Общество

Битва за «Арктику»

В Петербурге пытаются спасти приговоренный к утилизации легендарный ледокол

  
81

Сохранить для истории списанный атомный ледокол «Арктика» требуют от властей петербургские полярники. Среди них и те, кто не раз ходил по Северному Ледовитому океану на легендарном ледоколе.

Напомним, «Арктика» была спущена на воду со стапелей Балтийского завода Северной столицы ровно 40 лет назад, в декабре 1972 года. И стала первой в серии судов уникального по сложности проекта 10520. Но главное — первой в мире достигла Северного полюса в надводном плавании.

Свой последний поход «Арктика» совершила в 2008 году. Летом уходящего года отслуживший свое ледокол был выведен из морского реестра РФ. И теперь стоит, приговоренный к распилу, в холодном доке Мурманска.

Не все захотели с этим мириться. В Петербурге нашлись люди, которые собираются не допустить уничтожения славного атомохода. Да, говорят они, ледокол состарился, не соответствует уже в полной мере современным требованиям. Но вполне ещё может быть полезным. Например, в воспитании подрастающего поколения. Скажем, в качестве музея. А ещё лучше — научного музейного центра.

Для «борьбы за «Арктику» создана рабочая группа, куда вошло немало известных специалистов. Проведено несколько конференций. На той из них, что прошла не так давно в Научно-географическом обществе, был принят текст обращения к федеральным властям

с просьбой сохранить атомный ледокол «Арктика» в качестве корабля-памятника с присвоением ему статуса «культурного наследия Российской Федерации».

«Два века назад русские моряки открыли миру последний из материков — Антарктиду. Тридцать пять лет назад они открыли для свободного мореплавания последний из океанов — Северный Ледовитый, — говорится в обращении. — Мы построили корабль, который стал ключом к сердцу Арктики. Человек, устремившийся за горизонт ещё на каравеллах, научился свободно ходить во льдах. Мы построили не просто новый атомоход. «Арктика» — это воплощенная в металле Идея. Корабль-символ страны дерзких замыслов и великих свершений, соединение труда академика и слесаря. Сплав мастерства и опыта, корабль, свершивший революцию«…

Этот документ был обнародован на Международном петербургском форуме «Арктика: настоящее и будущее», в работе которого приняли участие полярные исследователи, представители власти, научных и деловых кругов.

— Восприняли наше обращение участники Международного форума с пониманием. Многие одобрили его, в том числе, гости из зарубежных стран, — сказал «СП» Виктор Боярский, директор Государственного музея Арктики и Антарктики, известный полярный исследователь и путешественник. — Все здравомыслящие люди, имеющие отношение к полярным исследованиям, понимают, что «Арктика» — это Достояние республики. Именно так, с большой буквы! Такими кораблями, как этот атомоход, не разбрасываются.

«СП»: — Как я поняла, вы ратуете за то, чтобы привести его в порт Петербурга, поставить у стенки, и открыть там музей, так? Но у нас есть уже один такой музей — арктический ледокол «Красин», стоящий у причала вблизи Горного университета. Он не менее легендарный, чем «Арктика», гораздо старше ее (спущен на воду в 1916 году!).

— Да, но «Красин» построен не нами и не у нас, а в Великобритании. «Арктика» же — и спроектирована, и построена в Петербурге, советскими учеными. Я настаиваю на том, что это — наша национальная гордость. Которая сейчас в Мурманске медленно погибает. Потому что за ней нет никакого ухода. Мы же предлагаем организовать на борту судна-ветерана не просто музей, а Музейный научно-просветительский центр. Есть и другое предложение. Его озвучили на нашей совместной конференции руководители Морской академии имени Макарова. Академия готова вложить определенные средства для оборудования на ледоколе учебно-тренировочных классов для курсантов. Для последних это была бы отличная школа. Ни одна лекция, видеофильм не заменит даже короткого пребывания в рубке, машинном отделении, на мостике такого судна, как «Арктика».

В последние годы Петербург приобрел имидж еще и Полярной столицы. Об этом недавно заявлял, открывая очередную международную конференцию, и губернатор Георгий Полтавченко. Кому как не нам, Полярной столице, озаботиться сохранением таких кораблей, как «Красин» и «Арктика»? Создать все условия для развития интереса к северным широтам, привлечения в город соответствующих инвестиций?

«СП»: — На ваше эмоциональное обращение уже кто-то откликнулся?

— Через авторитетных кремлевских знакомых из числа бывших петербуржцев удалось передать послание президенту Владимиру Путину. Знаю, что он поручил своим помощникам «изучить вопрос». До принятия решения, надеюсь, ничего плохого с «Арктикой» не произойдет.

Поинтересовалась чисто финансовой стороной дела. Исходят В. Боярский и его товарищи из такого расклада. На то, чтобы утилизировать старину-ледокол, государство в лице «Росатома» выделяет два миллиарда рублей. На то, чтобы сохранить его, перегнав в Неву, потребуется, по подсчетам инициативной группы, на порядок меньше, всего около 600 млн. «Согласись, есть резон?», — не столько спрашивает, сколько утверждает Виктор.

На первый взгляд, резон, несомненно, есть. Экономия существенная. Да и польза от «Арктики», если использовать её именно так, как предлагается, может быть немалая. С другой стороны, если бы это было так просто, ледокол, наверное, уже бы стоял у нас на Неве, корма к корме к «Красину», как мечтает об этом Боярский.

К слову, о причале, к которому «приписан» «Красин». Расположен тот на Васильевском острове, сравнительно недалеко от Морского корпуса Петра Великого (бывшее Высшее военно-морское училище им. Фрунзе), от Благовещенского моста. То есть, можно сказать, в центре города. Правда, пройти к причалу можно только по пропускам, да и то не всегда и не всем. Потому что некогда принадлежал он Балтийскому заводу. Но давно продан коммерсантам, и теперь хозяйничает там бизнес.

«Выкупить у бизнеса, вернуть причал заводу, а лучше городу», — рубит, как саблей, с размаху, Боярский. Ох, кажется, не очень он представляет, насколько это может быть сложно. Да и дорого…

С тем, что не все так просто в очень привлекательной идее, согласен и многолетний начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин.

— Я присутствовал на собрании в Географическом обществе, когда обсуждался этот проект, — сказал Валерий Владимирович корреспонденту «СП». — В самом деле, предложение Виктора Боярского интересное. И даже благородное, учитывая значимость «Арктики» для нашей страны. Ничего против нее не имею. «Арктика» действительно заслужила, чтобы стать музеем, памятником, даже научным центром. Но я — реалист. Прежде всего, в финансовом отношении.

За годы работы в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте, будучи начальником антарктической экспедиции, научился понимать «откуда появляются деньги», и как их грамотно надо расходовать, чтобы не остаться в какой-то момент ни с чем. В отношении же ледокола «Арктика» понятно пока только одно: на его переход из Мурманска в Петербург средств потребуется меньше, чем на распил. Ну, а потом? Его же надо будет как-то содержать, правда? Содержать и сам корабль, и тех сотрудников, которые, если там будет музей, научный центр, придут работать. Вот эти средства — откуда брать?

Нельзя действовать по принципу «сначала прокукарекаем, потом будем думать». В смысле, спасем ледокол от распила, а затем начнём искать источник финансирования. Подобное в нашей стране бывало уже не раз. Кончалось чаще всего плачевно. Достаточно вспомнить тот же «Красин», который мы чуть было не потеряли как раз потому, что не было денег на его содержание. Стоял он в Петербурге, а числился почему-то за Калининградом и т. д. «Выплыл» тогда чудом. Спасали его всем миром. Но такой способ — неправильный. И надо уже сейчас продумать экономическую составляющую будущего научного центра «Арктика».

Виктор Боярский говорит, что экономит государству деньги, предлагая не пилить ледокол, а перетащить его в Петербург. Но 2 миллиарда рублей, выделяемых министерством экономики на утилизацию корабля, это средства именно на утилизацию. Целенаправленно! Их в любом случае используют — не на «Арктику», так на другой атомоход или подводную лодку. У нас их скопилось, извините, до дури. И никогда это министерство (равно как и любое другое) не согласится перекинуть свои деньги в другое ведомство. Так что экономии в данном случае точно не получается.

Если Боярский и его товарищи хотят довести свою идею до победы, они всё должны просчитать на несколько лет вперед. А не действовать, извините, нахрапом, руководствуясь эмоциями. Эмоции в данном случае плохой помощник.

Из архива «СП»:

Атомный ледокол «Арктика» — второй в мире атомный ледокол после «Ленина». Его вес 23 тысячи тонн. За кормой — миллион пройденных миль и 33 года безупречной работы.

Позднее по проекту «Арктики» в СССР (России) было построено ещё 5 аналогичных судов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы».

В 1977 году моряки и ученые пошли на «Арктике» к Северному полюсу под девизом «К полюсу — напролом!». Экспедиция продолжалась 13 дней. 17 августа того же года надводное судно впервые в мире покорило вершину планеты.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Лев Федосеев

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня