Общество

Цены на плацкарт готовы к взлету

А РЖД готовится купить двухэтажные вагоны бизнес-класса

  
431

Похоже, что в новогодние праздники часть россиян будет вынуждена отказаться от традиционных поездок к родственникам. В бюджете на будущий год, принятом в Государственной Думе 23-го ноября, «заложено» повышение цены проезда в плацкартных вагонах на 20%. А значит, для многих жителей небогатых российских регионов поездка окажется не по карману.

Первоначально о возможном повышении тарифов рассказал в начале прошлого месяца вице-президент РЖД Михаил Акулов: «Цена железнодорожного билета на плацкартные места для пассажиров, не имеющих права на льготы, может вырасти почти на 60% в 2013-м году». Он объяснил намерение тем, что Министерство финансов предлагает субсидировать плацкартные перевозки с будущего года только для молодежи до 23-ех лет и пенсионеров. Государство ежегодно выделяет около 30-ти миллиардов рублей на поддержку плацкарта и общих вагонов. Однако этого недостаточно, РЖД требуется 36 миллиардов. Дефицит средств в размере более 6-ти миллиардов покрывался за счет доходов от перевозки пассажиров в вагонах купе и СВ и сокращения инвестрасходов на обновление парка.

Также г-н Акулов сообщил, что в настоящее время тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах устанавливаются государством ниже экономически обоснованного уровня. Например, при средней себестоимости проезда 1200 рублей пассажир платит 800 рублей. На компенсацию «выпадающих» доходов в 2011-м году выделялись субсидии в размере 29 миллиардов рублей. А в проекте федерального бюджета на 2013−2015-е годы на эти цели предусматривается лишь 15 миллиардов.

Затем РЖД «припугнуло» федеральную власть: в случае, если цены на плацкартные места не повысятся, ему придется отменить более 110 поездов, лишить работы более 15 000 человек, закрыть 12 из 38 вагонных депо и полностью отказаться от приобретения плацкартных вагонов, производимых ОАО «Тверской вагоностроительный завод», что поставит на грань банкротства это градообразующее предприятие. Власть «сдалась» и позволила отпустить цены.

Тем временем вечно нуждающаяся компания запустила поезд с вагоном для автомобиля. Новая услуга стоит 450 евро. Купить билет не только для себя, но и для своей машины отныне можно на поезд Москва-Хельсинки.

Вагоны произвели в Воронеже. Один вмещает до пяти автомобилей. В РЖД уже поступили 20 заявок на билеты для машин. Хельсинки, сообщили в компании, — только первое направление. С начала лета будущего года аналогичные вагоны отправятся в Сочи и Астрахань.

До конца текущего года монополист планирует претворить еще один проект: пустить на маршрутах до европейских столиц поезда с автоматическим изменением ширины используемой колеи.

В середине прошлого года испанская компания «Patentes Talgo S.L.» и ОАО «Федеральная пассажирская компания» (дочерняя компания РЖД) подписали контракт на поставку семи 20-вагонных поездов «Talgo». Составы должны быть доставлены до 2015 года.

Поезда «Talgo» станут использовать на маршрутах Москва — Киев и Москва — Берлин. Они позволят существенно сократить время в пути по названным маршрутам: до Киева — на 6 часов (с 13 до 7 часов), до Берлина на 9 часов (с 27 до 18 часов).

В 2014-м году РЖД намерено запустить сидячие двухэтажные вагоны эконом- и бизнес-класса для межрегиональных поездов. В вагонах эконом-класса предусмотрено 104 кресла, располагающихся на обоих этажах. Рядом со служебным купе будет кладовая для крупногабаритного багажа, в пассажирских салонах — багажные стеллажи. Каждое пассажирское место оборудуют индивидуальным светильником и столиком, над креслами расположатся багажные полки для ручной клади.

В вагонах бизнес-класса на каждом этаже будет по 29 кресел с возможностью разворота «по ходу» движения состава. В спинках кресел — встроенные жидкокристаллические мониторы. В каждом салоне предусмотрен гардероб и чайный столик с кулером-водонагревателем, принадлежностями для приготовления чая и кофе. Также в вагонах предусмотрено двухместное VIP-купе с более высоким уровнем технической оснащенности и комфорта.

Все вагоны будут оборудованы кондиционерами, экологически чистыми туалетами, точками Wi-Fi, информационными табло и энергосберегающими светильниками.

На фоне масштабных планов по улучшению комфорта для пассажиров, готовых платить за билеты нескромные суммы, РЖД намерено принудить пассажиров электричек оплачивать инфраструктуру: рельсы, платформы и прочее.

Часть тарифа за использование инфраструктуры планируется включить в цену билета на электропоезда. Изменения в проект «Концепции развития пригородных перевозок» готовит Министерство экономического развития РФ.

Ранее государство компенсировало компании 99% инфраструктурного тарифа. В этом году — 76%. В 2013-м году в проекте бюджета запланирована компенсация в размере 50%. Цены билетов на электрички могут увеличиться на 8%, прогнозируют эксперты. Позиция государства вполне объяснима. В свое время РЖД «отпустили на волю», позволив стать коммерческой компанией. Но социальной нагрузки с монополиста в сфере железнодорожных перевозок никто не снимал. Ведомство господина Якунина вправе развивать свой бизнес по собственному разумению. Но каждый раз, составляя финансовый план, руководители РЖД должны помнить о главной задаче акционерного общества: своей транспортной сетью скреплять регионы нашей страны.

Но сегодня все более очевидным становится, что нынешние приоритеты ОАО «Российские железные дороги» далеки от общенациональных интересов. Отсюда — недавняя инициатива передать ответственность региональных пассажирских перевозок в руки руководителей субъектов Федерации, избавив тем самым РЖД от хлопот по содержанию пригородных электричек. А еще чересчур вольное обращение с деньгами компании, которая переживает сейчас далеко не лучшие свои времена. Неудивительно, что глава министерства финансов Антон Силуанов давно и настойчиво критикует РЖД за неэффективную трату собственных средств. Причем речь идет не только о бессмысленных и дорогостоящих инвестициях вроде покупки французской логистической компании (об этой сделке «СП» рассказывала в ноябре). На совещании в Общественной палате он заявил, что перевозчик «иногда самостоятельно устанавливает льготные тарифы, не обращаясь к федеральному центру за субсидиями».

— Власть, вероятно, должна выделять субсидии РЖД, но повышение цен на места в плацкарте — варварство. Это ударит по самым незащищенным гражданам, которые имеют возможность передвигаться по стране исключительно в таких вагонах. Да и на билеты в них многие «наскребают» с большим трудом, — возмущается намерениями государства и железнодорожного монополиста доктор экономических наук, депутат Государственной Думы Валерий Рашкин. — РЖД беспрестанно сообщает об убытках и требует от власти повышения стоимости проезда. Однако никто не проверял: из чего исходит ОАО, требуя этого? Какова реальная прибыль компании от пассажирских и грузовых перевозок? И Антимонопольная служба отчего-то не обращает внимания на происходящее.

Если пассажирские перевозки и приносят убыток, то лишь на некоторых участках магистралей. К тому же серьезным источником дохода для РЖД являются логистические услуги и грузоперевозки.

В начале этого месяца председатель совета директоров французского концерна «Peugeot Citroen» Филипп Варен и глава РЖД Владимир Якунин подписали соглашение о продаже РЖД 75% акций логистической компании «GEFCO». Откуда Якунин возьмет на это деньги, если компания кругом несет убытки? На это у него деньги есть, а на сохранение прежней стоимости билетов в плацкарт и на электрички нет?!

«СП»: — Вот так дела! Быть может, он не ограничится двадцатипроцентным повышением цен?..

— Вполне вероятно, что до конца следующего года цены на эти билеты взлетят на 30%, а то и на 40%.

Фото: Владимир Астапкович/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня