18+
суббота, 21 января
Общество

Как судовладельцы загоняют русских моряков в рабство

Не так страшны пираты Сомали, как работодатель, которому закон позволяет многое

  
268

Кировский районный суд Санкт-Петербурга намерен 30 марта рассмотреть исковые заявления от экипажа теплохода «Метелица». Об этом сообщил корреспонденту «Свободной прессы» Дмитрий Иванов, главный правовой инструктор Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков. История «Метелицы» сейчас у всех на слуху — судовладелец бросил моряков на произвол судьбы вместе с кораблем. Экипаж требует арестовать теплоход в счёт невыплаченной заработной платы.

К сожалению, подобная ситуация повторяется с пугающей периодичностью. «Свободная пресса» попыталась выяснить глубинные корни проблемы, как и почему судовладельцам так легко удается превратить российских моряков в бесправных рабов.

Пираты Сомали — это детские забавы

Изможденное лицо капитана «Метелицы» Сергея Хоружевского в бликах пламени свечи, поскольку свет не включают из экономии. Он вздыхает и начинает говорить в камеру мобильного телефона:

— Неделю назад у нас закончились запасы питьевой воды и продовольствия. Больше терпеть нет сил. Помогите…

Нет, его судно не застряло по вине пиратов у берегов Сомали, он пришвартовался у 21 причала порта… Санкт-Петербурга. Экипаж теплохода «Метелица» оказался заложником непорядочности собственного судовладельца.

В начале января судно зашло на разгрузку в порт северной столицы. Здесь работодатель обещал рассчитаться с экипажем. Но так и не объявился. Моряки, оставшиеся без средств к существованию, ждали судовладельцев целый месяц, а потом обратились в суд. Но сумеют ли они отстоять свои права? Большой вопрос. Поди разберись: по документам судовладельцем теплохода «Метелица» числиться мурманская компания «Панросс». Но она сдала судно в аренду новороссийской фирме «АзЧерРыба». А нанимателем выступает некая фирма «Мэрвин Трэйдинг» из Белиза, которая и не заплатила. Как до нее добраться!

Виноват иностранный флаг

Ежегодно иностранные фрахтователи кидают в портах несколько десятков российских судов. Так было до кризиса. Теперь же, опасаются моряки, число обманутых экипажей может возрасти в разы. Ведь по оценкам экспертов, более трети отечественных кораблей, работающих под российским флагом, находятся в аренде у иностранцев. Даже хлипкая посудина, курсирующая по Москве-реке, может быть зафрахтована иностранной компанией.

Заграничные фрахтователи полностью игнорируют российские законы: тысячи наших моряков месяцами не получают зарплату, а бюджет России теряет десятки миллионов долларов в виде страховых и пенсионных отчислений.

Но страшнее всего, что моряки зачастую превращаются просто в рабов.

Моряк на судне — пустое место

Уроженец Нижнего Новгорода Сергей Тихомиров ходит в рейсы с 1994 года. Но, по его словам, даже в лихие 90-е к российским морякам относились с большим уважением. А сейчас… Он показывает глубокие шрамы на руках. Год назад Сергей работал на сухогрузе, который был арендован итальянской компанией для перевозки удобрений.

— Теплоход вообще не должен был выходить в море, потому что — это было чисто речное судно, которое еще лет 10 назад должно быть списано, а в корпусе натурально зияла пробоина. Но дело не в этом, — вспоминает он. — Экипаж был смешанный украино-российский, вернее — четверо русских, а капитан и еще 10 человек — украинцы. Вот они над нами и издевались, как хотели. Мы несли за них вахты, разгружали судно, а в первом же российском порту все четверо сбежали. Слава Богу, при расчетах не кинули, хотя постоянно обещали оштрафовать.

Но самые страшные порядки процветают в рыболовном флоте на Дальнем Востоке.

— Там есть два варианта — либо ты возвращаешься с деньгами, либо ты раб, и национальность не имеет значения, — вздыхает бывший моряк Николай Сухомлинский.

В 2005 году, погнавшись за большими заработками, он устроился на траулер «Первореченск».

—  У нас у всех отобрали паспорта, постоянно избивали, пока судно не задержали пограничники за нелегальный лов краба. Но самое смешное, что в рабстве находилось 25 украинцев и 5 россиян. Когда поднялся скандал, украинцам заплатили деньги, и отпустили, а мы так и остались ни с чем, и никому до нас нет дела.

Дмитрий Александров пытался судиться с американской фирме «Deхtra holding», которой был сдан в аренду теплоход «Манфред Паульс», над которым гордо реял российский стяг. На судне Александров работал механиком, и во время дежурства сломал руку. Его списали на берег, а судовладельцы наотрез отказались оплачивать больничный лист и страховку за производственную травму.

— Как же так, — возмутился Александров. — Есть Трудовой кодекс, есть законы, ведь судно российское?

Но добиться правды так и не смог. Государственная инспекции труда Санкт-Петербурга просто послала Александрова на три буквы — в США. «…Для решения Ваших вопросов Вам следует обратиться к работодателю — DEXTRA HOLDING COMPANY, INC 3831 EUNICE WILINGTON, DE 19808 NEW CASNLE country USA…» — посоветовали ему.

В общем, пиши, моряк, на деревню американскому дедушке…

Это страшное слово — бербоут-чартер

— Может быть, не открою большого секрета, но фрахтователи-кидалы только на бумаге иностранцы, — горько усмехается эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков Валерий Нефедов. — А в большинстве своем они — отечественного разлива. Регистрируют фирму, где-нибудь на Кипре, и ей сдают в аренду по бербоут- чартеру собственный пароход.

Нефедов показывает три толстенные папки с характерным названием: «Судовладельцы — рабовладельцы». Здесь перечисляются случаи, когда моряки, работающие на судах, арендованных иностранцами, оказывались на положении рабов. Вот справка о проверки российских судов инспекторами федеральной службы по труду и занятости. В документе написано: «В ходе 200 проверок российских судов, переданных в бербоут-чартер, выявлено 250 нарушений трудового законодательства».

Большинство нарушений, судя по справке, касаются махинаций с заработной платой. За сухими строчками кроются судьбы многих обманутых моряков.

Экипаж судно «Касла», как и экипаж «Метелицы», был кинут в Питерском порту. «Касла» по документам принадлежал ЗАО «Чукотской торговой компании», которая передала его в лизинг Владивостокской «Ойл-Компакт». Но набор моряков на судно провела панамская «Федфис Трейдинк Инк». Суд постановил арестовать судно, но хозяин нанял штрейхбрекеров и угнал корабль из порта в неизвестном направлении. Зарплаты моряки так и не увидели.

В прошлом году на рыболовное судно «Умурга», принадлежащее столичной ЗАО «Супер-Аталнтик», мурманское агентство «Норд Плюс» завербовало команду моряков, которая отправилась рыбачить в Мавританию. Потом теплоход зашел в порт Конакри (Экваториальная Гвинея). Здесь-то и выяснилось, что судно находиться в бербоут-чартере у гвинейского предпринимателя Иссиаг Бангоера. Он должен был выплатить морякам зарплату по 22 тысячи долларов каждому. Но денег рыболовы так и не увидели. Бизнесмен вызвал полицию и выдворил экипаж с судна. Морякам пришлось самим добираться до России. При этом, один из рыболов во время всех этих скитаний умер.

Можно ли бороться?

Ситуацию, по просьбе «Свободной прессы», комментирует Игорь Ковальчук, первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков:

-В России не одна из официальных служб на сегодняшний день не обладает точной информацией, сколько российских судов, сейчас находиться в аренде у иностранцев, потому что в нашей стране не существует закона обязывающего судовладельца регистрировать подобные сделки. Но радует хотя бы то, что сейчас государство в лице Минтранса, наконец признало существование такой проблемы. В 2007 году Минтранс направил во все портовые службы и инспекции информационное письмо №СА-18/ 5089 «О применении российского законодательства по отдельным вопросам, возникающим при передаче судов в бербоут-чартер, суббербоут-чартер и предоставлении им права плавания под Государственным флагом Российской Федерации» за подписью заместителя министра Арестова, где говорилось, что эксплуатация российских судов иностранными фрахтователями не допускается и является нарушением закона. Но, как показала практика, эта директива не сработала. Потому что факты подобных сделок судовладельцы скрывают. О них становится известно только после жалоб моряков на беспредел со стороны работодателей, или после проверок надзирающих органов за соблюдением трудового законодательства на кораблях. Искоренить полностью бербоут-чартер могла бы только обязательная регистрация сделок с иностранцами. Но государство принимать такой закон не спешит.


Из досье «СП»:

Бербоут-чартером называется договор о передаче судовладельцем судна без экипажа в аренду фрахтователю. Западные судоходные компании прибегают к таким договорам, во время вынужденных простоев судов, когда нет заказов на перевозку грузов. В России свои правила игры, для наших дельцов бербоут-чартер прежде всего удобная схема обмана экипажей и ухода от налогов. На сегодня Российские судовладельцы контролируют 1037 транспортных средств. Более 250 из них зарегистрированы в заграничных корабельных оффшорах и ходят под иностранным флагом. В результате, по оценкам экспертов, Россия ежегодно теряет от 2 до 3 млрд. долларов. А вот подсчет потерь от сомнительных договоров об аренде с иностранцами никто не ведет. Известно только, что около 35% судов, работающих под российским флагом, находятся в бербоут-чартере у заграничных фрахтователей

Между тем еще в апреле 2001 года, когда главное управление Федеральной службы налоговой полиции России по Дальневосточному федеральному округу обратилось в Правительство РФ с просьбой навести порядок в законодательстве. Эта просьба была услышана только в 2005 году — при Министерстве транспорта была создана межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по нормативному регулированию вопросов связанных с соблюдением российского трудового законодательства на российских судах, переданных в бербоут-чартер без смены флага. С тех пор прошло 4 года, группа провела десять заседаний. Но дальше мониторинга ситуации дело не пошло.


Некоторые из последних акций протеста русских моряков

Март 2009 г. В портах Великобритании и Франции протестуют моряки двух судов «Колпино» и «Гатчина», которые принадлежат Выборгской судоходной компании. 28 человек, все граждане России, требуют выплатить им зарплату. Долг, по их словам, за несколько месяцев достиг 200 тысяч евро.

Февраль 2009 г. 15 моряков теплохода «Кигилях», принадлежащий Арктическому пароходству и находящийся в оперативном управлении у Северо-Восточной судоходной компании Владивостока, решили не подходить к причалу под разгрузку угля до тех пор, пока им не погасят задолженность по зарплате на общую сумму 76 тысяч долларов.

Февраль 2009 г. Экипаж судна «Федор Попов», также находящееся в оперативном подчинении у Северо-Восточной судоходной компании, после забастовки, принял решение обратиться в Трудовую инспекцию и прокуратуру за помощью в возврате долгов по зарплате.

Февраль 2009 г. Экипаж лесовоза «Мадеро» бастовал в порту Ванино Хабаровского края. Долги по зарплате за четыре месяца достигли 100 тыс. долларов. Судно было зарегистрировано под флагом республики Сент-Винсент.

Сентябрь 2008 г. 12 человек экипажа теплохода «Иван Назаров» бастовали в азовском порту, требуя погасить долги по зарплате за три месяца на общую сумму 43 тысячи долларов.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня