Общество

Цены на плацкарт готовы к взлету

А РЖД готовится купить двухэтажные вагоны бизнес-класса

  
431

Похоже, что в новогодние праздники часть россиян будет вынуждена отказаться от традиционных поездок к родственникам. В бюджете на будущий год, принятом в Государственной Думе 23-го ноября, «заложено» повышение цены проезда в плацкартных вагонах на 20%. А значит, для многих жителей небогатых российских регионов поездка окажется не по карману.

Первоначально о возможном повышении тарифов рассказал в начале прошлого месяца вице-президент РЖД Михаил Акулов: «Цена железнодорожного билета на плацкартные места для пассажиров, не имеющих права на льготы, может вырасти почти на 60% в 2013-м году». Он объяснил намерение тем, что Министерство финансов предлагает субсидировать плацкартные перевозки с будущего года только для молодежи до 23-ех лет и пенсионеров. Государство ежегодно выделяет около 30-ти миллиардов рублей на поддержку плацкарта и общих вагонов. Однако этого недостаточно, РЖД требуется 36 миллиардов. Дефицит средств в размере более 6-ти миллиардов покрывался за счет доходов от перевозки пассажиров в вагонах купе и СВ и сокращения инвестрасходов на обновление парка.

Также г-н Акулов сообщил, что в настоящее время тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах устанавливаются государством ниже экономически обоснованного уровня. Например, при средней себестоимости проезда 1200 рублей пассажир платит 800 рублей. На компенсацию «выпадающих» доходов в 2011-м году выделялись субсидии в размере 29 миллиардов рублей. А в проекте федерального бюджета на 2013−2015-е годы на эти цели предусматривается лишь 15 миллиардов.

Затем РЖД «припугнуло» федеральную власть: в случае, если цены на плацкартные места не повысятся, ему придется отменить более 110 поездов, лишить работы более 15 000 человек, закрыть 12 из 38 вагонных депо и полностью отказаться от приобретения плацкартных вагонов, производимых ОАО «Тверской вагоностроительный завод», что поставит на грань банкротства это градообразующее предприятие. Власть «сдалась» и позволила отпустить цены.

Тем временем вечно нуждающаяся компания запустила поезд с вагоном для автомобиля. Новая услуга стоит 450 евро. Купить билет не только для себя, но и для своей машины отныне можно на поезд Москва-Хельсинки.

Вагоны произвели в Воронеже. Один вмещает до пяти автомобилей. В РЖД уже поступили 20 заявок на билеты для машин. Хельсинки, сообщили в компании, — только первое направление. С начала лета будущего года аналогичные вагоны отправятся в Сочи и Астрахань.

До конца текущего года монополист планирует претворить еще один проект: пустить на маршрутах до европейских столиц поезда с автоматическим изменением ширины используемой колеи.

В середине прошлого года испанская компания «Patentes Talgo S.L.» и ОАО «Федеральная пассажирская компания» (дочерняя компания РЖД) подписали контракт на поставку семи 20-вагонных поездов «Talgo». Составы должны быть доставлены до 2015 года.

Поезда «Talgo» станут использовать на маршрутах Москва — Киев и Москва — Берлин. Они позволят существенно сократить время в пути по названным маршрутам: до Киева — на 6 часов (с 13 до 7 часов), до Берлина на 9 часов (с 27 до 18 часов).

В 2014-м году РЖД намерено запустить сидячие двухэтажные вагоны эконом- и бизнес-класса для межрегиональных поездов. В вагонах эконом-класса предусмотрено 104 кресла, располагающихся на обоих этажах. Рядом со служебным купе будет кладовая для крупногабаритного багажа, в пассажирских салонах — багажные стеллажи. Каждое пассажирское место оборудуют индивидуальным светильником и столиком, над креслами расположатся багажные полки для ручной клади.

В вагонах бизнес-класса на каждом этаже будет по 29 кресел с возможностью разворота «по ходу» движения состава. В спинках кресел — встроенные жидкокристаллические мониторы. В каждом салоне предусмотрен гардероб и чайный столик с кулером-водонагревателем, принадлежностями для приготовления чая и кофе. Также в вагонах предусмотрено двухместное VIP-купе с более высоким уровнем технической оснащенности и комфорта.

Все вагоны будут оборудованы кондиционерами, экологически чистыми туалетами, точками Wi-Fi, информационными табло и энергосберегающими светильниками.

На фоне масштабных планов по улучшению комфорта для пассажиров, готовых платить за билеты нескромные суммы, РЖД намерено принудить пассажиров электричек оплачивать инфраструктуру: рельсы, платформы и прочее.

Часть тарифа за использование инфраструктуры планируется включить в цену билета на электропоезда. Изменения в проект «Концепции развития пригородных перевозок» готовит Министерство экономического развития РФ.

Ранее государство компенсировало компании 99% инфраструктурного тарифа. В этом году — 76%. В 2013-м году в проекте бюджета запланирована компенсация в размере 50%. Цены билетов на электрички могут увеличиться на 8%, прогнозируют эксперты. Позиция государства вполне объяснима. В свое время РЖД «отпустили на волю», позволив стать коммерческой компанией. Но социальной нагрузки с монополиста в сфере железнодорожных перевозок никто не снимал. Ведомство господина Якунина вправе развивать свой бизнес по собственному разумению. Но каждый раз, составляя финансовый план, руководители РЖД должны помнить о главной задаче акционерного общества: своей транспортной сетью скреплять регионы нашей страны.

Но сегодня все более очевидным становится, что нынешние приоритеты ОАО «Российские железные дороги» далеки от общенациональных интересов. Отсюда — недавняя инициатива передать ответственность региональных пассажирских перевозок в руки руководителей субъектов Федерации, избавив тем самым РЖД от хлопот по содержанию пригородных электричек. А еще чересчур вольное обращение с деньгами компании, которая переживает сейчас далеко не лучшие свои времена. Неудивительно, что глава министерства финансов Антон Силуанов давно и настойчиво критикует РЖД за неэффективную трату собственных средств. Причем речь идет не только о бессмысленных и дорогостоящих инвестициях вроде покупки французской логистической компании (об этой сделке «СП» рассказывала в ноябре). На совещании в Общественной палате он заявил, что перевозчик «иногда самостоятельно устанавливает льготные тарифы, не обращаясь к федеральному центру за субсидиями».

— Власть, вероятно, должна выделять субсидии РЖД, но повышение цен на места в плацкарте — варварство. Это ударит по самым незащищенным гражданам, которые имеют возможность передвигаться по стране исключительно в таких вагонах. Да и на билеты в них многие «наскребают» с большим трудом, — возмущается намерениями государства и железнодорожного монополиста доктор экономических наук, депутат Государственной Думы Валерий Рашкин. — РЖД беспрестанно сообщает об убытках и требует от власти повышения стоимости проезда. Однако никто не проверял: из чего исходит ОАО, требуя этого? Какова реальная прибыль компании от пассажирских и грузовых перевозок? И Антимонопольная служба отчего-то не обращает внимания на происходящее.

Если пассажирские перевозки и приносят убыток, то лишь на некоторых участках магистралей. К тому же серьезным источником дохода для РЖД являются логистические услуги и грузоперевозки.

В начале этого месяца председатель совета директоров французского концерна «Peugeot Citroen» Филипп Варен и глава РЖД Владимир Якунин подписали соглашение о продаже РЖД 75% акций логистической компании «GEFCO». Откуда Якунин возьмет на это деньги, если компания кругом несет убытки? На это у него деньги есть, а на сохранение прежней стоимости билетов в плацкарт и на электрички нет?!

«СП»: — Вот так дела! Быть может, он не ограничится двадцатипроцентным повышением цен?..

— Вполне вероятно, что до конца следующего года цены на эти билеты взлетят на 30%, а то и на 40%.

Фото: Владимир Астапкович/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Магомед Толбоев

Генерал-майор авиации в отставке, Герой России

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня