Общество

Карелия становится банкротом

После Нового года тысячи рабочих в республике оказались на улице

  
407

Четыреста тысяч рублей пустили на ветер в новогоднюю ночь карельские власти. В буквальном смысле слова! Именно во столько обошелся им самый грандиозный за последние годы новогодний фейерверк. Увидеть его смогли жители Петрозаводска, столицы региона, собравшиеся на центральной площади города. Саму площадь тоже украсили щедро (в смысле, не поскупились). При хроническом дефиците местного бюджета, исчисляющегося, по данным, обнародованным в канун Нового года депутатами карельского парламента, уже миллиардами рублей, самое время «красиво гулять»!

Парламент, к слову, как раз в декабре, в третьем, окончательном чтении, после многочисленных поправок, принял проект бюджета республики на 2013 год. Из него следует, что «дополнительных доходов не предвидится», но за счет экономии, а также (и — главным образом) перераспределения средств, должны будут увеличиться, в среднем, до 25 тысяч рублей, зарплаты некоторой категории служащих. В частности, учителей. Согласно логике перераспределения, когда средства перебрасываются с одной статьи на другую, у кого-то зарплата, наоборот, понизится.

«Экономить» же, судя по салюту в Новый год, в Карелии уже начали…

Хотя нет, не с салюта. Раньше. Когда бросили на произвол акционеров известный на всю Россию Онежский судостроительный завод. До недавнего времени — гордость Петрозаводска и всей карельской промышленности. Модернизированный немногим более десяти лет назад с учетом современных требованиям, организовавший в 1990-х годах переподготовку своих сотрудников на верфях Германии, ныне он доведен собственниками до банкротства.

С августа полторы тысячи работников завода не получают зарплату. Точнее, получают, но только 2/3 от заработка и — на бумаге, так сказать, в счет будущего. До февраля наступившего года их вывели, как теперь это называется, в простой. То есть, вроде как не уволили, отправив в вынужденный отпуск. Что будет в феврале? «Просто уволят, без выходного пособия, соответствующие бумаги уже подписаны», — говорят работяги- судостроители из числа «отпускников».

Те сотрудники, кто ещё трудится на «Онежском», а это не более полутора-двух десятков сотрудников, стараются максимально использовать короткий зимний световой день. Ведь за долги их предприятие отключено от электроэнергии. Размер задолженности перед кредиторами превышал на конец декабря 600 млн. рублей. Долг завода перед собственными рабочими составляют около 10 миллионов «деревянных».

По словам Владимира Майзуса, бывшего до недавнего времени генеральным директором судостроительного завода, причиной бедственного положения стали разногласия двух собственников. «Есть две компании — обе заграничные, оффшорные. Они не до конца закончили между собой расчеты», — говорит Майзус.

Произошло то, что давно, к сожалению, стало практикой в России. Онежский судостроительный завод вместе с Беломорско-Онежским пароходством входил в группу компаний «ОРИМИ». Потом произошла смена собственника. При покупке завода через удобные во всех финансовых отношениях оффшорные компании у новых владельцев возник спор. Его заложником стало предприятие и его рабочие.

«У должника отсутствуют оборотные средства для выполнения и завершения работ по контрактам, весь объём полученных авансовых платежей израсходован, предприятие не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность, целесообразно признать должника банкротом и открыть конкурсное производство», — такое решение принял на исходе 2012-го года Арбитражный суд республики Карелия. Ничего не скажешь, «отличный» подарок для петрозаводчан, оставшихся накануне новогодних праздников без средств к существованию!..

Так же, как их соседи из Кондопоги. «СП» рассказывала в конце декабря об идущем ускоренными шагами к банкротству ОАО «Кондопога» (бывший Целлюлозно-бумажный комбинат). Там уведомление «о выводе в простой» получили в конце декабря 2400 человек из остававшихся 6000.

Немногим ранее скоропостижно скончался и другой «мастодонт» карельской промышленности — оборонный завод «Авангард». И там финансовый крах проходил по схожему сценарию: отсутствие заказов, долги, сокращения, распродажа имущества. «Авангард», к слову, был того же судостроительного профиля, что и Онежский судостроительный.

На очереди, похоже, Лахденпохский фанерный комбинат. В минувшем декабре сотни его рабочих организовали митинг протеста против закрытия предприятия. К ним присоединились многие жители города, узнавшие, что имущество «фанерщиков» арестовано за долги. Один из организаторов митинга Александр Баишников заявил на нем во всеуслышание: «Банковские структуры хотят развалить наше производство! Мы протестуем против произвола бизнеса!».

Несколько лет назад комбинат взял кредиты на общую сумму 300 млн. рублей у одного из российских банков. По словам руководства предприятия, все взятые на себя обязательства комбинат выполнял, однако, банк остановил кредитные выплаты и потребовал возврата всего долга сразу. Как результат, начались задержки с выплатой зарплаты сотрудникам. Перед комбинатом замаячила перспектива скорого банкротства.

Он, между тем, как и в случае с Кондопогой, предприятие градообразующее. В Лахденпохье проживает без малого 8 000 человек. Работает на комбинате несколько сот из них, не так уж вроде и много. Но в местный бюджет от него в виде налогов поступило за последние годы более ста миллионов рублей. Для города — очень существенно!

Ситуация усугубляется ещё тем, что от котельной предприятия отапливается более 75 процентов всего жилого фонда города. Понятно, что если остановится комбинат, то люди попросту замерзнут зимой в неотапливаемых домах. Помогал комбинат и дровами — как частникам из числа ветеранов и пенсионеров, так и бюджетным организациям.

— Единственное спасение этой ситуации для Лахденпохского комбината — это бюджетное кредитование, — считает первый секретарь Карельского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации Павел Хямяляйнен. — Но согласится ли с этим власть, вот в чем вопрос. Я лично не очень верю в её, сегодняшней власти, возможность адекватно и, что главное, оперативно реагировать на ситуации, подобные той, что имеют место сейчас в Лахденпохье, Кондопоге, Петрозаводске.

Сколько мы бились за Онежский судостроительный завод! Какие только варианты его спасения ни предлагали. Но в ответ слышали только одно — «надо подождать», пусть, мол, собственники разберутся. Они и «разобрались». Такой гигант судостроения пропал!.. Я сам «родом» оттуда. Отработал на этом заводе не один год. Знаю там всё и всех. До сих пор болит сердце за то, что с ним сделали.

Ситуация в Карелии сейчас вообще достаточно напряженная. Чему свидетельство — убыточная работа лесного комплекса, вывод налогов из республики в другие регионы (например, Костомукшский ГОК), а это ни много ни мало — два с половиной миллиарда рублей. По промышленным предприятиям Карелии больно бьют и постоянно растущие тарифы на электроэнергию, железнодорожные перевозки.

«СП»: — В последние годы руководство Карелии как будто бы решило сделать ставку на развитие в республике туризма. Говорят, это привлечет иностранных инвесторов. Год назад в Петрозаводске прошла даже масштабная презентация «новых Кижей» — туристского комплекса, который задумали возвести на этом заповедном острове

— Идея о развитии нашей республики как туристического края — красивая, но, увы, несостоятельная. Туризм необходимо развивать, но ни он, ни торговля не смогут обеспечить Карелию рабочими местами, достойной зарплатой, хорошими перспективами. Нельзя забывать, что основой любой экономики является все-таки производство. Власть кидается из стороны в сторону, вместо того, чтобы поддерживать и развивать традиционное для Карелии производство. И в этом её главная ошибка.

Такой вот «Новый год» в одной из самых красивых республик России, крае лесов и озер. Некогда — самоокупаемом. Ныне — глубоко дотационном.

Справка «СП».

Онежский судостроительный завод — одно из старейших предприятий Карелии. Было основано в 1944 году. Сначала здесь ремонтировался флот Беломорско-Онежского пароходства, а с 1990-х стали строить сухогрузы. Ещё в марте 2012-го года не было, казалось, никаких оснований для банкротства: на заводе торжественно заложили два лоцмейстерских катера. Но на вооружение «Росморпорта» эти суда так и не поступили. Их корпуса стоят недоделанные. Других заказов нет.

Лахденпохский фанерный комбинат «Бумэкс» создан в 1950-е гг. на базе бывшего финского фанерного завода.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня