Общество

«Иркут» нацелился на «Боинг»

В Латвии пройдут испытания фюзеляжа российского пассажирского «самолета будущего»

  
134

Как ни разрушали политики экономические и производственные связи между республиками бывшего СССР, а часть советского потенциала — и в связях, и внутри стран — сохранить удалось. Созданная в Риге еще в 1961 году лаборатория нынешней компании «Авиатест», выполняющая исследования прочности авиационной техники, займется испытанием хвостовой части российского «самолета будущего» — ближне-среднемагистрального пассажирского лайнера «Иркут МС-21"(«Магистральный Самолет XXI века»), который, как планируется, к 2020 году заменит Ту-154 и Ту-204 и выйдет на международный рынок. Первый серийный экземпляр запланирован на 2017 год.

Предполагается, что он будет успешно конкурировать с машинами «Airbus A320» и «Boeing 737». Самолет МС-21 разрабатывается российской авиастроительной корпорацией «Иркут» в сотрудничестве с конструкторским бюро им. Яковлева. Начало положено: этот этап, объясняют специалисты, говорит о том, что программа разработки среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 перешла к этапу создания первых опытных элементов.

В советские годы было принято выступать перед Новым годом с трудовыми рапортами, а сейчас это просто производственные сообщения, значение которых, впрочем, не снизилось. Как раз перед Новым годом на ульяновском заводе «Авиастар-СП» завершили сборку экспериментального отсека хвостовой части фюзеляжа МС-21.

Директор ульяновского филиала корпорации «Иркут» Сергей Милюков пояснил: все компоненты аппарата подлежат проверке на ресурс и надежность. «Экспериментальный хвостовой отсек фюзеляжа МС-21отправится в Ригу, где будет испытываться в течение нескольких лет. Испытательный стенд в Риге обеспечит подачу в отсек сжатого воздуха, выдержку под давлением и сброс воздуха. Это один испытательный цикл, который по нагрузкам примерно соответствует одному реальному полету, но выполняется всего пять минут. Для подтверждения заявленного ресурса в 60 тысяч полетов будет выполнено 300 тысяч испытательных циклов для полной уверенности в надежности конструкции», — цитирует Сергея Милюкова деловой авиационный портал ATO.ru.

В следующем году планируется изготовить первый комплект углепластикового хвостового оперения. Сборке на «Авиастар-СП» подлежит порядка 1300 экспериментальных образцов, из которых уже собрано около девятисот. Инженер-конструктор Сергей Савин сообщил, что собранные образцы переданы в Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского для дальнейших испытаний, а часть образцов проходит испытания по защите самолета от молнии и статического электричества на базе Летно-исследовательского институт аимени М. М. Громова.

Реализация амбициозного проекта досталась ЗАО «Авиастар-СП» вполне закономерно. Предприятие входит в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Здесь делают и обслуживают пассажирские и грузовые самолеты семейства Ту-204, осуществляется новый проект по выпуску тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А, сервисное обслуживание и глубокая модернизация воздушных судов семейства Ан-124.

МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Предполагается создание семейства самолетов на 150, 180, 210 мест. Лайнер разрабатывается на базе проекта Як-242 ОКБ Яковлева. Он является узкофюзеляжным пассажирским самолетом, как и его конкуренты, но по словам конструкторов, ширина его салона обеспечивает более комфортное размещение пассажиров при шестиместном ряде кресел и составляет 3,82 м, что на 12 см больше, чем у А320, и на 28 см — чем у «Boeing 737».

Президент корпорация «Иркут» Алексей Федоров заявил, что уже есть твердые контракты на поставку 128 лайнеров, бизнес-план предусматривает сборку более тысячи машин. Более 70% заявок приходится на 180-местную версию.

Ну а почему для испытаний выбрана рижская лаборатория, кстати, единственная в странах Балтии? У ее специалистов огромный опыт, накопленный с 1961 года. На предприятии трудятся доктора наук, инженеры высокой квалификации и другие авиационные специалисты. Для испытаний используются многоканальные системы нагружения, современное гидравлическое оборудование и техника сбора и обработки информации. Построен лабораторный корпус, оборудованный специальным силовым полом для закрепления испытательных стендов и приложения нагрузок.

Полномасштабное тестирование — усталостные испытания крыла и фюзеляжа — здесь проходили самолеты российского производства Ил-14, Як-40, Ил-18, Ту-134, усталостные испытания фюзеляжа и хвостовых балок — вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-126/226.

Сейчас в этой лаборатории проходят сертификационные испытания новых образцов авиационной техники: взлетно-посадочных устройств крыла самолета Ту-334 (фирмы «Туполев»), фюзеляжа вертолета Ка-226 (фирмы «Камов»), фюзеляж вертолета Ми-26Т с целью увеличения срока службы. Лаборатория проводит ежегодные тестирования компонентов вертолета Ми-8, Ми-17 и их модификаций для контроля качества продукции Казанского вертолетного завода.

Так что даже политика и «развод», состоявшийся больше 20 лет назад, не могут помешать делу, основа которого заложена в советские годы.

Рига

Фото: Григорий Сысоев/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня