Общество

Смета с выбоинами

Минэкономразвития закатает нефтяные сверхдоходы в дорожный асфальт

  
13

Министр экономического развития Андрей Белоусов предложил увеличить финансирование строительства дорог в стране с нынешних 3 до 4,5% ВВП. Так как бюджет на ближайшие три года уже принят и там не предусмотрены такие траты, чиновник предлагает сократить поступления в Резервный фонд от дополнительных доходов от продажи нефти.

По нынешним правилам, доходы от разницы между заложенной в бюджете и фактической ценой за баррель направляются в Резервный фонд. Когда его размер становится равным 7% ВВП, половина последующих поступлений идет в Фонд национального благосостояния (на покрытие дефицита Пенсионного фонда), а половина — на развитие экономики. На сегодняшний день в Резервном фонде находится около 1,9 трлн. рублей, что составляет примерно 3% ВВП. Согласно прогнозам, уровня 7% Резервный фонд достигнет к 2017 году. Андрей Белоусов предлагает снизить планку до 5%, которую удастся преодолеть уже в 2014 году. По словам чиновника, строительство дорог даст большой эффект экономике.

С этим выводом, конечно, никто не спорит. Но, как считает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов, новые километры только за счет увеличения финансирования дорожного строительства не появятся:

— За последние 15 лет при строительстве дорог мы столкнулись с проблемой, что те госпрограммы, которые были, никак не стимулировали строительные компании развивать мощности. Получается, что спрос растет, а предложение не увеличивается. В результате дороги дорожают. Программой, предлагаемой Минэкономразвития, должны заинтересоваться строительные компании. Пока все госпрограммы не носили системного и длительного характера. Ни один бизнесмен не будет инвестировать в развитие мощностей, если не сможет просчитывать хотя бы на 10 лет вперед. Но внятной программы государство пока никому не показывало. Стимулирование увеличения мощностей — это сложная задача, но решаемая. Во всяком случае, во всем мире находят способы, — говорит Иван Родионов.

При этом, как замечает эксперт, сформулировать концепцию для строительных фирм — это лишь полдела. Дороги без необходимой инфраструктуры будут устремлены в никуда:

— Подсчитать экономический эффект от ввода в строй новых километров очень сложно. Во-первых, необходимо смотреть на места строительства. Во-вторых, новые дороги должны быть насыщены инфраструктурой. К примеру, в нашей стране долгое время не было дороги между Хабаровском и Читой. Сейчас дорога вроде появилась. Эффект от нее будет только в том случае, если вдоль дороги будут селиться люди. Но чтобы поселения развивались, необходимо строить инфраструктуру. Известно, что пока вдоль этой дороги нет сотовой связи. При этом очевидно, что сотовые операторы не будут строить вышки без серьезной господдержки, т.к. спроса на связь сейчас нет — он появится потом. Чтобы получить эффект от строительства дорог, необходима комплексная программа, — подчеркивает Иван Родионов.

Помимо проблем, существующих в научных расчетах, существует еще и проблема воровства. Не секрет, что строительство — одна из самых коррупционных отраслей. Когда объект уже сдан, очень сложно подсчитать, сколько бетона и песка пошло в дело, а сколько существовало лишь в платежных ведомостях. Даже тогда, когда что-нибудь обрушится или провалится, можно будет сделать лишь общий вывод, что воровство таки было.

По поводу коррупции в дорожном строительстве кто только не возмущался. И оппозиционеры, и руководители государства. Если верить различным высказываниям, то стоимость километра трассы в нашей стране в несколько раз превышает стоимость в других странах. Однако, как говорят специалисты, цена чуть ли не каждого метра индивидуальна. Необходимо учитывать не только климатические условия, но и состав грунта, наличие подземных вод в каждом конкретном месте. В анализе, проведенном заслуженным строителем и лауреатом Государственной премии СССР Олегом Скворцовым, есть весьма интересные данные. К примеру, в исследовании построенных в период с 2008 по 2010 годы 29 дорожных объектов Китая, можно увидеть, что на одной дороге километр стоил 2 млн долларов, а на другой — более 71 млн. Не лучше и в других странах. Так, при строительстве в 2005 году дороги в американском штате Вирджиния цена варьировалась от 1,2 млн. долларов за километр до 117,5 млн.

Такой разброс явно на руку тем, кто любит запустить руку в чужой карман.

Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов предлагает свой способ избежать воровства:

— Сегодня приблизительно 40% бюджета дорожного строительства идет на откаты. К тому же, практически никто не контролирует ни сам ход строительства, ни качество построенного. Наши дороги, как правило, не отвечают современным технологическим требованиям, хоть часто и превышают по стоимости иностранные. Прежде чем повышать затраты на строительство, необходимо наладить систему приемки построенного и привлечения к ответственности недобросовестных исполнителей. Контролировать строительство со стадии проекта до стадии сдачи должны независимые эксперты. Только они в состоянии реально оценить стоимость тех или иных работ.

В этом году было введено в эксплуатацию 230 км федеральных дорог, а на их строительство и обслуживание старых (федеральных трасс в стране 50 тыс. км) было потрачено 392 млрд. рублей. К 2015 году в федеральном дорожном фонде должно быть 511 млрд. Всего на дорожное хозяйство в стране тратится сегодня около 2 трлн. рублей. Увеличение этой суммы в полтора раза, как предлагает Минэкономразвития, может для кого-то стать хорошим источником обогащения. Тем более обращает на себя факт, что дороги предлагается строить после окончательного завершения возведения олимпийских объектов в Сочи.

Сама по себе идея развития дорожной инфраструктуры в стране, где до 15 миллионов граждан живут в условиях, что добраться до них можно не в любое время года, выглядит благородной. Вряд ли кто-то станет возражать против строительства дорог. Но главный вопрос заключен в том, захотят ли власти независимой экспертизы на всех стадиях осуществления проектов.

Фото: Виталий Аньков/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня