регионе РФ. На ваш взгляд, это чаще всего случайность или все-таки уже закономерность?

— Да, в последние годы небольшие самолеты разбиваются у нас довольно часто. Скоро уже, наверное, такие случаи можно будет сопоставлять с автомобильными ДТП. Причины тут, как правило, две — либо неисправность авиамашины, либо чисто человеческий фактор. Бывает, например, что пилоты садятся за штурвал сильно выпившими. Или, взяв на борт друзей, ведут себя слишком самоуверенно.

Именно самоуверенность, а, точнее, бахвальство пилота погубило в прошлом году пять человек в Волосовском районе Ленобласти. Это сравнительно недалеко от поселка Аннино, местные жители которого, по их признанию, «отчаялись уже добиться от властей запрещения полетов над их домами». Впрочем, об Аннино чуть ниже. Здесь же продолжу мартиролог малой авиации Северо-Запада РФ.

В Волосовском районе пилот, взяв на борт друзей и знакомых, решил продемонстрировать им свои умения в исполнении «мертвой петли». Из которой выбраться им было уже не суждено.

В том же 2011 году, в августе, трое мужчин погибли, совершая воздушную прогулку у деревни Кусино в Киришском районе. Их легкомоторный самолет кружил на низкой высоте. Неудивительно, что зацепил линию электропередач. После чего рухнул в реку Тигода. Как потом выяснилось, борт поднялся в воздух без разрешения, пилот был нетрезв.

Несколько дней спустя около поселка Ропша Ломоносовского района, где немало садоводств и коттеджных поселений, вошел в штопор и столкнулся с землей Як-18. Четыре человека, находившиеся на борту, погибли. По выводам комиссии МАК, пилот передал управление пассажиру.

За полгода до этого, в январе 2011-го жесткая посадка вертолета АС-355 вблизи поселка Громово Приозерского района унесла жизнь одного из четырех пассажиров. Судно, летевшее с Валаама, село на лед озера Суходольское — пилот не справился с управлением.

А в декабре 2011-го на территории между Красным Селом и деревней Виллози потерпел крушение самолет «Сиерра-200». К моменту прибытия медиков и спасателей пилот скончался, пассажира госпитализировали в тяжелом состоянии.

И все это за один только год!

К слову, поселки Аннино, Ропша, город Красное Село с деревней Виллози, и более отдаленное от них Волосово — именно через эти областные населенные пункты пролегают воздушные маршруты с аэродрома «Горелово». Их жители, которых там в общей сложности несколько тысяч человек, давно просят-молят власть имущих запретить самолетам летать над их головами. Мало того что сильно шумят, так ещё и небезопасно. Но пока тщетно.

— По просьбе жителей нашего поселения мы неоднократно беседовали на данную тему с руководством гореловского аэродрома, — сказал «СП» замглавы Аннинской поселковой администрации Денис Смирнов. — Нам неизменно отвечают, что ничего не нарушают, летают в заданном разрешенном коридоре.

«СП»: — Вы направляли соответствующие запросы руководству аэродрома? Кому-то из вышестоящего над ними начальства, Денис Александрович?

— Мы беседовали устно — по телефону, при встрече. Это у нас обычное дело — формально запрос жителей удовлетворили, малыми, так сказать, усилиями, фактически же всё осталось без изменений. Как водится у современных российских чиновников разного ранга — поговорили и забыли.

Сотрудники самого аэродрома «Горелово» говорить «на заданную тему» с журналистами категорически отказываются. Оно и понятно, на кону — их работа, зарплата. Сам аэродром, расположенный в одноименном поселке, территория которого странным образом разделена границей между двумя регионами — Петербургом и Ленобластью, ещё несколько лет назад сменил статус. Теперь он является «аэродромом совместного использования». Ваш корреспондент попыталась определить, кто же здесь теперь «рулит», и, честно признаюсь, запуталась. Судите сами.

Вот выписка из официального документа, добытого по моей просьбе одним из знакомых пилотов (сейчас уже на пенсии): «…он используется ОАО «419 АРЗ» и, по разрешению первого заместителя МО РФ — начальника Генерального штаба ВС РФ (исх. 285/307/258 от 03.04.2009), ЗАО «Авиакомпания «Интертрансавиа», аэродром является собственностью Министерства обороны Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении ОАО «419 АРЗ», в оперативном управлении 1-го командования ВВС и ПВО. Согласно ИПП в районе аэродрома «Горелово», совместные полеты ОАО «419 АРЗ» и ЗАО «Авиакомпания «Интертрансавиа», базирующейся на аэродроме, не выполняются, заявки на использование воздушного пространства подаются каждой из организаций в соответствии с распределением летных смен. Контроль за деятельностью владельца ВС осуществляло СЗ МТУ ВТ ФАВТ».

Об авиакомпании «Интертрансавиа» удалось узнать следующее. Она занимается подготовкой пилотов-любителей, переподготовкой летчиков, перегонкой и лидированием воздушных судов. В её авиахозяйстве — одномоторные самолеты Як-18Т, «Diamond DV-20», L-29, а также многодвигательные «Cessna-421» и «Piper PA-31T». В 2009 году самолет этой компании уже попадал в аварию в Ленинградской области. Одной из причин которой были признаны (цитирую официальный документ) «недостатки в организации летной работы в авиакомпании».

Недавнее ЧП в Аннино руководство «Интертрансавиа» комментировать категорически отказывается. Ссылается, на… тайну следствия.

— «Сessna-42» — машина очень надежная, — сказал «СП» Евгений Соболев, декан инженерно-технического факультета Петербургского университета гражданской авиации. — Особенно по сравнению с отечественным Як-18. И если что-то с «Cessna» случается, то вина в том на 99 процентов — пилотов. Ведь этот легкокрылый самолет быстро набирает высоту, отлично планирует. Там даже парашюты для экипажа не предусмотрены, в них, как считается, нет необходимости. Отказал мотор? Не проблема — спокойно веди его к ровному месту и сажай. В поселке Аннино, кстати говоря, кругом одни поля. Надо очень постараться, чтобы сесть на дом или около него.

Ещё одно мнение — заслуженного пилота РФ Вадима Базыкина, считающегося беспрекословным авторитетом у питерских летчиков:

— Согласен с теми, кто считает «Сessna» классным самолетом. Машина отлично умеет планировать. Правда, если набрана необходимая высота и скорость. Я слышал, что упавший в Аннино самолет был после капитального ремонта. В таких случаях в течение примерно 100 первых после ремонта часов полета необходимо очень внимательно следить за всем в нем — каждая мелочь важна. Подозреваю, что пилоты могли отнестись к этому правилу несколько пренебрежительно. Статистика происшествий с легкими самолетами в РФ показывает, что практически все серьезные аварии происходят как раз после капитального ремонта.

Ещё одно мнение — Виталия Колясникова, отличника «Аэрофлота», декана факультета авиаперевозок и аэропортов Петербургского университета гражданской авиации. До работы в Университете Виталий Александрович много лет был заместителем главного инспектора Северо-Западного региона РФ по аэродромам.

— Летают в Горелово, насколько я знаю, все кому не лень, — сказал Колясников «СП». — Только вы так не пишите, а то ещё обидятся на меня. Не все же пилоты и техники плохие… Гореловский аэродром не принадлежит гражданской авиации. Он создавался в свое время для нужд армии и МВД. В поселке Горелово ведь до сих пор действующая колония. За последние годы, правда, произошли существенные изменения, появилось много частников. Вот аэродром, расположенный в получасе езды от Петербурга, и сдали в аренду рядовым, в смысле, невоенным пилотам.

«СП»: — Может, именно в этом причина довольно частых ЧП с «гореловскими» самолетами?

— Причина, на мой взгляд, глубже. Она в том, что до сих пор нет четких требований к таким самолетам и их пилотам. При советской власти они были (хотя частной авиации тогда у нас не существовало), но в 1990-е годы их отменили, а новых не выработали. А какие могут быть претензии, если нет требований? Это, знаете, как на автодороге… Если бы не было правил дорожного движения, требований строгого их соблюдения, наказания в виде штрафов и лишения прав, представляете, до чего бы уже мы дошли?.. Так теперь и в малой авиации. Я в таких случаях привожу вот какой пример. У нас в Питере у Петропавловского собора есть вертолетная площадка. Вообще-то она создавалась для МЧС и правительственных бортов. Несколько лет назад там появился борт частной компании «Балтийские авиалинии». Катает над городом по билетам всех желающих. Так вот, эта площадка не значится в государственном реестре РФ. Но есть в реестре самой Балтийской авиакомпании. Тоже, в принципе, допустимо. Но при условии соответствующего закона, четко регламентированных правил. А их в стране нет.

Остается добавить, что после каждого, подобного Аннинскому трагического случая, возобновляются разговоры о том, что в российском законодательстве нет даже такого понятия как «малая авиация». Что ее статус не определен, нет законодательно прописанных механизмов регистрации, а также сертификации аэроклубов и летательных аппаратов. Самих же представителей этой самой «малой авиации» все больше и больше. Арендовать самолет или даже приобрести его в частное пользование стало достаточно просто. Было бы желание и деньги. Все остальное — на усмотрение самого владельца.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня