Общество

«Иркут» нацелился на «Боинг»

В Латвии пройдут испытания фюзеляжа российского пассажирского «самолета будущего»

  
134

Как ни разрушали политики экономические и производственные связи между республиками бывшего СССР, а часть советского потенциала — и в связях, и внутри стран — сохранить удалось. Созданная в Риге еще в 1961 году лаборатория нынешней компании «Авиатест», выполняющая исследования прочности авиационной техники, займется испытанием хвостовой части российского «самолета будущего» — ближне-среднемагистрального пассажирского лайнера «Иркут МС-21"(«Магистральный Самолет XXI века»), который, как планируется, к 2020 году заменит Ту-154 и Ту-204 и выйдет на международный рынок. Первый серийный экземпляр запланирован на 2017 год.

Предполагается, что он будет успешно конкурировать с машинами «Airbus A320» и «Boeing 737». Самолет МС-21 разрабатывается российской авиастроительной корпорацией «Иркут» в сотрудничестве с конструкторским бюро им. Яковлева. Начало положено: этот этап, объясняют специалисты, говорит о том, что программа разработки среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 перешла к этапу создания первых опытных элементов.

В советские годы было принято выступать перед Новым годом с трудовыми рапортами, а сейчас это просто производственные сообщения, значение которых, впрочем, не снизилось. Как раз перед Новым годом на ульяновском заводе «Авиастар-СП» завершили сборку экспериментального отсека хвостовой части фюзеляжа МС-21.

Директор ульяновского филиала корпорации «Иркут» Сергей Милюков пояснил: все компоненты аппарата подлежат проверке на ресурс и надежность. «Экспериментальный хвостовой отсек фюзеляжа МС-21отправится в Ригу, где будет испытываться в течение нескольких лет. Испытательный стенд в Риге обеспечит подачу в отсек сжатого воздуха, выдержку под давлением и сброс воздуха. Это один испытательный цикл, который по нагрузкам примерно соответствует одному реальному полету, но выполняется всего пять минут. Для подтверждения заявленного ресурса в 60 тысяч полетов будет выполнено 300 тысяч испытательных циклов для полной уверенности в надежности конструкции», — цитирует Сергея Милюкова деловой авиационный портал ATO.ru.

В следующем году планируется изготовить первый комплект углепластикового хвостового оперения. Сборке на «Авиастар-СП» подлежит порядка 1300 экспериментальных образцов, из которых уже собрано около девятисот. Инженер-конструктор Сергей Савин сообщил, что собранные образцы переданы в Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского для дальнейших испытаний, а часть образцов проходит испытания по защите самолета от молнии и статического электричества на базе Летно-исследовательского институт аимени М. М. Громова.

Реализация амбициозного проекта досталась ЗАО «Авиастар-СП» вполне закономерно. Предприятие входит в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Здесь делают и обслуживают пассажирские и грузовые самолеты семейства Ту-204, осуществляется новый проект по выпуску тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А, сервисное обслуживание и глубокая модернизация воздушных судов семейства Ан-124.

МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Предполагается создание семейства самолетов на 150, 180, 210 мест. Лайнер разрабатывается на базе проекта Як-242 ОКБ Яковлева. Он является узкофюзеляжным пассажирским самолетом, как и его конкуренты, но по словам конструкторов, ширина его салона обеспечивает более комфортное размещение пассажиров при шестиместном ряде кресел и составляет 3,82 м, что на 12 см больше, чем у А320, и на 28 см — чем у «Boeing 737».

Президент корпорация «Иркут» Алексей Федоров заявил, что уже есть твердые контракты на поставку 128 лайнеров, бизнес-план предусматривает сборку более тысячи машин. Более 70% заявок приходится на 180-местную версию.

Ну а почему для испытаний выбрана рижская лаборатория, кстати, единственная в странах Балтии? У ее специалистов огромный опыт, накопленный с 1961 года. На предприятии трудятся доктора наук, инженеры высокой квалификации и другие авиационные специалисты. Для испытаний используются многоканальные системы нагружения, современное гидравлическое оборудование и техника сбора и обработки информации. Построен лабораторный корпус, оборудованный специальным силовым полом для закрепления испытательных стендов и приложения нагрузок.

Полномасштабное тестирование — усталостные испытания крыла и фюзеляжа — здесь проходили самолеты российского производства Ил-14, Як-40, Ил-18, Ту-134, усталостные испытания фюзеляжа и хвостовых балок — вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-126/226.

Сейчас в этой лаборатории проходят сертификационные испытания новых образцов авиационной техники: взлетно-посадочных устройств крыла самолета Ту-334 (фирмы «Туполев»), фюзеляжа вертолета Ка-226 (фирмы «Камов»), фюзеляж вертолета Ми-26Т с целью увеличения срока службы. Лаборатория проводит ежегодные тестирования компонентов вертолета Ми-8, Ми-17 и их модификаций для контроля качества продукции Казанского вертолетного завода.

Так что даже политика и «развод», состоявшийся больше 20 лет назад, не могут помешать делу, основа которого заложена в советские годы.

Рига

Фото: Григорий Сысоев/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня