Общество

Поможите, люди добрые!

Московские власти объявляют сбор пожертвований на ремонт столичных дорог и дворов

  
18

Власти столицы надеются, что москвичи окажутся достаточно сознательными, чтобы добровольно «скинуться» на ремонт автомобильных дорог города. Сообщения об этом со ссылкой на департамент экономической политики правительства Москвы появилось в ряде СМИ. Жители, недовольные состоянием близлежащей трассы, отсутствием проезда ко двору или грязной песчаной тропинкой, ведущей к подъезду, теперь могут исправить ситуацию за свой счет. Процедура предусмотрена нехитрая: заинтересованные граждане и предприятия смогут заключать специальное соглашение с департаментом, на основании которого будут делать перечисления в Дорожный фонд города. Это соглашение должно будет проходить экспертизу градостроительно-земельной комиссии. Если она «зарубит» проект, деньги должны будут вернуть. Департамент экономической политики уже запланировал широкую рекламную кампанию для сбора пожертвований.

Напомним, федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми администрации субъектов федерации могут направлять на формирование региональных Дорожных фондов пожертвования граждан и организаций. И вот, департамент экономической политики правительства Москвы дал сигнал: городская казна к приему пожертвований готова. Но готовы ли москвичи?

Сегодня основным источником формирования Дорожных фондов субъектов федерации являются акцизы на автомобильное топливо. По данным Минтранса, примерно 17% розничной стоимости каждого литра бензина или солярки составляют акцизы. Чиновникам все кажется, что этого мало — в Евросоюзе акцизы достигают 50-процентной доли в ценниках на заправках. Однако повысить топливный тариф столь резко они даже по окончании политического сезона больших выборов не решаются.

Между тем, проведенный редакцией небольшой опрос показал, что практически все в нем участвовавшие не готовы делать подобные пожертвования, ссылаясь на то, что уже делают различные налоговые отчисления и считают, что этого достаточно, чтобы городская и районная администрация заботилась о благоустроенности их дворов и города.

Если касаться правовой стороны вопроса, то уже упомянутый закон № 361-ФЗ обязывает не менее 5% ассигнований Дорожного фонда каждого субъекта федерации направлять «на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов».

— Эта инициатива вызывает в памяти недавнее предложение властей по перекладыванию капитального ремонта жилых многоквартирных домов на плечи жильцов. Аналогия между проектами состоит в том, что они оба строятся по принципу «общего котла»: сначала вы все внесите деньги, а потом, может быть, они попадут на частичное финансирование вашего проекта. А если ваши средства пойдут туда, где вы лично строить дороги вообще не хотите? — задается вопросом директор Института экономики города Александр Пузанов.

«СП»: — Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев сделал заявление, что москвичи готовы жертвовать деньги в первую очередь по целевым проектам на работы в своем дворе. Хотя бы в таком формате эта система может работать?

— При подготовке проектов по реконструкции своего двора подавляющее большинство москвичей столкнутся с проблемой того¸ что на местности невозможно определить, где заканчивается участок придомовой территории, и где начинается муниципальное пространство. Потому что по факту такое разграничение и в рамках кадастрового учета в Москве не произведено. Хотя очень многие города в Российской Федерации, особенно областного значения, эту работу уже успешно проделали или практически закончили. В качестве примера могу привести Пермь, Екатеринбург и многие другие.

«СП»: — С чем это связано? Ведь получается, что город, затягивая работу по кадастровому учету, сам обрекает себя на дополнительные траты по обустройству дворов?

— Неразделенность дворов и общей территории, в том числе дорог, приводит к множеству конфликтов, особенно в Центральном округе столицы. Например, жильцы огораживают свой дом забором, а соседи из других домов из-за этого не могут удобно пройти по привычной дороге, например, в школу или поликлинику. Возникают претензии у властей — по какому праву поставили забор именно здесь, а не в другом месте?

В основе этих жизненных ситуаций лежит нежелание города отдавать жителям контроль над их придомовой территорией. Де-факто власти города словно бы заключают с жильцами неявный пакт: мы будем благоустраивать принадлежащую вам придомовую территорию за счет казны, но при этом вправе под окнами у вас возвести новый дом. Если бы эта территория была как-то закреплена в собственность за конкретным домом, построить на ней ничего было бы нельзя, потому что это был бы вчистую незаконный отъем собственности. Вот таким образом в Москве функционирует определенный тип градостроительного развития.

Ничего хорошего от инициатив мэрии не видит и глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. «Власти мало, чтобы мы платили за себя, надо еще оплачивать красивую жизнь чиновников, — говорит он.

«СП»: — Кроме многоквартирных домов есть еще объекты у городских дорог. На сознательность их владельцев в отношении пожертвований власти города возлагают особые надежды. Но мы знаем, как это делается. Позвонят из департамента мэрии или из префектуры и объяснят, как «надо город свой любить».

— Это решение — полностью в духе новой политики московской мэрии: брать деньги за все. Напоминает роман фантаста Беляева «Продавец воздуха». У этой власти все уже продано за рубеж, приватизировано, кредиты набраны. Нет новых источников для экономического роста, они понимают, что деньги больше ниоткуда не появятся. Поэтому у населения, у предприятий будут появляться расходы, которых раньше не было: в здравоохранении, в образовании. В сфере ЖКХ мы это уже видим на примере капитального ремонта за счет населения. Введут большой налог на недвижимость. Все, что раньше было бесплатным, станет платным. Эта политика началась со времен Кудрина, я ее называю «взимание платы за жизнь».

«СП»: — Вызывает сомнение готовность предпринимателей и населения делать добровольные пожертвования…

— На первом этапе надо легализовать добровольную схему. Сегодня это и происходит. Затем введут в мэрии свой внутренний регламент: в первоочередном порядке строить дороги и благоустраивать дворы за счет средств Дорожного фонда там, где нет возможности финансирования из других источников. Одновременно резко уменьшат запланированные объемы строительства за счет денег города. И собранные налоги и акцизы направят по другим каналам. А все заявки на ремонт за счет казны будут наталкиваться на мягкий отказ: мы не уверены, что нет других источников финансирования, поищите, скиньтесь. И будете либо платить, либо десятилетиями стоять в очереди на бесплатный ремонт. Такова схема, и никакой другой схемы тут быть не может.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня