Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
23 октября 2012 12:37

Театр Гоголя штурмуют ремонтом

Примирение актерской труппы с режиссером Кириллом Серебренниковым невозможно?

90

Скандал, связанный с приходом в Московский театр имени Николая Гоголя нового режиссера Кирилла Серебренникова, получил продолжение. На вчерашнем заседании двух комиссий Мосгордумы (по культуре и массовым коммуникациям и по делам общественных объединений и религиозных организаций) депутаты выслушали мнения представителей обеих сторон конфликта. На стороне Серебренникова на заседании выступил глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Напомним в двух словах, в чем собственно дело. 7 августа был уволен бывший руководитель театра Сергей Яшин. На его место руководство Департамента назначило известного режиссера Кирилла Серебренникова. Последовали заявления нового руководства о том, что театр будет переформатирован, прежний репертуар пойдет «в утиль». Серебренников собирался сменить в театре почти все, включая название. Теперь он должен был называться «Гоголь-центр». Актеры, многим из которых уже «по-тихому» предложили уволиться, восприняли смену руководства как рейдерский захват. По их мнению, новых хозяев интересует здание, а не сам театр. Коллектив написал письмо на имя властей с требованием снять Серебренникова с должности худрука. 23 сентября около 150 представителей творческой интеллигенции столицы под проливным дождем провели митинг против действий нового руководства театра. Только после этого столичные власти вынуждены были прислушаться к протестам актеров.

Депутат от КПРФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков принял участие в заседании Мосгордумы 22 октября. Мы попросили его прокомментировать ситуацию.

— Новое руководство театра Гоголя совместно с Департаментом культуры уверяют всех, что конфликт исчерпан. Но это не так. Серьезное противостояние между коллективом театра и новым режиссером продолжается. Судя по всему, Серебренников линию «на переформатирование» собирается продолжать. От своих слов, что вместо репертуарного театра в результате получится некая площадка для экспериментальных театральных проектов, он публично не отказывался. Над коллективом продолжает нависать вопрос: где их место в том проекте, который собирается создать господин Серебренников?

Тем более что с 1 октября ни с того ни с сего был затеян ремонт здания театра. В разгар театрального сезона! Прежний режиссер Яшин просил выделить средства на косметический ремонт летом, когда спектакли в здании не шли. И ему отказали. А теперь получается, что актеры не у дел. Здесь есть одна тонкость. Для каждого государственного театра, каким является и театр имени Николая Гоголя, существуют обязательные нормативы. За сезон должно быть сыграно определенное количество спектаклей и каждый актер должен выходить на сцену не меньше энного количества раз. Затеянный новым руководством ремонт в лучшем случае закончится в феврале. Понятно, что выполнить обязательные нормативы будет невозможно, и у Департамента культуры Москвы появится лишний повод обвинять актеров в несоответствии профессиональным требованиям. Коллектив с самого начала воспринял данную ситуацию как тревожный сигнал. Их опасения вскоре подтвердились, потому что с людьми начали проводиться собеседования. Кому-то напрямую предлагали уволиться, кому-то намекали, что в новых постановках ролей для них не предусмотрено. При этом сложившийся, наработанный репертуар на основе произведений мировой классической литературы новое руководство не интересовал. Коллектив, конечно, возмутился такой постановкой вопроса. И дело не только в том, что люди не хотят терять любимую работу. Актеры борются за то, чтобы сохранились традиции театра, сложившиеся с 20−30-х годов прошлого века.

«СП»: — Какое впечатление осталось у вас от прошедшего заседания? Настроены ли московские власти на то, чтобы как-то решить конфликт?

— Комиссия Мосгордумы сама по себе серьезных решений принять не может. От сегодняшнего заседания я не ждал кардинального решения ситуации. Но зато окончательно прояснилось, на чьей стороне столичные власти.

По-настоящему объективного обсуждения с заслушиванием всех мнений на заседании не планировалось. Задача стояла, прежде всего, в продвижении одной точки зрения. Сначала слово было дано Капкову, потом Малобродскому — новому директору театра, назначенному Капковым. Следом выступил Серебренников. Лишь потом дали слово Фоминой — представителю Профсоюза работников культуры города Москвы. С большим боем удалось предоставить слово представителю профкома самого театра Гоголя Асе Перелякиной. Само обсуждение началось с опозданием на 20 минут, депутаты ждали, когда приедет Капков, хотя начать обсуждение можно было и без него, предоставив слово представителям театра.

В итоге депутаты Мосгордумы пришли к выводу, что проблема требует дальнейшего рассмотрения. Планируется, что в середине ноября в столичном заксобрании будет проведен круглый стол, посвященный этой проблеме.

«СП»: — На ваш взгляд, возможно ли еще достигнуть компромисс между коллективом театра и Кириллом Серебренниковым?

— Это маловероятно. Если Департамент культуры хочет поддержать творческие проекты Серебренникова, пусть создают ему какие угодно комфортные условия для творчества. Но зачем же это делать за счет фактического уничтожения старейшего очага культуры? Коллектив театра давно уже просит столичных чиновников, чтобы им, как это было недавно сделано в театре Фоменко, дали возможность самим выбрать художественного руководителя.

«СП»: — Что вам известно о том, как на сегодня обстоят дела в самом театре?

— Билетеров, уборщиц, гардеробщиц и прочих представителей обслуживающего персонала разными способами побуждают к тому, чтобы они увольнялись. Видимо, руководство будущего «Гоголь-центра» считает, что в проектном театре можно обойтись без гардероба.

Зачем-то из зрительного зала убираются удобные итальянские стулья, которые установили всего несколько месяцев назад, потратив при этом около 6 миллионов рублей.

При этом новый директор театра пытается установить особый пропускной режим, не дать возможности работникам театра проводить профсоюзные собрания.

В целом могу согласиться с актерами театра, что ситуацию можно сравнить с рейдерским захватом, когда зачищается все, что можно зачистить.

Интересно, что вся эта история получила огласку главным образом потому, что в театре существовал сильный профсоюз. Именно он не позволил без лишних церемоний распустить творческий коллектив, как это сделано уже в других учреждениях культуры.

Как считает начальник звукового цеха и заместитель председателя Профкома театра имени Гоголя Ася Перелякина, отношения между коллективом и новым руководством ничуть не улучшились, и достижение компромисса вряд ли возможно.

— Со стороны Департамента культуры Москвы идет абсолютная дезинформация в наш адрес. На вчерашнем заседании Мосгордумы чиновники представили фотографии помещения, которое до недавнего времени арендовал ночной клуб «Икра». Да, после того, как они съехали, помещение выглядит разбитым. Но представители Департамента культуры пытались убедить депутатов, что так выглядел весь театр до начала ремонта. Это неправда.

И информация о том, что всем актерам Серебренников предложил новые роли, тоже не соответствует действительности. Серебренников действительно вызвал 32 артиста (примерно половину нашей труппы). Но никаких конкретных договоренностей на этих встречах достигнуто не было. После всех, скажем так, помоев, которые вылил на наш театр господин Серебренников, мы не видим возможности найти с ним какой-либо компромисс.

Мы обратились к Кириллу Серебренникову, чтобы он высказал свою точку зрения на происходящее в театре.

— Здесь, в общем, нечего обсуждать. Половине труппы театра, я бы сказал, лучшей половине, предложена работа. Сейчас происходит подготовка помещений к ремонту, который, я надеюсь, закончится к февралю. Скоро начнутся репетиции, актерские тренинги. В театре начинается серьезный творческий процесс. Недовольные, конечно, всегда будут: кому-то не предложено сотрудничество по, так скажем, художественным причинам, с кем невозможно работать в одном художественном пространстве. Но при этом никто из актеров не уволен, все защищены контрактами.

Между тем история с театром имени Гоголя — это лишь самый шумный эпизод в цепи того «переформатирования» столичной культуры, которое затеяно с подачи Сергея Капкова.

Минувшим летом вынужден был уволиться практически весь прежний состав Московского института социально-культурных программ (МИСКП), входящего в структуру Департамента культуры Москвы. Институт проводил научные исследования, его сотрудники организовывали фестивали, конкурсы, выставки.

— Главной претензией к сотрудникам института было «использование в научной деятельности подходов, основанных на „отсталой“ советской социологии», которая, как и все советское, должно быть искоренено и заменено на креативные и передовые американские методы, — рассказывает бывший сотрудник МИСКП Федор Черепанов.

Вовсю идет атака на дворец культуры «ЗИЛ». Новый руководитель Елена Зеленцова тоже большая поклонница западной культуры и американских управленческих технологий.

— В апреле месяце на общем собрании коллектива Зеленцова озвучила свои планы по модернизации ДК и превращению его в новый современный досугово-развлекательный центр. Предполагается, что со временем подобная участь ждет все дворцы культуры в Москве и России. Причем за основу «модернизации» взят Культурный Центр в Лондоне «Барбикан», - рассказывает член инициативной группы уволенных работников ДК «Зил» Маргарита Озолина.

В последние месяцы из дворца культуры выдавливаются хорошо зарекомендовавшие себя художественные коллективы, увольняются заслуженные работники.

Один из главных аргументов «модернизаторов» российской культуры в том, что традиционные формы работы культработников с людьми не востребованы. Инициативная группа ДК «ЗИЛ» в ответ на эти претензии подготовила сводную таблицу, из которой видно, в какую сторону изменились показатели посещаемости мероприятий дворца культуры.

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня