Общество

Опустел «Городок»…

В воскресенье в петербургской больнице скончался народный артист России Илья Олейников

  
35

Умер актер Илья Олейников. Дальше можно было бы добавить: даже те, кто никогда не видел его на сцене, в кино, на телеэкране, наверняка хоть раз да слышали об этом артисте. Но вряд ли кто-то на пространстве СНГ не видел его актерских работ — всегда неожиданных, ярких, талантливых.

Достаточно вспомнить легендарный «Городок», где Илья Львович зажигал на пару с Юрием Стояновым. Эта передача «выросла» из популярной в 1990-е годы питерской программы Кирилла Набутова «Адамово яблоко». Когда после переезда Набутова в Москву «Яблоко» тихо скончалось, из всех ее составляющих, казалось бы, интересных, по-своему оригинальных, выжил один «Городок» с Олейниковым и Стояновым. Стал выходить как самостоятельная передача на другом канале, центральном. И практически сразу завоевал популярность у миллионов телезрителей.

А кроме «Городка» были у артиста еще антрепризные спектакли, кино и телефильмы, выступления на эстраде.

С эстрады, к слову, он когда-то начинал. Тогда еще как Клявер (настоящая фамилия артиста; фамилию жены Ирины Олейниковой он взял позже). Работал в Москонцерте, в Ленконцерте. В конце 1970-х вместе со своим партнером по сцене Романом Казаковым стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Работал этот дуэт также с Владимиром Винокуром в эстрадно-пародийной программе «Нет ли лишнего билетика»…

Лет, кажется, пять назад Илья Львович взялся за создание мюзикла «Пророк». Сам не один месяц писал к нему музыку. Сначала проигрывал ее своим близким, друзьям, часто бывавшим в его загородном доме под Питером. Просил их на этих «прослушиваниях» «не жалеть» автора, говорить начистоту, если что не так в этой музыке, готов, мол, внести коррективы.

Был вообще очень сомневающимся человеком. Корреспондент «СП» как раз в тот период активно общалась с ним. Олейников, отвечая на звонок, полушутя-полусерьезно спрашивал меня: «А материал будет критический? Ну, тогда давайте встретимся». Когда же встречались, завязав беседу, осторожно так, между слов, вворачивал: «Вы уж там не сильно критикуйте меня, а то жена будет переживать». — «А нечего критиковать, Илья Львович, все у вас замечательно получается!». — «Да? Честно?»…

Пригласил на премьеру «Пророка». Постановка давалась ему сложно. Очень много участников, в основном известных исполнителей. Огромные и «многослойные» декорации. Недешевая аренда большого зала. Вложил в мюзикл немало своих средств. Не хватило. Занял у друзей, знакомых. Переживал: окупится ли? Как быстро? Заходят ли взаимодавцы ждать?

Не все ждать захотели. Не исключено, и данный факт сыграл свою негативную роль в его долгой болезни.

— Илья давно хворал, не один год, — ответила на звонок корреспондента «СП» вдова артиста Ирина Олейникова. — Минувшим летом отказался даже отмечать свой 65-летний юбилей, разве что в тесном семейном кругу. Говорил, «что я буду угнетать гостей своим видом»… Мы, конечно, надеялись на лучшее, но у него не выдержало сердце. Вы извините, долго говорить не могу, тяжело, беда пришла так внезапно.

«СП»: — Наши соболезнования, Ирина! Еще только один короткий вопрос: а ваш с Ильей Львовичем сын сейчас с вами, не на гастролях?

— Спасибо за соболезнования. Денис со мной. Очень переживает. У них с отцом были очень близкие, доверительные отношения.

В Петербурге известие о кончине известного актера для многих людей стало скорбной неожиданностью. Свои соболезнования передал через интернет-рассылку Смольного губернатор Георгий Полтавченко: «Ушел большой артист, человек огромного таланта и невероятного оптимизма. Он хотел, чтобы мир стал лучше и лечил его смехом. Он щедро дарил людям свой талант, любовь к жизни и веру в лучшее. Он был настоящим Мастером».

Специально для «СП» об актере рассказал Олег Басилашвили, народный артист СССР:

— Сразу скажу, что с Ильей Львовичем я на сцене не играл и в кино не снимался. К сожалению. Но мы были хорошо знакомы. Сейчас уже и не припомню, кто и где нас познакомил, но сошлись мы с ним, что называется, с первого взгляда. Он пленил меня своим талантом, умом, порядочностью. Редко теперь встретишь артиста, который бы восхищался талантом, удачно сыгранной ролью своего коллеги. А он — восхищался. Открыто, прилюдно. Оставаясь же один на один с собой, писал понравившемуся ему исполнителю открытку со словами благодарности за «истинное искусство». Как зритель я обожал его! Как актер страшно завидовал («по белому»!) его искрометному таланту. Перевоплощался он великолепно. Мог без проблем сыграть что угодно, когда угодно и кого угодно. Помню, пригласил меня на свой мюзикл «Пророк». Потом с пристрастием допытывался: где что «не так»? Он сильно потратился на эту постановку. Имею в виду не только деньги, но и чисто физические силы. Считал «Пророка» чуть ли не главным делом своей жизни. Похоже, так и не восстановился… Огромная потеря для отечественного искусства. Для культуры России в целом.

Сергей Мигицко, народный артист РФ:

— Несколько лет назад на одном из телеканалов я делал цикл передач «Кто в доме хозяин». Одним из ее героев был Илья Львович Олейников. Тогда-то мы с ним близко и познакомились. Снимали в его загородном доме. Он сам его придумал, обставил. Очень теплый получился дом! Что удивительно, учитывая его постоянные разъезды по городам и весям с гастрольными выступлениями. Илья был семейным человеком. Понятие «домашний очаг» для него не пустой звук. Мечтал: выйду на пенсию, займусь домом по-настоящему! Не успел… Очень гордился творчеством своего сына Дениса, популярного музыканта и исполнителя. Считал его чрезвычайно талантливым.

Олейников приехал в город на Неве уже зрелым человеком. И очень быстро стал настоящим питерским интеллигентом. Ни за что не скажешь, что рос в бедной семье, говорил когда-то с сильным южным акцентом. Впитал все лучшее, что может дать Северная столица ищущему талантливому человеку.

Я знал, что он хворает. Как-то звонил ему, подбодрить, обменяться впечатлениями о событиях в театре и кино. Он был бодр, как всегда остроумен. Ни за что не подумаешь, что тяжело болен…

Справка «СП»:

Клявер Илья Львович родился 10 июля 1947 года в Кишиневе в еврейской семье шорника Льва (Лейба) Нафтуловича Клявера и домохозяйки Клары (Хаи) Борисовны Пресель. Вырос в кишиневском районе Магала, населенном главным образом ремесленниками. Окончил Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства. Отслужил срочную службу в рядах Советской Армии. На сцене начинал с разговорного жанра. С 1968 года снимался в кино. В 1993 году вместе Юрием Стояновым создал программу «Городок».

В 1996 году получил национальную телевизионную премию ТЭФИ в номинации «Лучший ведущий развлекательной программы». В 2001 году удостоен звания народного артиста РФ. Написал книгу «Жизнь как песТня». В последние годы жизни работал над новой книгой — «До встречи в «Городке».

Фото ИТАР-ТАСС / Fotoimedia

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня